Попался мне как-то на глаза подкаст «Доктор текста», который ведет Александр Прокопович. Очень серьезный человек, между прочим. Главред издательства «Астрель-СПБ» ИГ «АСТ», соучредитель курсов «Мастер текста», писатель (все эти регалии любезно перечислены в описании подкаста). И цель сего подкаста самая серьезная, судя по аннотации:
Тексты тоже болеют. Иногда что-то с героем, иногда заводятся паразиты в диалогах, часто странная опухоль образуется в экспозиции. Нужен доктор. Доктор текста.
Решила я послушать подкаст: вдруг ненароком почерпну чего полезного да улучшу свои корявенькие тексты. Но что-то пошло не так уже на втором выпуске, посвященном приемам «напугания». Раскритиковал уважаемый доктор жанр ужаса в пух и прах. Особенно же досталось образу зомби.
Буквально слова Прокоповича (с сохранением всех особенностей авторской речи):
Каждый раз, когда я сталкиваюсь, ну, допустим, с зомби, я сразу вспоминаю про второе начало термодинамики, и мне как-то странно, потому что зомби – это не что иное, как вечный двигатель. В существование вечного двигателя верится с большим трудом, поэтому для меня все, что связано с зомби, такая ненаучная абсолютно фантастика, и странно, что это вообще может кого-то напугать. Мне кажется, что тут история в том, что все эти образы, все эти ситуации рождались где-то на уровне 19 века, если не раньше, и тогда это действительно было страшно. <…> На сегодняшний день, вот если серьезно, да, один зенитный пулемет решает эту проблему зомби раз и навсегда вот просто в единственном числе.
Вот так. Устаревше, ненаучно и нестрашно. Что вы говорите: успешные кино- и игровые франшизы, вроде «The Walking Dead», «The Last of Us» и, конечно же, «Resident Evil»? – Так их создатели-то дурные, попросту не знают, что делают нестрашный и морально устаревший продукт!
Ну, а если серьезно, способен ли напугать современного человека зомби и в чем причины нашего подсознательного страха перед ним?
Причина первая, изначальная, гаитянско-рабовладельческая
Вопреки мнению Прокоповича, образ зомби просочился в литературу не в 19 веке, а значительно позже. В 1929 году вышла книга американского репортера Вильяма Сибрука «Остров магии», в которой рассказывалось о жизни на Гаити и о членах культа вуду. В одной из глав – «Мертвецы работают на плантациях сахарного тростника» – как раз и говорилось о зомби. Только это не популяризированные кинематографом полуразложившиеся трупы, а вполне себе живые люди… правда, одурманенные и напрочь лишенные воли… да еще официально признанные умершими и похороненные родственниками.
Согласно местным суевериям, колдун-бокор может отравить жертву и ввести ее в подобие комы, при которой жизненные процессы замедляются настолько, что врач констатирует смерть. Жертву хоронят заживо (уровень медицины на Гаити и сейчас невысок, а уж в начале 20 века вскрытия и подавно не проводили), после чего колдун и его пособники откапывают несчастного, реанимируют и дополнительно накачивают психотропами. Кислородное голодание в могиле и наркотические вещества вызывают поражение отдельных центров головного мозга, из-за чего человек теряет личность и буквально превращается в послушного робота, которого очень удобно использовать на самых тяжелых работах – пока не «сломается». Незавидная участь.
Суеверия суевериями, но случаи возвращения «умерших» людей с сахарных плантаций задокументированы были, а жители Гаити до сих пор бетонируют могилы или накрывают их тяжеленной плитой – а то мало ли…
Причина вторая: страх перед болезнью
Судя по словам Александра Прокоповича, образ зомби от момента своего зарождения в 1930-х до выхода культового фильма Джорджа Ромеро «Рассвет мертвецов» в 1978 году и к настоящему времени не претерпел НИ МАЛЕЙШИХ изменений! И не имеет под собой вот вообще НИКАКИХ связей с реальностью!
К примеру, никто и никогда не слышал о некоем вирусе, который передается через укус и приводит к постепенному поражению центральной нервной системы и головного мозга. При этом развиваются светобоязнь, повышенное слюноотделение с характерной пеной изо рта, а еще агрессивность, извращенный аппетит, судороги и паралич, из-за которого отвисает нижняя челюсть.
И о паразитических организмах, меняющих поведение и облик носителя, науке ничего не известно. Не существует же в природе паразитического грибка, прорастающего в теле жертвы и заставляющего ее распространять споры, заражая сородичей.
Ну, в самом деле, что может быть страшного в неизлечимом или очень трудно излечимом заболевании, которое стремительно приобретает характер всеобщей эпидемии?
Заболевании, от которого едва ли укроешься в бункере, потому как среди скученных выживальцев в любой момент может оказаться потенциальный носитель заразы. Не все, знаете ли, настолько ответственные, чтобы признаться: так, мол, и так, меня тут час назад зомби куснул…
Да и зловредная вирусня передается не только через кровь и слюну: ту же водичку из канализации и респираторный путь никто не отменял…
Можно еще вспомнить о таких малоприятных заболеваниях, как сифилис, проказа и оспа. Естественно, у человечества в течение веков не вырабатывалось боязни перед болезнью, которая необратимо уродует тело и душу.
И жанр боди-хоррор, основанный на катастрофах человеческого тела, – это так, пустой звук. Никто же не боится превратиться в безумное чудовище (или все еще ощущающее себя – перспектива едва ли лучше).
Возвращаясь к словам Прокоповича о зомби: в последние два года мы столкнулись с сами знаете каким вирусом, пережили изоляцию, ряд ограничений и волны истерии. И скажите, нам очень помог зенитный пулемет, который «решает эту проблему навсегда вот просто в единственном числе»?
Продолжение следует…
_____________________________________________________________________________________
Понравилось?)
Ставьте лайк. Лайки не обязательны, но приятны и крайне мотивирующи для автора.
Хотите еще мистики, книг, сериалов, комиксов, игр и злобно-латинских измышлений о жизни - подписывайтесь.)
Заходите в нашу группу ВК - там у нас своя атмосфера.)
«The Evil Within»: Почему шифруется Кастелланос?
«The Wolf Among Us»: вот это я понимаю, оборотень!
«Batman: Arkham Asylum»: Думай, как Бэтмен! Стелсь, как Бэтмен!
«Streets of Rage-4»: приятная и стильная ретровейв-игрушка для компании