Пространственная ориентировка – оценка расстояния, размера и формы предметов, взаиморасположение предметов и их положение относительно человека.
Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений.
В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).
Существует 3 вида ориентировки в пространстве: на себе, относительно себя, относительно других объектов.
Каждый вид основывается на предыдущем.
1 этап (ранний возраст)
Восприятие пространства возникает в 4-5 недель. Ребенок способен выделять предметы в пространстве.
В 2-4 месяца ребенок может следить за движением предметов.
К первому году ребенок уверенно различает предметы в пространстве и расстояния между ними.
В 1-2 года ребенок способен ориентироваться на себе. Различает свои части тела, кроме правой и левой сторон тела.
До 3-х лет ребенок воспринимает предметы без пространственной взаимосвязи между собой. Например, не видит разницы между картинками, где одни и те же предметы расположены по-разному в пространстве.
2 этап (3 - 4 года)
Раньше всех ребенок выделяет верхнее направление. Затем – противоположное ему – нижнее. Ребёнок понимает, что голова выше, а ноги ниже.
Постепенно прорабатывая части тела ребенок начинает понимать что спина у него сзади.
После этого им осознаются направления «впереди» - «сзади».
Когда появляется представление о частях тела и их расположении ребенок выделяет «справа» - «слева». Причем в каждой паре пространственных обозначений ребенок выделяет сначала одно, а затем на основе сравнения с ним осознается противоположное.
Пространственное направление ребенок связывает со своими частями тела. Например, сзади, это там, где спина. Сначала ребенок определяет пространственное расположение предмета, практически примериваясь, непосредственно дотрагиваясь до предмета. Так как считает, что, например, справа находятся те предметы, которые находятся непосредственно возле правой руки. В дальнейшем для ребенка достаточно лишь зрительной оценки. Если предметы находятся не на линиях, то об их пространственном расположении ребенок затрудняется что-либо сказать. В этом возрасте ребенок еще не четко воспринимает расстояние между предметами. Например, раскладывая предметы в ряд, ребенок располагает их очень близко. Понятие «рядом» для него является синонимом «касаться, дотрагиваться».
3 этап (4 - 5 лет)
Площадь, на которой ребенок способен ориентироваться в пространстве, увеличивается. Пространственное примеривание заменяется поворотом корпуса и указательным движением руки, а затем только взглядом в сторону объекта. Ребенок уже воспринимает пространство в узких секторах, но не ориентируется вне их.
4 этап (5 - 6 лет)
Ребенок способен определять положение предметов относительно себя на любом большом расстоянии. Причем пространство воспринимает непрерывно, но в строго изолированных секторах, и переход из сектора в сектор невозможен. Ребенок уже хорошо владеет словесным обозначением пространственных направлений, способен ориентироваться от других объектов.
5 этап (6 - 7 лет)
Ребёнок способен выделять две зоны, в каждой из которых по два участка. («Впереди слева», «впереди справа»). Границы зон для ребенка условны и подвижны.
6 этап (7 - 8 лет)
Дети способны ориентироваться по сторонам горизонта, причем эти пространственные ориентиры дети также соотносят с частями своего тела.