Самая простая схема живописи, применяемая художниками для создания портрета маслом

12K прочитали

Простая техника портретной живописи, отточенная веками и многими поколениями художников.

Здравствуйте! Портрет - это сложная штука для любого художника. Но есть приёмы и хитрости, которые используют живописцы вот уже сотни лет для упрощения своей работы. Даже сейчас подобные техники весьма популярны.

Илья Репин, автопортрет, источник фото: Яндекс. Картинки
Илья Репин, автопортрет, источник фото: Яндекс. Картинки

Художник - это тоже человек. Он часто думает: зачем изобретать велосипед в живописи, когда все придумано до меня. Есть же шаблон, по которому можно работать. Это очень удобно.

Поэтому во все времена, особенно до ХХ века, художники использовали для живописи имеющиеся в их распоряжении приёмы и техники. Ведь, зачастую поиск новых художественных средств - это долго и не факт, что получится в итоге что-то красивое и гармоничное.

Рембрандт, автопортрет, источник фото: Яндекс. Картинки
Рембрандт, автопортрет, источник фото: Яндекс. Картинки

Да, ХХ век несколько расширил палитру приёмов - появилось множество различных направлений. Но все же начиная с эпохи позднего возрождения и вплоть до наших дней остаются в моде приёмы, заметно упрощающие художнику задачи.

Джон Сингер Сарджент, автопортрет, источник фото: Яндекс. Картинки
Джон Сингер Сарджент, автопортрет, источник фото: Яндекс. Картинки

Что я имею ввиду? Например возьмём портрет. Это кажется сложно - написать портрет человека. Но есть нюансы и техники, позволяющие упростить задачу.

Самая простая техника живописи портрета маслом

Итак, расскажу о самой схеме - портрет в три четверти, лицо, освещенное как бы сверху и сбоку, так, чтобы часть его была в тени, а самый яркий свет приходится на верх головы или лоб.

Технически в живописи это делалось так - тёплый подмалевок, тонкая, в протирку прописка всех теней, и далее сам портрет в светах и бликах пастозно. Цвет пишется по шаблону - лицо делится на участки, каждый из которых имеет свойственный ему цвет и тон. Например, лоб - самая светлая часть, тёплый, охристый цвет. Далее щеки - обычно тёмные и красноватые. Нос тоже красноватый с ярким бликом. Подбородок и низ лица тёмный, может быть тёплым или чуть зеленоватым, умбристым. Шея, если видна, бывает тёплой, охристой или желтоватой. Для контраста часто применяют белый воротник одежды. Это самая белая часть в тональном строе картины. Все тени и фон остаются тонко написанными, тёмными, в них цвета не бывает.

Данная тональная схема проста и строится на принципе освещённости шара. Лицо - это упрощенно шар. При свете сверху будет самый яркий блик на лбу, вся остальная часть лица и фон уходит в тень.

Светотень на шаре, источник фото: Яндекс. Картинки
Светотень на шаре, источник фото: Яндекс. Картинки

Почему эта схема живописи простая?

Дело все в том, что при таком шаблоне о живописи можно особо не думать. Говоря живопись, я имею ввиду прежде всего цвет. Живопись - это цвет и только цвет. Тон подчиняется цвету, а не наоборот.

В рассматриваемой же схеме главное тон. Лицо делится на простые участки света и тени. Тень - глухая, почти без цвета. Фон - тёмный, а лицо пишется по цветовой схеме, описанной выше.

Портрет из учебного курса, фото автора
Портрет из учебного курса, фото автора

Современные художники

Одним из главных апологетов данной техники в современной Российской живописи несомненно является Александр Шилов. Фактически все его портреты написаны так, и никак иначе. Есть правда нюанс. В светах художник пишет также тонко, как и в тенях. Нет пастозности и объёма. Плюс нет цельности. За счёт этого портреты кажутся несколько плоскими. Не чувствуется работа светотени на форме.

Александр Шилов, автопортрет, источник фото: Яндекс. Картинки
Александр Шилов, автопортрет, источник фото: Яндекс. Картинки

Сравните например с тем, как писал Рембрандт или Крамской.

Рембрандт, автопортрет, источник фото: Яндекс. Картинки
Рембрандт, автопортрет, источник фото: Яндекс. Картинки

Иван Крамской, автопортрет, источник фото: Яндекс. Картинки
Иван Крамской, автопортрет, источник фото: Яндекс. Картинки

Выводы

В этой статье я не хочу сказать, что данный приём ведения портрета - это плохо или хорошо. Я хочу сказать, что, на мой взгляд, это прежде всего просто. Да, многие художники пробовали писать так в начале своей карьеры. Например Илья Репин под влиянием своего кумира Рембрандта. Однако позже нашли свои уникальные стили живописи.

Были также и те, кто писал так часто и постоянно, например Джон Сингер Сарджент, Крамской или Шилов. Самое важное - это делать подобную живопись качественно, но и не забывать, что художник все же должен искать что-то новое в творчестве и не останавливаться в своём развитии.

Надеюсь, статья была вам полезна и интересна! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и видео, ставьте лайки, если вам нравится то, что я делаю, оставляйте комментарии. Всем творческих успехов!