На обложке альбома It's Only Rock'n'Roll группы The Rolling Stones изображен античный храм, по ступеням которого, подобно божествам, спускаются музыканты. Их восторженно приветствуют девушки и женщины в древнегреческих одеяниях, кланяясь и простирая руки. Эту картину представил бельгийский художник Гай Пилаэрт, приглашённый лично Миком Джаггером, когда фронтмен "Роллингов" увидел его работы в книге "Rock Dreams". Многие, правда, усмотрели сходство идеи Пилаэрта с полотном французского мастера Анри Жерве "Коронация Николая II", но в искусстве (и не только изобразительном) это обычное дело.
Боги, цари - какая разница? Для фанатов музыканты The Rolling Stones были и теми, и другими. В 1974 году авторитет группы был незыблемым после ряда блестящих альбомов с замечательными песнями. Начиная работу над очередным диском, Мик Джаггер и Кит Ричардс - неоспоримые лидеры коллектива - приняли решение отправить в отставку продюсера Джимми Миллера, с которым сотрудничали предыдущие несколько лет, и самим выполнить эту работу. Так был образован продюсерский дуэт, получивший название The Glimmer Twins ("Мерцающие близнецы"), участвовавший в создании этого и всех последующих альбомов группы.
Первоначально планировалось выпустить альбом, который должен был наполовину состоять из записей с концертов, а наполовину - из каверов на классические ритм-энд-блюзовые композиции. С этой целью группа записала версии песен "Shame Shame Shame" Джимми Рида, "Drift Away" Доби Грэя и "Ain't Too Proud To Beg" из репертуара знаменитых The Temptations. Но Джаггер и Ричардс не переставали сочинять новый материал, и в конце концов исходный замысел был отброшен, а пластинку решили заполнить собственными песнями. Концепция определилась, когда была создана композиция, давшая название всему альбому - It's Only Rock'n'Roll (But I Like It) - "Это всего лишь рок-н-ролл, но он мне нравится!" Интересно то, что эту вещь Джаггер придумал "на стороне", во время тусовки у Ронни Вуда, и в её записи не принимали участия остальные музыканты Стоунз. Вуд сыграл на двенадцатиструнной акустической гитаре, за ударными сидел барабанщик Кенни Джонс из группы Faces, а партию бас-гитары исполнил Уилли Уикс. Дэвид Боуи промяукал бэк-вокал в припеве, из которого буквально сочилась радость удачной вечеринки с друзьями. Джаггер от этой песни торчал пучком и с гордостью повез пленку Киту, чтобы тот послушал. Ричардс одобрил запись и наложил на неё свои гитарные ходы в духе Чака Берри, вставшие в конструкцию как влитые. Чарли Уоттс попробовал перезаписать партию ударных, но быстро понял, что Кенни Джонса ему не переплюнуть, бросил палочки и капитулировал. Таким образом, в окончательной версии песни остались только двое из состава Rolling Stones, но в рекламном видео снялись все участники группы.
Ронни Вуд мог бы смело претендовать на соавторство, однако его имя было упомянуто лишь в качестве "вдохновителя". За вдохновение деньги не платят, но добродушный Ронни не спорил и фактически подарил песню Джаггеру. А вот гитарист Мик Тэйлор крепко обиделся, когда не увидел своего имени в списках авторов. Настолько крепко, что решил уйти из группы (получилось, что ушел в никуда, но кто тогда знал). И кто же его заменил? Ну конечно, Ронни Вуд.
Впрочем, это было позднее, а над песнями для It's Only Rock'n'Roll Тэйлор действительно потрудился на славу, сыграв искрометно и виртуозно, как всегда. Ричардс тоже сделал немало. А вот духовых на альбоме - впервые за долгие годы - не оказалось от слова совсем. Ни один саксофон не пукнул, ни одна дудочка не пропищала. Только гитары, клавишные, бас и всякая разная перкуссия в помощь барабанщику.
Вокал Джаггера накладывался на уже готовые инструментальные треки. Ричардс объяснял это тем, что Мику проще работать в студии, когда там никого нет, только звукоинженер. "Именно тогда Мик выдаёт лучшее, на что способен" - сказал Кит.
После ямайских сессий для прошлого альбома, в этот раз группа предпочла записываться в Европе, арендовав мюнхенскую студию Musicland. Некоторые треки доводили до ума у Джаггера дома, в поместье Stargroves. Пластинка была выпущена в ноябре 1974 года. В Великобритании она заняла второе место, в США - возглавила чарт.
