Мир не долго праздновал окончание Второй мировой войны, сильно изменившей карту Европы. Она, наряду с Первой мировой, вскрыла непреложную и безжалостную истину - в момент передела мира, с целью приискания ресурсов или иных материальных и нематериальных ценностей, известная часть их гибнет. Памятуя об этом, война как средство ограбления соседей стало довольно неэффективным средством.
Поэтому с начала 70-х в мейнстриме послевоенной политической теории обозначилась постепенная утрата роли государства в управлении обществом. Все чаще и чаще стал звучать термин "политическая система".
Интересно, что Д.Стоукс и Д.Батлер отмечают в отрезке 1960-1970 годах уменьшающуюся связь социальных классов с политикой. Причиной этому, они видели в создании устойчивого рынка, снижения уровня нищеты и определенную социальную защищенность большинства граждан европейских стран, снижение негативных ожиданий в обществе.
Завоевывают место и соответствующие установки в экономической теории, минимизирующие какое либо, более-менее деятельное участие. Дж.М. Кенси с его "основным психологическим законом" предан забвению и кругом в фаворе либертарианцы. На острие господствующих мнений - Мюррей Ротбард, где в книге "К новой свободе: Либертарианский манифест", он формулирует лицо новой экономики - "правительство должно воздерживаться от вмешательства в экономику... Оно не должно поддерживать неустойчивые компании и отрасли, не должно спасать фирмы, попавшие в сложное положение». Мир "подсажен" на Фридриха Хайека, Майкла Фридмана, Анн Рэнд.
"Целительную силу" свободного рынка ощутили и Россия в 90-х, и восточная Европа, и ряд латиноамериканских стран. Либертарианство навязывается и сейчас, как политическая философия, основанная на принципе самопринадлежности и выводимых из него требованиях об ограничении легитимных функций государства.
Таким образом, это экономическое течение по сути отвергает наличие государства как такового, как формы самоорганизации наций. Это ничто не иное, как способ обретения господства над экономикой независимых стран, а значит обретение фактической власти над ними.
Я бы даже сказала более. Либертарианство в ключевых странах Европы, в том виде в котором оно преподается нам, невозможно в принципе. Я не представляю себе анархокапитализма скажем в экономике Германии, да и ЕС с ее евробюрократией.
Экономика в Европе всегда была в известной степени контролируемой, имела даже свои пятилетние (индикативные) планы, она давно находится в собственности устоявшихся европейских элит. Третьим же странам навязывалось либертарианство даже более в форме ультраминархизма, в котором государство нужно только для того, чтобы защищать права и свободы граждан, сиречь - право на полную деассоциацию себя от государства. А это, в свою очередь, делает понятие государство - эфемерным, а само государство - номинальным.
Таким образом, мы приходим к интересному, но кажущимся только на первый взгляд, противоречию. С одной стороны, мы видим в последние десятилетия в европейской повестке снижение в жизни социумов роли национальных государств и увеличение контролирующей роли в жизни европейских народов надгосударственных структур.
Взять только ЕС. Европарламент, Европейский Совет, Совет ЕС, Европейская комиссия (ЕК), Суд ЕС, Европейская счетная палата, Европейский ЦБ, Комитет регионов,Европейский социально-экономический комитет и множество прочих, (Европол, Евроюст, мониторинг-центры, спецпредставительства).
С другой стороны, - либертарианство. Система убеждений и взглядов, которая в принципе отрицает любой контроль свыше. В первую очередь собственно "родными" государствами, соответствующих наций. Квинтэссенция полной свободы. Как это коррелируется?
Очень просто. Нет там никакого либертарианства в том виде, в котором это преподается нам. Нет и никаких декларируемых свобод. Ничто не изменилось. Изменились лишь методы управления. Канули времена Адама Смита и Давида Рикардо с их постулатом - "позвольте людям делать то, что они хотят творить."
Английский политолог Д. Хелд, в "Моделях демократии" писал о ней как о "двустороннем феномене; с одной стороны она стремится к преобразованию государства, с другой стороны, к реструктуризации гражданского общества." И мы это ощущаем.
