LADA NIVA: легенде 45 лет.

В этом году исполняется 45 лет с начала серийного производства ВАЗ-2121 «Нива». За эти годы выпущено без малого 2,5 миллиона автомобилей.

В этом году исполняется 45 лет с начала серийного производства ВАЗ-2121 «Нива». За эти годы выпущено без малого 2,5 миллиона автомобилей. «Нива» первая самостоятельная разработка инженеров Волжского завода, ставшая серийным автомобилем. 

Внедорожник создавался для сельских жителей нашей страны, но в итоге стал популярен по всему миру. Так в 1978 году освоено производство экспортной модификации ВАЗ-21211 с двигателем 1,3 л, а в 1982 начато  производство модификации ВАЗ-21212 с правым рулём. За 45 лет 700 тысяч автомобилей было поставлено на экспорт более чем в 100 стран.

В «Ниве» была использована комбинация технических решений, новаторская для внедорожников того времени. Это несущий кузов, дифференциальный постоянный полный привод, высокооборотистый мотор, независимая передняя подвеска и передние дисковые тормоза. Сочетание высокой проходимости и комфортного салона сделало «Ниву» одним из родоначальников современного класса кроссоверов.

Кто же стоял за разработкой легендарного автомобиля? Знакомьтесь!

Пётр Михайлович Прусов (1949 -2017 гг)

Главный конструктор АВТОВАЗа с 1998 по 2003 год

Пётр Михайлович Прусов
Пётр Михайлович Прусов

Трудовую деятельность на АВТОВАЗе Пётр Михайлович начал инженером-конструктором отдела проектирования шасси управления главного конструктора в 1970 году после окончания Запорожского машиностроительного института. 

Первой серьезной работой в 1971 году стало проектирование полноприводного автомобиля с несущим кузовом ВАЗ-2121 «Нива». Вскоре П. М. Прусов становится ведущим конструктором этого проекта, реализация которого стала большой победой молодой конструкторской школы АВТОВАЗа и укрепило авторитет завода как на внутреннем, так и на внешнем рынках. П. М. Прусов также разработал компоновку плавающего автомобиля специального назначения ВАЗ-2122. 

П. М. Прусов Награжден орденом «Знак Почета», медалью «За трудовую доблесть» и «Золотой медалью Петра Великого», медалями ВДНХ. Его имя занесено в Книгу Почета АВТОВАЗа. Доктор наук, «Заслуженный конструктор РФ».

Ведущий конструктор «Нивы», Пётр Прусов был участником коллектива инженеров, каждый из которых внес свой вклад в успех автомобиля.
В этой сильной команде роль Петра Михайловича была настолько весома, что
во всем мире его называют автором легендарной «Нивы»

Первая серийная «Нива»
Первая серийная «Нива»

Пётр Прусов как-то высказал мнение, что существует три поколения вазовцев. В 70-х были бунтари, считавшие, что ничего невозможного нет. В 80-90-х это были уже люди более спокойные, прагматичные. Третье поколение уже не противодействовало обстоятельствам, а скорее лавировало. Сам Прусов был, конечно, ярчайшим представителем первой генерации заводчан. 

Прусов работал над первыми переднеприводными машинами ВАЗа еще в начале 70-х. Будучи сыном своей кипучей эпохи, он смог перестроиться, чтобы жить и трудиться в современных реалиях. Он голосовал за то, чтобы в России развивались собственные инженерные компетенции, и за то, чтобы на рынок выходило как можно больше разнообразных продуктов. В те годы, когда Петр Прусов был главным конструктором АВТОВАЗа, в свет вышло множество модификаций «Нивы»: пикапы, болотоходы, броневики... Будь то перестройка или период обвала экономики,  он находил место для свершений. «На кризисный 1998 год пришлось много проектов, которые мы вынуждены были перевести с режима развития на режим выживания. Но были и позитивные моменты. Например, редко встречается, чтобы такая известная западная фирма, как GM, придя в другую страну, развивала не собственный проект, а местный. Так было с Chevrolet NIVA».

