Найти тему
Флориан Блэк

The Rolling Stones "It's Only Rock'n'Roll" (1974). Вечеринка богов.

На обложке альбома It's Only Rock'n'Roll группы The Rolling Stones изображен античный храм, по ступеням которого, подобно божествам, спускаются музыканты. Их восторженно приветствуют девушки и женщины в древнегреческих одеяниях, кланяясь и простирая руки. Эту картину представил бельгийский художник Гай Пилаэрт, приглашённый лично Миком Джаггером, когда фронтмен "Роллингов" увидел его работы в книге "Rock Dreams". Многие, правда, усмотрели сходство идеи Пилаэрта с полотном французского мастера Анри Жерве "Коронация Николая II", но в искусстве (и не только изобразительном) это обычное дело.

-2

Боги, цари - какая разница? Для фанатов музыканты The Rolling Stones были и теми, и другими. В 1974 году авторитет группы был незыблемым после ряда блестящих альбомов с замечательными песнями. Начиная работу над очередным диском, Мик Джаггер и Кит Ричардс - неоспоримые лидеры коллектива - приняли решение отправить в отставку продюсера Джимми Миллера, с которым сотрудничали предыдущие несколько лет, и самим выполнить эту работу. Так был образован продюсерский дуэт, получивший название The Glimmer Twins ("Мерцающие близнецы"), участвовавший в создании этого и всех последующих альбомов группы.

-3

Первоначально планировалось выпустить альбом, который должен был наполовину состоять из записей с концертов, а наполовину - из каверов на классические ритм-энд-блюзовые композиции. С этой целью группа записала версии песен "Shame Shame Shame" Джимми Рида, "Drift Away" Доби Грэя и "Ain't Too Proud To Beg" из репертуара знаменитых The Temptations. Но Джаггер и Ричардс не переставали сочинять новый материал, и в конце концов исходный замысел был отброшен, а пластинку решили заполнить собственными песнями. Концепция определилась, когда была создана композиция, давшая название всему альбому - It's Only Rock'n'Roll (But I Like It) - "Это всего лишь рок-н-ролл, но он мне нравится!" Интересно то, что эту вещь Джаггер придумал "на стороне", во время тусовки у Ронни Вуда, и в её записи не принимали участия остальные музыканты Стоунз. Вуд сыграл на двенадцатиструнной акустической гитаре, за ударными сидел барабанщик Кенни Джонс из группы Faces, а партию бас-гитары исполнил Уилли Уикс. Дэвид Боуи промяукал бэк-вокал в припеве, из которого буквально сочилась радость удачной вечеринки с друзьями. Джаггер от этой песни торчал пучком и с гордостью повез пленку Киту, чтобы тот послушал. Ричардс одобрил запись и наложил на неё свои гитарные ходы в духе Чака Берри, вставшие в конструкцию как влитые. Чарли Уоттс попробовал перезаписать партию ударных, но быстро понял, что Кенни Джонса ему не переплюнуть, бросил палочки и капитулировал. Таким образом, в окончательной версии песни остались только двое из состава Rolling Stones, но в рекламном видео снялись все участники группы.

Ронни Вуд мог бы смело претендовать на соавторство, однако его имя было упомянуто лишь в качестве "вдохновителя". За вдохновение деньги не платят, но добродушный Ронни не спорил и фактически подарил песню Джаггеру. А вот гитарист Мик Тэйлор крепко обиделся, когда не увидел своего имени в списках авторов. Настолько крепко, что решил уйти из группы (получилось, что ушел в никуда, но кто тогда знал). И кто же его заменил? Ну конечно, Ронни Вуд.

Впрочем, это было позднее, а над песнями для It's Only Rock'n'Roll Тэйлор действительно потрудился на славу, сыграв искрометно и виртуозно, как всегда. Ричардс тоже сделал немало. А вот духовых на альбоме - впервые за долгие годы - не оказалось от слова совсем. Ни один саксофон не пукнул, ни одна дудочка не пропищала. Только гитары, клавишные, бас и всякая разная перкуссия в помощь барабанщику.

-4
-5

Вокал Джаггера накладывался на уже готовые инструментальные треки. Ричардс объяснял это тем, что Мику проще работать в студии, когда там никого нет, только звукоинженер. "Именно тогда Мик выдаёт лучшее, на что способен" - сказал Кит.

После ямайских сессий для прошлого альбома, в этот раз группа предпочла записываться в Европе, арендовав мюнхенскую студию Musicland. Некоторые треки доводили до ума у Джаггера дома, в поместье Stargroves. Пластинка была выпущена в ноябре 1974 года. В Великобритании она заняла второе место, в США - возглавила чарт.

