Ох уж эта прекрасная архитектура! Сколько жизни, идей и геометрии в ней! Каждый стиль архитектуры уникален. Он несет идею, научный прогресс, веру и эстетику того времени, в который был создан. Но от величественности и уникальной ажурной красоты готической архитектуры бросает в особый мандраж!
Как же появился готический стиль?
Готическая архитектура зародилась в Европе в зрелом и позднем средневековье (12-15 века). Она постепенно сменила архитектуру Романского стиля. Родиной готики считается Франция.
Термин "готика", "готическая архитектура" происходит от слова "готы" – так римляне называли варварские племена с севера. Термин возник позже (в Новое время) как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами и подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от античного искусства Древнего Рима.
В эпоху зарождения готики Церковь в жизни общества играла огромную роль. Помимо религиозных дел Церковь также влияла на политику, экономику, образование и искусство. В те времена развитие науки полностью было под надзором Церкви. Поэтому готический стиль изначально зародился именно в церковном строительстве, а уже после перешёл и на светскую архитектуру.
В средневековье все переулки и улицы выходили к центру города, где занимал свое почетное место собор. Его регулярно посещали множество прихожан, в нём обучались, здесь жили нищие, и даже разыгрывались театральные постановки. Правительство также заседало в церковных помещениях. Изначально готический стиль для собора имел для себя цель существенно расширить пространство, сделать его более светлым.
Новые требования жизни с одной стороны и развитие науки и техники с другой стороны, стали предпосылками к появлению технически сложного готического стиля. Решающим фактором стало открытие нового способа распределения нагрузки: вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определённых точках, и если их поддержать именно в этих местах, другим элементам постройки уже не обязательно быть несущими. Так возник готический каркас:
Отличием от предшествующих стилей стало то, что свод перестали опирать на сплошные толстые стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами, вынесенными наружу здания.
Такая конструктивная схема была открыта ранее - в предшествующую эпоху Романского стиля. Но более монументальный готический стиль привнёс свои новые особенности, которые отражены на данной схеме:
Эти конструктивные решения позволяли не только экономить строительные материалы, но и сделать внутреннее пространство храма более просторным, отказавшись от загромождавших и затемнявших его колонн. Готические храмы задумывались таким образом, чтобы они были способны вместить в себя жителей всего города одновременно. Пространство между колоннами заполнялось тонкими стенами, покрытыми резьбой, или цветными витражами в стрельчатых арочных проёмах. Увеличение площади остекления улучшило освещённость нефа.
Конструктивные и художественные элементы готического стиля
● контрфорс - вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию;
● аркбутан - наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов на опорный столб (контрфорс), расположенный за пределами основного объёма здания;
● пинакль - декоративная копьевидная башенка, часто увенчиваемая остроконечным фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Конструктивной функцией пинакля является пригруз опоры аркбутана, чтобы предотвратить её сдвиг. Для данной цели пинакли нередко утяжеляли свинцом;
● нервюры (фр. nervure — жилка, прожилка) — выступающее ребро каркасного крестового свода.
Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и боковой распор и расширить оконные проёмы. Нервюрный свод также называют веерным. Система нервюр образует каркас, облегчающий кладку свода.
● масверк — готический декоративний каркасный орнамент, все элементы которого построены при помощи циркуля. Состоит из стилизованных трилистников либо четырёхлистников, кругов и их фрагментов. Выполняется глубоким рельефом на деревянных либо каменных конструкциях.
● Вимперг — (нем. Vimperg) – высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий. Поле вимперга украшалось ажурной или рельефной резьбой; по краям вимперг обрамлялся каменными пластическими деталями и увенчивался крестоцветом (флероном).
● Трифорий — невысокая декоративная галерея в средневековых соборах Западной Европы, расположенная в толще стены над арками, отделяющими боковые нефы от среднего.
Периоды развития готики
В целом можно выделить три периода развития этого стиля, характерные для всех:
Ранняя готика. Главные отличительные признаки:
● Высокие стрельчатые окна без масверка (Франция), с масверком и без крипты (Германия)
● Фасады 2-х башенные с круглыми окнами (розасами). Розас и фасад Нотр-Дама в Париже становятся образцами многочисленных кафедральных соборов
● Масверк, круглое готическое окно и вимперги высшей утонченности
● Важные росписи по стеклу
● Членение стен 4-х зонное
● Круглые колонны с 4 тонкими служебными колоннами
● Богатая орнаментика капителей
● Исключительно стрельчатые арки
Зрелая готика. Главные отличительные признаки:
● Вместо стен устанавливаются витражи с росписью. После замены односкатных крыш боковых нефов шатровыми и вальмовыми крышами удается снабжать задними окнами и трифории (Кельн). окна верхних проемов круглые
● Членение стен 3-х зонное
● Тонкие разделяющие стены
● Усиление вертикалей
● Колонны составные (пучкообразные)
● Арки полуциркульные
● Свод 4-частный
● Крыши башен ажурные
Поздняя готика. Главные отличительные признаки:
● Низкие верхние оконные проёмы или уменьшение размеров окон, а так же круглые окна наряду со стрельчатыми с богатым ажурным орнаментом
● Более высокие аркады
● Более декоративно насыщенная (стиль Изабелла с 1475, стиль Платереско — соединение восточных и мавританских влияний)
● Ажурный орнамент в виде рыбьего пузыря (каф. собор Амьена 1366-1373)
● Средний неф выше боковых и меньше разделительных элементов между нефами. В Германии поперечный неф вовсе отсутствует
● Колонны приобретают более упрощенный профиль. круглые столбы устанавливаются далеко один от другого
● Капитель на служебных колоннах отсутствует или есть на отдельных колоннах
● Арки больших размеров — килевидная (уже ренессансная)
● Звездчатый или сетчатый свод и свод с замковыми нервюрами с грушевидным профилем
● Трифорий отсутствует
● Крыши с куполами.