10 любимых фильмов Рюсукэ Хамагути — обладателя «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм» за экранизацию Мураками

1K прочитали
Японский фильм «Сядь за руль моей машины» получил много престижных премий, но на поверку оказался слишком скучным.

Японский фильм «Сядь за руль моей машины» получил много престижных премий, но на поверку оказался слишком скучным. При этом сам режиссер Хамагути ценит замечательное кино, смотреть которое гораздо увлекательнее.

Не так давно компания Criterion попросила режиссера составить свою десятку фильмов, которые его неизменно вдохновляют. Хамагути, как настоящий кинолюбитель, конечно, выбрал чуть больше 🙃

1. Три фильма Жана Ренуара

Объединенные общим названием «Сцена и спектакль» три картины французского классика — «Золотая карета» (1952), «Французский канкан» (1955) и «Елена и мужчины» (1956) — так или иначе связаны с темой сцены, театра и зрелища вообще.

Жан Марэ и Ингрид Бергман в фильме "Елена и мужчины"
Жан Марэ и Ингрид Бергман в фильме "Елена и мужчины"

2. Три фильма Жана Гремийона времен оккупации

Хамагути шутит: в Японии Гремийона знают мало, поэтому когда он познакомился с его фильмами, то подумал: ого, есть еще один великий режиссер по имени Жан. В его творчестве Хамагути особенно выделяет работу с крупными планами и закадровым пространством. Что смотреть: «Буксиры» с Габеном и Морган (1941), «Летний свет» (1943) тоже по сценарию Превера и «Небо принадлежит вам» (1944) с Шарлем Ванелем и Мадлен Рено.

Летний свет (Lumière d'été), 1943
Летний свет (Lumière d'été), 1943

3. Золотая каска

Casque d’Or, реж. Жак Беккер, 1952

Японский фильм «Сядь за руль моей машины» получил много престижных премий, но на поверку оказался слишком скучным.-4

Хамагути выбирал между двумя фильмами Беккера — «Дырой» и «Золотой каской» — и выбрал последний. В главной роли — Симона Синьоре и Серж Реджани, и опять взгляды, эмоции, любовь, нелюбовь — в лучших традициях великого кино.

4. Стромболи, земля Божья

Stromboli (Terra di Dio), реж. Роберто Росселлини, 1950

Японский фильм «Сядь за руль моей машины» получил много престижных премий, но на поверку оказался слишком скучным.-5

«Брак между Голливудом, миром чистого вымысла, и неореализмом» — так Хамагути называет сотрудничество, партнерство и собственно брак между актрисой Ингрид Бергман и режиссером Роберто Росселлини. «Стромболи» — их первая совместная работа.

5. Все, что дозволено небесами

All That Heaven Allows, реж. Дуглас Сирк, 1955

Японский фильм «Сядь за руль моей машины» получил много престижных премий, но на поверку оказался слишком скучным.-6

Японский режиссер особенно выделяет безупречную работу великого американского оператора Расселла Метти и вспоминает цитату из самого Сирка, который говорил, что камера — это своего рода рентген, потому что видит душу персонажа.

6. Женщины ночи

Yoru no onnatachi, реж. Кэндзи Мидзогути, 1948

Японский фильм «Сядь за руль моей машины» получил много престижных премий, но на поверку оказался слишком скучным.-7

Странно было бы не обнаружить ни одного японского фильма в списке режиссера из Японии, не так ли? Хамагути выбрал наиболее неизвестного Мидзогути, специалиста по падшим женщинам и их несчастным судьбам.

7. Пять немых фильмов Микио Нарусэ

Еженощные грезы (Yogoto no yume), 1933
Еженощные грезы (Yogoto no yume), 1933

Сразу пять (!) фильмов выдающегося японца, причем совсем не тех, которые наиболее известны в мире. Нарусэ периода 1950-60-х годов, по мнению Хамагути, стал более сдержанным, а вот его ранние немые фильмы — «Маленький человек, старайся!» (1931), «Приемный ребенок» (1932), «С тобой мы в разлуке» (1933), «Еженощные грезы» (1933) и «Улица без конца» (1934) — это Нарусэ более яркий и динамичный.

8. Три немых фильма Джозефа фон Штернберга

«Подполье», «Последний приказ» и «Пристани Нью-Йорка», все 1928 г. — мастер-класс по работе с освещением в кино. Для Хамагути это еще и личное воспоминание: диск с этими тремя фильмами Штернберга ему в свое время подарил историк кино Хейден Гест, который руководит Гарвардским киноархивом.

Пристани Нью-Йорка (The Docks of New York), 1928
Пристани Нью-Йорка (The Docks of New York), 1928

9. Праздник

Holiday, реж. Джордж Кьюкор, 1938

Японский фильм «Сядь за руль моей машины» получил много престижных премий, но на поверку оказался слишком скучным.-10

Диалог на длинном плане — вещь в современном кино крайне редкая, говорит Хамагути. А у Кьюкора получается так здорово, что неожиданно для себя зритель осознает: герой Кэри Гранта не женится на сестре героини Кэтрин Хепберн, потому что Хепберн и Грант созданы друг для друга.

10. Шанхайские цветы

Flowers of Shanghai, реж. Хоу Сяо-сянь, 1998

Японский фильм «Сядь за руль моей машины» получил много престижных премий, но на поверку оказался слишком скучным.-11

10-е место должен был занять другой тайваньский фильм «Яркий летний день» Эдварда Яна, но Хамагути все сделал правильно. В «Шанхайских цветах», как и в большинстве других фильмов из своего списка, он снова выделяет картинку с идеальной композицией кадра и вспоминает оператора Марка Ли Пинбина — многократного соавтора Хоу Сяо-сяня, снявшего в том числе прекрасное «Любовное настроение».

Расскажите в комментариях, понравился ли вам этот список.
Приятного просмотра!

Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями👨‍👩‍Подписывайтесь на канал 💡