До того коротка история США, что в фильмах в жанре вестерна, где действие в основном происходит во второй половине XIX-го и начале XX-го веков, постоянно мусолится одно и то же. Будь то пограничный город Эль-Пасо, в котором в каждой ленте неизменно грабится банк. На тот момент в Штатах, видимо, больше населенных пунктов на юге страны не было, разве что кроме еще Тумстоуна. Или племя кровожадных апачей, чьи военные вожди в действительности выглядели как кривоногие низкорослые деревенские бабки. Либо вся та же пресловутая Мексиканская революция начала прошлого века, подарившая нам в кинематографе лихих усатых главарей в сомбреро, руководившими недалекими герильяс в белой одежде (ну что с последних возьмешь, они же крестьяне).
Собственно, весь данный набор штампов, кроме апачей, распиханных по пионерским резервациям, присутствует в фильме «Река плохого человека» 1971-го года выпуска, снятого режиссером Эухенио Мартином. Начинается, как и следовало ожидать, с ограбления суперзащищенного сейфа банка в Эль-Пасо, устроенного группировкой из трех человек, возглавляемой Роем Кингом в исполнении непревзойденного сатирика Ли Ван Клифа.
После череды психологических вестернов поначалу подумал, что нарвался на мюзикл из-за идиотского саундтрека. Решил, скоро начнутся танцевальные номера а-ля кабаре. Причем, в середине ленты в звуковую дорожку даже вклинились какие-то вудстокеры со своими роковыми гитарными риффами. Но ошибся. Как говорил один из персонажей русского псевдовестерна «Человек с бульвара Капуцинов»: «Сдается мне, джентльмены, это была комедия». А, когда тормознутые мексиканские бандиты выкатили на огневую позицию пулемет с прозвищем «Аделита», понял, что это, вообще, пародия на вышедшие ранее фильмы данного жанра. Ведь, тут отчетливо видна прямая отсылка к ленте «Чунчо. Кто знает?» или «Золотая пуля».
Верховодят здесь не комедийно брутальные мужчины, а гражданка Алисия (Джина Лоллобриджида), в процессе сюжета вышедшая замуж сразу за двоих – Ли Ван Клифа и мексиканского дипломата Пако Монтеро. Ведь, на кону стоит миллион долларов, выкаченный за взорванный корешами Кинга арсенал правительственной армии. Героическая четверка грабителей банков покорно пляшет под ее дудку, попутно отстреливая гарнизон того самого арсенала, мексиканскую банду во главе с эрзацЧунчо, а также всяких встречных-поперечных, подвернувшихся под дуло револьверов и винтовок.
Отмечу, за все время огневых дуэлей из четверки никто не пострадал. Лишь один словил пулю, но через две минуты чудесным образом выздоровел. Один только момент, когда они, едучи на автомобиле со скоростью один километр в час сквозь лагерь правительственных войск, разбрасывают вокруг пригоршни динамита, говорит, что перед нами пародия. Вспомнился почему-то эпизод с мостом из «Хорошего, плохого, злого».
Уже в конце фильма, когда его герои прорываются на наспех сколоченном сарае на колесах через армейский лагерь, вспомнил, что кино то я уже когда-то видел, но запамятовал о нем. Интересно, сколько еще таких открытий чудных у меня впереди, поскольку это не первый случай в моей недавней практике обзоров вестернов.