Конечно же, Прусов, как никто другой, мог судить о мировом опыте. Обладая феноменальной памятью и прекрасно разбираясь в тонкостях зарубежного законодательства, Петр Михайлович принимал активное участие в разработке специальных экспортных версий. С начала 70-х годов, то есть с момента своего появления на ВАЗе, и вплоть до последних лет он занимался вопросами международной сертификации автомобилей LADA. 

Талантом Петра Прусова восхищались по всему миру. В его честь, единственного среди российских автоконструкторов, в 2008 году была установлена именная Звезда на Аллее технической славы в городе Флинт (США).

Марк Васильевич Демидовцев (1929-2011 гг)

Главный дизайнер Волжского автозавода с 1970 по 1997 гг

Марк Васильевич Демидовцев
Марк Васильевич Демидовцев

Трудовую деятельность начал в 1945 году слесарем-гравером на оборонном предприятии в городе Павлово-на-Оке. После учебы в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной в 1960–1965 годах работал инженером-конструктором, а с 1965 по 1970 год возглавлял бюро художественного конструирования КЭО Павловского автобусного завода. Принимал активное участие в создании перспективных образцов автобусов, два из которых стали победителями международных конкурсов, проводимых во Франции.

С 1970 по 1997 год возглавлял службу дизайна на Волжском автозаводе. Руководил проектами по созданию облика и интерьера автомобилей ВАЗ-2121, 21213, 2104, 2105, 2106, 2107, 2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112, 2115, 2120, 2122, 2123, 1111, семейства Kalina (ВАЗ-1117, 1118, 1119).

Фото с испытаний
Фото с испытаний

Под руководством М. В. Демидовцева была проведена работа по созданию проекта дизайн-центра НТЦ, Технического музея ОАО «АВТОВАЗ», ряда храмов и соборов, построенных в Тольятти.

Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Почета, Премией Президента РФ в области литературы и искусства 2002 года, почетным знаком «Ветеран автомобильной промышленности», медалью Преподобного Сергия Радонежского I степени Русской православной церкви. Носит звание «Ветеран труда», «Ветеран ВАЗа», «Почетный гражданин Тольятти». Имя М. В. Демидовцева занесено на Доску Почета и в Книгу Почета ВАЗа.

Владимир Сергеевич Соловьев (1919-1975 гг)

Главный конструктор Волжского автозавода c 1966 по 1975 год.

Владимир Сергеевич Соловьев
Владимир Сергеевич Соловьев

Трудовая деятельность В. С. Соловьева началась в 1941 году на ГАЗе после окончания политехнического института. Работая в отделе главного конструктора, он прошел путь от рядового инженера до главного конструктора по легковым автомобилям. В годы войны принимал участие в совершенствовании самоходных артиллерийских установок, производимых на ГАЗе. После войны принимал участие в создании легковых автомобилей М-20 «Победа», ГАЗ-69, разработал гипоидный мост для автомобиля ЗИМ. Как воспоминали ветераны ГАЗа, Соловьев был одним из тех, кто спас «Победу», производство которой было приостановлено по ряду причин, среди которых – недостаточная динамика и высокий расход топлива. Соловьев спроектировал новую трансмиссию и машина поехала! Под его руководством разработана конструкция автомобилей ГАЗ-21 «Волга» и ГАЗ-24. 

В. С. Соловьев стоял у истоков конструкторских служб ВАЗа. Приказ о его назначении был подписан министром автомобильной промышленности СССР А. М. Тарасовым 1 октября 1966 года, однако еще в апреле он принимал участие в обсуждении будущего совместного проекта FIAT-ВАЗ в Италии. В. С. Соловьев возглавил все работы по адаптации автомобиля FIAT-124 к отечественным дорожно-климатическим условиям. Под его руководством была осуществлена приемка технического проекта на автомобиль №1 (ВАЗ-2101) и №2 (ВАЗ-2103), проведены усовершенствование конструкции и отработка технической документации на автомобили, предназначенные к выпуску на ВАЗе.
В. С. Соловьев внес огромный вклад в проектирование и строительство инженерного центра Волжского автозавода, в наладку производства и освоение выпуска автомобилей ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2103. Является автором концепции внедорожника ВАЗ-2121 «Нива».

