Лев Адольфович Озеров (настоящая фамилия — Гольдберг) — русский советский поэт и переводчик, критик, литературовед. У Льва Озерова было множество псевдонимов. В начале творческого пути он подписывался и своим настоящим именем, и Корневым, и Бергом. Сам он позже признавался, что долго искал свой псевдоним. Пока не нашел, перебрал около тридцати самых разных.
Биография
Родился Лев Адольфович Гольдберг в 1914 году в семье киевского аптекаря. Учился в школе-семилетке, после ее окончания пробовал себя во множестве профессий - учеником чертежника, оформителем, корреспондентом и даже скрипачом в оркестре. О своей тяжелой жизни в те времена поэт позже вспоминал:
"Рожденный в 1914 году, я пережил все войны века и три голода. Особенно голод на Украине 1930-1933 годов, который украинцы называют более сильным словом «голодомор». Висели мы на волоске, как выжили — непостижимо. Я тогда уже прошел скрипичную школу, дирижерскую, были свои сочинения, рисовал, начинал уже писать, получал одобрения, но пришлось из-за голода все бросить и пойти в чернорабочие на киевский «Арсенал». Переносил из инструментального цеха на склад материалы — была сила — и толкал вагонетку. Дома были счастливы, что приносил горстку каши и рыбий хвост..."
В возрасте 20 лет будущий поэт Лев Озеров переехал в Москву и стал студентом Московского института философии, литературы и истории. Окончил его в 1939 году, среди выпускников вместе с ним были Александр Твардовский, Давид Самойлов, Константин Симонов, Сергей Наровчатов и др.
Затем Озеров едва успел защитить кандидатскую диссертацию, как грянула война. Он в числе первых записался добровольцем и отправился на фронт в качестве военного корреспондента. Писал для радио и печати, в том числе репортажи для дивизионной газеты 59-й Гвардейской стрелковой дивизии "Победа за нами", а также в 1945-1948 годах работал в журнале "Октябрь".
Важным в биографии Льва Озерова стал 1943 год. Тогда он стал преподавателем в литературном институте, а позже - профессором кафедры художественного перевода, доктором филологических наук. Проявляя себя как замечательный педагог, он обучал студентов литературному мастерству до самой смерти в 1996 году.
Начало пути
Писать стихи Лев Гольдберг начал рано. Впервые его творения были опубликованы, когда поэту уже исполнилось восемнадцать. Позже в своих воспоминаниях он напишет об этом:
Первые стихи в детстве сочинил, не зная, что это такое — писать стихи. Весенний киевский полдень, дождь, вбегаю с улицы в дом и сразу — к столу. Восторг перед весенним дождем диктовал мне строки. Гроза и поэзия породнились.
В юности начинающий поэт зачитывался стихами Эдуарда Багрицкого, Николая Тихонова, Михаила Светлова, с особенным вниманием, по воспоминаниям современников, он относился к поэтическим произведениям Бориса Пастернака. Кроме того, сказалось и личное знакомство с ним. Позже литературоведы напишут, что для Озерова Пастернак был выразителем «высокого трагизма», который стал идеологической доминантой поэтического творчества и самого Озерова.
Общался Лев Адольфович и с такими мастерами русской поэзии, как Анна Ахматова, Михаил Зенкевич, Павел Антокольский и Николай Заболоцкий.
Творческая карьера
Первый поэтический сборник Льва Гольдберга появился в 1940 году, спустя восемь лет после первой публикации стихотворений. Он носил название "Приднепровье". Как и следующие издания стихотворений поэта, книжки были благосклонно встречены критиками, среди которых, в частности, были Илья Сельвинский и Михаил Светлов. Всего при жизни поэта вышло около 20 сборников поэтических произведений.
При жизни Озеров активно публиковался в газетах и журналах - его стихотворения, поэтические произведения, эссеистика выходили в таких изданиях, как "Литературная газета", "Огонек", "Арион" и др.
Лев Озеров был мастером и в области художественного перевода. Он переводил с украинского, литовского, абхазского, осетинского, грузинского, армянского языков, а также идиша. Сам он говорил, что рассматривает свои переводы как естественное продолжение оригинального творчества.
