The Velvet Underground — одна из самых популярных групп авангардного рока. Незамеченные (относительно, конечно же) в своё время экспериментаторы, сменившие позже вектор развития рок-музыки, заложившие основы нойза, панка, инди и даже гранжа в далёкие 60-е.
Немного введения в курс дела
Тут будет история группы для несведующих. Кто уже всё знает, можете пролистать вниз.
Группа представляла из себя двух студентов: Лу Рид, увлекавшийся писателями бит-поколения, что ярко отразилось на его лирике (главный автор текстов) и Стерлинг Моррисон, обучавшийся на филологическом факультете в Сиракузском Университете в Нью-Йорке, однако не окончивший его; авангардного музыканта Джона Кейла, основным инструментом которого был альт и барабанщицу-любителя Морин Такер.
Такая горючая смесь собралась в 1966 году на "Фабрике" Энди Уорхола, давшему группе денег на запись сольного альбома, а также оказавшего на неё сильное влияние и приведшему в неё немецкую певицу и актрису Нико.
Дебютник "The Velvet Underground & Nico" вышел весной 1967, был прохладно принят как слушателями, так и критиками, при этом признававшими его экспериментальность и смелость. Сам альбом является эпохальным, но сейчас речь не о нём.
К 68 группа порвала с Уорхолом и 30 января выпустила такой же экспериментальный, однако всё же недостающий до дебюта, "White Light/White Heat", ещё более прохладно встреченный аудиторией.
И тут начинается наша история
В группе зрели разногласия. Главным образом, между Лу Ридом и Джоном Кейлом. Согласно слухам, Рид придерживался более коммерческого курса развития группы, в то время как Кейл оставался приверженцем авангарда. Вместе с тем Лу перетягивал на себя авторство практически всех песен, и хотя его вклад в их написание велик, и, может, превосходит вклад других, это не могло не сказаться на отношениях внутри группы. Давление также оказал новый менеджер Стив Сесник, желавший выдвинуть Рида не первый план.
После записи White Light/White Heat группа дала несколько концертов, параллельно в феврале записав в студии несколько треков. Именно это позже фанаты назовут "Секретным альбомом".
Последний раз группа выступила с Кейлом в сентябре на Boston Tea Party, после был уволен. Его место занял соратник группы Дуглас Юл. В 1969 году группа выпустила третий альбом "The Velvet Underground", отличавшийся более мягким, мелодичным и популярным звучанием. Однако музыку не покинул дух эксперимента, что показывало, что хоть главный двигатель авангарда был выкинут за борт, его призрак всё ещё бродит по студии.
Уж простите за такое длинное вступление, однако надо было ввести в курс дела, а...
Теперь к музыке
Хотя треки, записанные во время февральской сессии, так и не попали на студийные альбомы (частично), стоит сказать спасибо лейблу Verve, издавшему дебютник, за то, что в 1985 выпустил сборник ауттейков V.U., а в 86 — Another View. На них как раз и попали треки с сессии.
Stephanie Says
Трек за авторством Лу Рида, в котором чувствуется переход к мягкому звуку и мелодичной музыке. Мелодия представлена тоскливой электрогитарой и челестой (привет Sunday Morning), на которой играет явно Кейл, и аккомпанирующим им альтом, на котором играет также Кейл, и акустической гитарой. Такой синтез Рида и Кейла показывает, что хоть группа находилась на стадии распада, некая "магия" всё ещё сдерживала участников. Вместе с этим Рид переходит от свойственной ему упаднической лирики к более трогательной и личной. В ней проскальзывают нотки недосказанности и символизма. Сама песня является как бы предпосылкой третьего альбома, во многом предугадывая его звучание. Позже песня была переписана для сольного альбома Рида "Berlin" 1973 года под названием "Caroline Says". Спасибо пользователю Амальгамы под ником Psychea за перевод: https://www.amalgama-lab.com/songs/v/velvet_underground/stephanie_says.html
Temptation Inside Your Heart
Данная песня также за авторством Лу предстаёт перед нами как более ритмичная и свободная: в куплетах проявляется двухголосие, в котором главному герою за исполнением Рида отвечает Кейл. Всю песню сопровождают смешки и различные "подколы" со стороны участников (чего только стоит строчка "That's the only chord I know" - "Это единственный аккорд, что я знаю", которым сам Лу высмеивает свою манеру игры на гитаре, получившую название Ostrich, заключавшаяся на настройке гитары на одну ноту). Что также интересно, ритм-секция представлена бонго, или каким-то другим видом ударных, на которых играет Такер, хотя ей свойственна обратная им монотонность. Текст представляет из себя диалог между человеком, пытающимся сохранить отношения, с человеком, которые они явно равнодушны. Возможно, за этим скрывается отношение Лу к Кейлу, тут приходится только гадать.
Hey Mr. Rain
Данная композиция уже принадлежит перу Джона Кейла. Представляет из себя довольно классическую вельветовскую песню: вокал Лу Рида и его гитарный дуэт со Стерлингом, партия альта Кейла, причём не самая стандартная, и за барабанами один и тот же бит Мо Такер. Текст композиции довольно мил: главный герой просит мистера Дождь не следовать за ним, ибо главный герой так много работал, оставаясь в небесах.
Издана также иная версия песни, отличающаяся более длинным хронометражём и "режущей" гитарой с 1:20.
Также песня исполнялась на концерте вельветов в 1993 году, когда они в последний раз вместе собрались (Стерлинг Моррисон умер в 1995 году).
Guess I'm Falling In Love
Песня в студии записывалась уже без участия Кейла, а также текста, однако имеются записи концертов, на которых, вероятно, мог играть Джон.
Песня и в музыкальном, и в текстовом плане представляет из себя рок-н-ролл, правда с очень грязным и утяжелённым звуком. В целом про песню мало чего могу сказать.
Ride into the Sun
Мой личный фаворит среди всех неизданных вельветовских треков. Песня также была записана уже без участия Джона. Хотя запись с Another View на ютубе почему-то заблокирована, есть запись с 45-тилетнего переиздания третьего альбома, которое особенно завораживает. Меня всегда удивляла магия этой песни: без слов она вызывала у меня бурю эмоций и чувств, прилив воспоминай. Встречая слушателя уютным бренчанием на гитарах Лу и Стерлинга, она вдруг бьёт режущей электрогитарой, что я считаю сильнейшим моментом песни, после сменяя гитару на клавишные, а затем возвращая все инструменты, затухает.
Также на 45-тилетнем переиздании Loaded была выпущена версия уже с текстом, где Лу Рид проявляет себя как певец города: через песню тянется нить скованности и лживости городской жизни, где всё будто слеплено из глины, и лишь ты кажешься себя настоящим человеком; где тебя бесконечно преследует желание сбежать в такое место, где всё кажется таким прекрасным, в такое место, как Солнце. Вообще эта нить тянется через всю дискографию Лу, и сама песня была уже издана им на первом сольнике "Lou Reed".
А на этом всё.
P.S.
Это моя первая статья данного формата, так что желаю увидеть от той пары человек, которые прочтут эту статью, хоть какую-то толику критики.
#Музыка #60-е #авангард #рок-музыка