Произошла эволюция систем управления. Управление основанное на насилии - это уже признак несовершенства. Потому что наказание - это реакция на неповиновение. Это уже постфактум, Это исправление огрехов системы. Потому как неповиновение уже произошло. Не будем брать в расчет идеологию азиатских автократий, базирующихся на принципе перманентного насилия как необходимая и естественная составляющая проявления любой власти вообще - нет насилия - нет власти (Шань Ян и Хань Фей). Но определенные связи с легизмом просматриваются, и мы еще будем говорить об этом.
Как сделать так, чтоб человек сознательно был покорен? Очень просто. Дать ему ощущение, что он влияет на что-то. И что то, что ему дано властью свыше - это и есть тот объем свободы, который ему необходим. А много ли нужно человеку? Нужно лишь дать ему "модель поведения". Взрастить в одном поколении. И она обретет "жизнь вечную" в детях.
Технологии это позволяют. И мир занимается нашим воспитанием постоянно. Интернет, реклама, мода. Мы все, в той или иной степени, превратились в аккаунт, наша жизнь - в сториз, а мир наших увлечений - в контент. Мы цифровые клоны друг друга. Нам навязаны определенные модели поведения. Алгоритмы изучают и подбирают нам комфортные информационные коконы. Коучи, практики личностного роста, маркетинговые слоганы, это все обрабатывает наше сознание, даже не с целью впарить какой-то товар, а чтобы мы сами хотели есть это "варево". И не мечтать об ином. Соцсети захватили нас настолько, что выдавили нас из социальной и что самое главное - созидательной жизни.
Лишь половину времени мы проводим в материальном мире, ведь в отличии от виртуального - он конечен. И потому имеет большую ценность. И ограниченный круг собственников. Где наше участие отнюдь не приветствуется.
У нас не отнимают свободу, - нам ее дарят. Нематериальный эрзац ее. Я думаю, если бы Одиссей жил сейчас, он подарил бы троянцам не коня, а гаджет. И через некоторое время, он взял бы Трою без жертв. Природа человека корректировалась всегда, а теперь - особенно. Механизм процессов рассмотрен здесь - https://zen.yandex.ru/media/id/5f7dd6cc2c89770d8a986f50/615034b8eebd2f0145ccc9f2. Пусть здесь и есть некоторая гипербола.
Понимая это, Вам будет проще понять, почему при всей открытой политики России и логичности, обоснованности требований, готовности к компромиссам, мы ощущаем упорное непонимание в ЕС. Почему так сильны усилия подавления инакомыслия в Европе, что особенно стало видно в последние недели. Где Европа демонстрирует поистине эффективнейший медийно-репрессивный аппарат?
Вспомните Мишеля Фуко - "Человеческая душа рождается из процедур наказания, надзора, кары и принуждения." Состоявшись, жертва власти сама превращается в носителя ее императивов.
Поэтому, мы лицезреем сегодня этот абсурд современности - требование отречения от России, гонения на русский язык, культуру, запрещение Достоевского, Русского балета, кухни. Это и есть работа тотального, репрессивного, ментально-формирующего аппарата. Можем ли мы быть в таком Союзе? Есть ли нам там место?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно уяснить одну простую истину насчет России и ЕС. В тюрьму входят либо заключенным, либо надзирателем.
Свободный лишь вызовет потребность в бунте среди заключенных. И потому он там чужд.
Поэтому, там вы не нужны.
Но вас всегда ждут на "канале для осознанно мыслящих" у Алич.
Спасибо за прочтение, подписывайтесь на канал, выражайте свое мнение, возражайте, поддержите лайком. Оставайтесь с нами. Впереди будет много интересного.
Я надеюсь, на вашу помощь, друзья, поделится и сделать репосты в соцсетях, либо как еще. Пусть нас с Вами услышат и другие.
Р.S. Напоминаю, что в последнее время участились случаи потери подписчиками своих каналов. Будьте готовы переподписаться, найдя мой канал в поисковой строке. "Мила Алич". Запомните. Не Ида Галич, не Мила Кунис, не Мила Йовович, не Мила Нитич.
Команда "Дзена" работает над этой проблемой. Простите за временные неудобства.
Если с вами это произошло, сообщите пожалуйста мне об этом.
Всегда с вами. Ваша Алич.