10 песен альбома несли в себе не только рок-н-ролльную составляющую: чувствуется влияние регги и фанка, есть традиционные для Stones лирические баллады, есть даже цыганочка с выходом - но в подавляющем большинстве всё равно буги и ритм-энд-блюз. Критики ставили в вину группе то, что она начала пародировать саму себя, но я вижу в этом скорее переосмысление того, с чего они начинали, на новом уровне, гораздо более зрелом и профессиональном. Да, особых открытий на альбоме нет, но в середине семидесятых в рок-музыке вообще новаторство почти исчезло, и многие исполнители испытывали дефицит идей, при этом техническая оснащённость возросла неимоверно.
Тем не менее надо признать, что кое в чём критики были правы: на диске были проходные вещи, в которых отсутствие вдохновения компенсировалось мастерским исполнением и напором. Такова, например, вступительная If You Can't Rock Me - она сделана по фирменному рецепту "Стоунз", но не дотягивает до их классики: Gimme Shelter или Brown Sugar в качестве "открывашек" звучали посильнее. Ain't Too Proud To Beg - кавер на песню Temptations, о котором шла речь выше - получился удачно, с неподдельной страстью и отличным гитарным проигрышем Ричардса. Хороша нежная баллада Till The Next Goodbye с акустической гитарой Мика Тэйлора и фортепианной вязью Ники Хопкинса. Завершает первую сторону изумительная Time Waits For No One, неожиданно глубокая и драматичная на фоне общего развлекательного настроения. Джаггер порефлексировал на тему старения (редкий случай для этого отъявленного гедониста), а Тэйлор исполнил чудесное соло в продолжительном инструментальном фрагменте - украшение альбома!
Вторая сторона. Luxury - детище Ричардса, один из первых его опытов в регги. Неплохо, но малость занудно, хотя Джаггер старается вовсю, чтобы скрасить этот монотонный ритм. Так же однообразно, хотя и забойно, звучит Dance Little Sister, и вновь вокалист Мик лезет вон из кожи, приглашая к танцу "маленькую сестрёнку" - вечеринка же! Соул-баллада If You Really Want To Be My Friend - приятная интерлюдия среди крикливых рок-номеров. Здесь и саксофон был бы к месту, да вот беда - не оказалось под рукой Бобби Киза, уволенного Джаггером в предыдущем году в разгаре гастрольного тура за пьянство и хамство. Но и без него здорово получилось. Задорная Short And Curlies в ритме буги даёт возможность блеснуть пианисту Йену Стюарту, а Джаггеру - прокричать в припеве запоминающуюся фразу "Она схватила тебя за яйца!" Но самое интересное группа приберегла напоследок: Fingerprint File (Досье с отпечатками пальцев) - параноидальный монолог человека, одержимого манией преследования. Здесь Джаггер раскрывается как поистине великий актёр, вжившись в образ до последней клеточки, а дёрганый ритм - фанк, почти переродившийся в диско - подчеркивает смятение и подозрительность героя, которому повсюду чудятся следящие за ним глаза. Актуальненько! Следует отметить игру Билла Уаймена, исполнившего впечатляющую партию бас-гитары. Песня обозначила готовность группы сделать шаг навстречу изменчивой моде и умение музыкантов проявить себя в любом жанре, не теряя при этом своего лица. Эти качества очень пригодились коллективу при работе над следующим альбомом, когда пришлось приспосабливаться к новым веяниям на фоне перемен в составе, связанных с уходом Мика Тэйлора и прослушиванием кандидатов на его место прямо во время записи пластинки. Но об этом речь пойдёт в следующей главе саги о The Rolling Stones, а сейчас разрешите откланяться. Вас пытался развлечь Флориан Блэк! Подписывайтесь на мой канал, здесь много интересных статей о классическом роке (и не только).
Всем доброго здоровья и до новых встреч!
Предыдущие статьи серии:
The Rolling Stones/1966: Долгое послеблюзие.
The Rolling Stones/1967: туман, дурман, казенный дом.
The Rolling Stones/1967: Сатанинские Величества сеют хаос и анархию!
The Rolling Stones/1968: Пирующая голытьба в рок-н-ролльном цирке.
The Rolling Stones/1969. Первая кровь.
The Rolling Stones/1971: Скачки на диких лошадях.
The Rolling Stones - "Goat's Head Soup" 1973: Пряный супчик по ямайскому рецепту.
The Rolling Stones: "Steel Wheels" (1989). Состав на полном ходу.