-6
-7
-8

10 песен альбома несли в себе не только рок-н-ролльную составляющую: чувствуется влияние регги и фанка, есть традиционные для Stones лирические баллады, есть даже цыганочка с выходом - но в подавляющем большинстве всё равно буги и ритм-энд-блюз. Критики ставили в вину группе то, что она начала пародировать саму себя, но я вижу в этом скорее переосмысление того, с чего они начинали, на новом уровне, гораздо более зрелом и профессиональном. Да, особых открытий на альбоме нет, но в середине семидесятых в рок-музыке вообще новаторство почти исчезло, и многие исполнители испытывали дефицит идей, при этом техническая оснащённость возросла неимоверно.

Тем не менее надо признать, что кое в чём критики были правы: на диске были проходные вещи, в которых отсутствие вдохновения компенсировалось мастерским исполнением и напором. Такова, например, вступительная If You Can't Rock Me - она сделана по фирменному рецепту "Стоунз", но не дотягивает до их классики: Gimme Shelter или Brown Sugar в качестве "открывашек" звучали посильнее. Ain't Too Proud To Beg - кавер на песню Temptations, о котором шла речь выше - получился удачно, с неподдельной страстью и отличным гитарным проигрышем Ричардса. Хороша нежная баллада Till The Next Goodbye с акустической гитарой Мика Тэйлора и фортепианной вязью Ники Хопкинса. Завершает первую сторону изумительная Time Waits For No One, неожиданно глубокая и драматичная на фоне общего развлекательного настроения. Джаггер порефлексировал на тему старения (редкий случай для этого отъявленного гедониста), а Тэйлор исполнил чудесное соло в продолжительном инструментальном фрагменте - украшение альбома!

Вторая сторона. Luxury - детище Ричардса, один из первых его опытов в регги. Неплохо, но малость занудно, хотя Джаггер старается вовсю, чтобы скрасить этот монотонный ритм. Так же однообразно, хотя и забойно, звучит Dance Little Sister, и вновь вокалист Мик лезет вон из кожи, приглашая к танцу "маленькую сестрёнку" - вечеринка же! Соул-баллада If You Really Want To Be My Friend - приятная интерлюдия среди крикливых рок-номеров. Здесь и саксофон был бы к месту, да вот беда - не оказалось под рукой Бобби Киза, уволенного Джаггером в предыдущем году в разгаре гастрольного тура за пьянство и хамство. Но и без него здорово получилось. Задорная Short And Curlies в ритме буги даёт возможность блеснуть пианисту Йену Стюарту, а Джаггеру - прокричать в припеве запоминающуюся фразу "Она схватила тебя за яйца!" Но самое интересное группа приберегла напоследок: Fingerprint File (Досье с отпечатками пальцев) - параноидальный монолог человека, одержимого манией преследования. Здесь Джаггер раскрывается как поистине великий актёр, вжившись в образ до последней клеточки, а дёрганый ритм - фанк, почти переродившийся в диско - подчеркивает смятение и подозрительность героя, которому повсюду чудятся следящие за ним глаза. Актуальненько! Следует отметить игру Билла Уаймена, исполнившего впечатляющую партию бас-гитары. Песня обозначила готовность группы сделать шаг навстречу изменчивой моде и умение музыкантов проявить себя в любом жанре, не теряя при этом своего лица. Эти качества очень пригодились коллективу при работе над следующим альбомом, когда пришлось приспосабливаться к новым веяниям на фоне перемен в составе, связанных с уходом Мика Тэйлора и прослушиванием кандидатов на его место прямо во время записи пластинки. Но об этом речь пойдёт в следующей главе саги о The Rolling Stones, а сейчас разрешите откланяться. Вас пытался развлечь Флориан Блэк! Подписывайтесь на мой канал, здесь много интересных статей о классическом роке (и не только).

Всем доброго здоровья и до новых встреч!

Предыдущие статьи серии:

The Rolling Stones/1966: Долгое послеблюзие.

The Rolling Stones/1967: туман, дурман, казенный дом.

The Rolling Stones/1967: Сатанинские Величества сеют хаос и анархию!

The Rolling Stones/1968: Пирующая голытьба в рок-н-ролльном цирке.

The Rolling Stones/1969. Первая кровь.

The Rolling Stones/1971: Скачки на диких лошадях.

The Rolling Stones - "Goat's Head Soup" 1973: Пряный супчик по ямайскому рецепту.

The Rolling Stones: "Steel Wheels" (1989). Состав на полном ходу.