Рекламная съёмка. Фотограф Владимир Самоквасов
Рекламная съёмка. Фотограф Владимир Самоквасов

При Соловьеве на ВАЗе были начаты работы по переднеприводным автомобилям и модификации внедорожника для Минобороны. В. С. Соловьев сумел создать коллектив специалистов управления главного конструктора ВАЗа, способный в короткие сроки разрабатывать проекты новых автомобилей. Награжден орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции.

Сегодня в музее ГАЗа на стенах висят исторические фотографии: не читая подписи, Соловьева трудно узнать в молодом и худощавом инженере у кульмана. А на АВТОВАЗе Соловьев встречает каждого, кто входит в главный корпус службы инжиниринга: бюст первого главного конструктора установлен в холле, рядом с бюстом его коллеги и последователя, Петра Прусова.

Валерий Павлович Семушкин

дизайнер

Валерий Павлович Семушкин
Валерий Павлович Семушкин

Родился 27 февраля 1940 г. в Сибири, в селе Спирино, Новосибирской области, на берегу реки Обь. 

На  ВАЗ  Валерий  Павлович пришел в 1971 году, отслужив в армии  и  отучившись в  Ленинградском  высшем  художественно-промышленном  училище  имени  Мухиной.

С 1971 по 2009 гг. Сёмушкин работал в Центре стиля сначала художником-конструктором, затем начальником бюро, а с 1996 года - начальником отдела дизайна автомобилей.

В. Сёмушкин: «Тему «Автомобиль для сельской местности» я выбрал сам. Здесь мне должны были помочь 17 лет жизни в сибирской деревне. Журналисты-оптимисты иногда пишут про меня, что дескать на завод пришел молодой специалист. Но у меня был немалый жизненный опыт. Я год отработал на целине, трудился токарем. Работал на авиационном заводе в Новосибирске, вытачивал очень ответственные детали для гидравлических систем. Будучи студентом училища им. Мухиной, вечером работал дизайнером в ЦКБ «Строймаш» на Фонтанке – и прошел хорошую школу. В вузе (сейчас это Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица) нас учили быть не просто рисовальщиками, а художниками -дизайнерами, которые создают предметную среду. Так что к началу работ над «Нивой» я был состоявшимся специалистом.

Фото с испытаний
Фото с испытаний

Как известно, сначала у нас разрабатывался открытый вариант будущей «Нивы», с брезентовой крышей. Я получил задание на дизайн и изготовление макета, сдал его руководству и стал рисовать автомобиль с цельнометаллическим закрытым кузовом. Ведь я вырос в деревне и прекрасно знаю, что такое тентованный автомобиль. Это глаза и уши, полные пыли. И если ты едешь за другой машиной, надо остановиться и ждать, пока пыль не уляжется. 

В свое время я был на партийном собрании (оно было открытое, и каждый мог прийти) – и там Поляков рассказал, что А.Н. Косыгин предложил создать машину для сельского труженика. Косыгин осмотрел ВАЗ-2103 и сказал: это машина для горожан, а что для жителей села? Нужен автомобиль, чтобы на нем можно было и ездить по селу, и приехать в город, к примеру, в театр. Я услышал такие слова от генерального директора, и как я мог согласиться с проектом открытого автомобиля? Как на негерметичном тентованном автомобиле можно приехать в театр? Думаю, Поляков с его опытом и сам понимал, что это такое – тентованный автомобиль в современных условиях.

Но была поставлена задача, и за три месяца мы подготовили макет открытого автомобиля с интерьером. Когда затем меня спросили, сколько времени нужно на проект закрытого автомобиля, я так же ответил – три месяца. Видимо, Соловьев знал ход работы по макету автомобиля с цельнометаллическим кузовом. Когда срок вышел, на 20 августа назначили техсовет. Было воскресенье. Соловьев пришел раньше всех. Велел чехлом закрыть тентованный вариант. И сказал: не будем отвлекаться на него. Макет закрытой «Нивы» в пластилине, в натуральную величину и посадочный макет были утверждены для конструкторской разработки в августе 1972 года, а в начале апреля 73-было изготовлены опытные образцы для испытаний».

Предсерийная партия NIVA
Предсерийная партия NIVA

В.Семушкин: «Помимо дизайна «Нивы» и «Шевроле Нивы», среди моих авторских свидетельств – разработка (в составе группы) дизайна внедорожника для Ульяновского автозавода. Этот автомобиль продавался под названием «Симбир», а потом стал основой для «УАЗ Патриот». 

Лев Иванович Вихко (1931-2007 гг)

конструктор 

Лев Иванович Вихко
Лев Иванович Вихко

В 1954 году окончил Горьковский политехнический институт им. Жданова по специальности «инженер-механик» и поступил работать на Горьковский автозавод на должность мастера участка сборки кузовов автомобиля «Победа», затем на участок сборки кузовов ЗИМ-12. С 1955 года работал конструктором в КБ кузовов. Принимал участие в разработке автомобилей «Волга», «Чайка», ГАЗ-66, ГАЗ-53. 

С 1966 по 1998 год работал на Волжском автозаводе. Здесь Л.Вихко участвовал в приемке от фирмы FIAT технического проекта автомобилей 2101, 2102, 2103. Участвовал в усовершенствовании конструкции автомобилей и отработке технической документации, согласовывал вопросы подготовки производства на заводах-поставщиках, принимал участие в испытаниях автомобилей и в утверждении деталей первых промышленных партий. В дальнейшем участвовал в разработке конструкции «Нивы» и моделей 2104, 2105, 2106, 2107, 2108, 2109, «Ока», 2110, 2111, 2112. Параллельно вел в Тольяттинском политехническом институте курс лекций по проектированию кузовов автомобилей. 

В этом году исполняется 45 лет с начала серийного производства ВАЗ-2121 «Нива». За эти годы выпущено без малого 2,5 миллиона автомобилей.-12

Награжден орденом «Знак Почета», медалями «Ветеран Труда», «Ветеран автомобильной промышленности СССР», имел звание «Заслуженный машиностроитель РФ». 

 «Пусть конструктор десять раз сломает голову над своей разработкой, зато потом голова не будет болеть у изготовителей и пользователей автомобиля», — говорил он.

В 1967 году Лев Иванович Вихко был направлен на ВАЗ, где вскоре занял должность главного конструктора кузовов, возглавив разработку кузовов всех моделей нового автозавода — от ВАЗ-2101 до ВАЗ-2110. 

Благодаря этим людям, мы имеем автомобиль, который по праву считаем легендой!

Производство 2022
Производство 2022

LADA NIVA Legend входит в число самых долгоживущих автомобилей планеты. За годы производства она покорила все континенты планеты, три раза въезжала на подиум ралли «Париж-Дакар» и снялась в сотнях фильмов. Автомобиль неоднократно модернизировался: появлялись новые системы безопасности и комфорта, шасси было переработано для повышения управляемости в современных условиях движения. При этом все изменения органично вписываются в классический, узнаваемый и харизматичный стиль внедорожника. Кроме конструктивного обновления, LADA NIVA Legend полностью сменила место производства: сварка, окраска и сборка автомобиля были перенесены на новые более современные линии. Это позволило в значительной степени автоматизировать процессы изготовления кузова, применить окрасочные роботы и современные принципы сборки – все для того, чтобы обеспечить высокий уровень качества и надежности автомобиля.

Спасибо за внимание!

Информация и фотоматериалы предоставлены сайтом lada.ru