В 1999 году, спустя три года после смерти, вышла одна из самых знаменитых работ Льва Озерова. Это выполненные техникой свободного стиха и собранные в одной книге "Портреты без рам" - поэтические мемуары, воспоминания о современниках поэта, с которыми Озерову довелось встречаться и разговаривать. Написаны они с неизменным уважением и сочувствием к трудным судьбам современников. Вот, например, концовка верлибра, посвященного прозаику Исааку Бабелю:
Смешинки, лукавинки, искорки глаз,
Крупная голова его привлекает внимание,
Она еще ни бед, ни горестей
Не предвидит,
А они через несколько лет
Тяжко падут на эту голову.
С опозданием ее оплачут.
У людей есть привычка такая,
Но это уже тема другая.
Скончался Лев Озеров на 82-м году жизни. Могила поэта находится на Востряковском кладбище в Москве.
Должности и звания
Вскоре после выхода первой книжки Лев Озеров был принят в Союз писателей СССР и оставался в нем до конца жизни. Был награжден орденом "Знак почета".
В 1980 году за работу над переводами с литовского языка Озерова отметили званием "Заслуженный деятель Литовской ССР".
Литературоведение
Первые научные работы о литературе были написаны Львом Озеровым еще в студенческое время.
- Статья "Стихотворения Анны Ахматовой", опубликованная в "Литературной газете" 23 июля 1953 года после долгих лет замалчивания, стала настоящим явлением в изучении творчества знаменитой поэтессы. Как известно, сама Ахматова называла статью Озерова "прорывом блокады".
- Блестящей научной работой можно считать комментарии Озерова к сборнику Бориса Пастернака (1965). Этот однотомник был подготовлен к печати самим Львом Адольфовичем и увидел свет в серии "Библиотека поэта". Поэт на всю жизнь остался верен своему юношескому увлечению творчеством Бориса Пастернака.
Позже были написаны и целые книги - монографические исследования о творчестве Афанасия Фета, Федора Тютчева, Евгения Баратынского, Константина Батюшкова.
Характер
По воспоминаниям современников Льва Озерова, у него была удивительная и довольно редкая для творческого человека черта - он умел восхищаться своими собратьями по перу.
Лев Адольфович в этом смысле был скромным человеком. Настоящим интеллигентом. Преклоняясь перед мастерством других писателей, он уважал и ценил их. Нередко он защищал от нападок и, как мог, способствовал продвижению их творчества.
А один из учеников, вспоминая о годах общения с Озеровым во время учебы в литературном институте, писал о нем так:
Некоторым образом он был наивен. Он верил в демократию, в то, что людьми у власти движет что-то светлое, и, когда я ему приводил примеры противоположного свойства, он восклицал: "Как они могут! Но это невозможно! Это бесчестно! Этого не может быть!" И это было так искренне, что я никак не мог заподозрить его в каком-нибудь ханжестве.
Стиль
Собственная поэтическая манера Льва Адольфовича Озерова отличалась лаконичностью и точностью выражений. Не случайно отдельные фразы из его творений становились афоризмами. Это одна из самых примечательных черт, присущих его поэзии.
О становлении своего стиля поэт писал:
Сперва я устанавливал внешние соответствия в мире, любовался ими и тщился передать их в соответствующих звуках. Потом все ушло вглубь. Суть привлекала своей беспредельностью.
Что касается общего кредо своей поэтической работы, то Лев Озеров выразил его так:
Живу стихом, через стих познаю мир и себя. Как санитарные и пожарные машины, стихи идут на красный свет. Идут впереди статей, переводов, работы педагога. Они пишутся только по зову сердца, которое, кстати сказать, и руководит поступками поэта. Мне хотелось быть не столько ярким, сколько полезным. Быть полезным Отечеству. Внести свою лепту в изменение такого еще несовершенного мира. Без этой — пусть наивной — веры в то, что слово может сдвигать горы, писать нельзя. Без веры тяжело и жить, и работать...
Поэзия
В стихотворениях Льва Адольфовича Озерова все слова к месту, связаны друг с другом и ни одного нельзя убрать без потери общего смысла. Так, например, совершенно естественны повторы в одном из самых известных лирических миниатюр Льва Озерова ("Думаю о тебе", 1964):
О тебе я хочу думать. Думаю о тебе.
О тебе не хочу думать. Думаю о тебе.
О других я хочу думать. Думаю о тебе.
Ни о ком не хочу думать. Думаю о тебе.
В другом своем произведении он виртуозно описывает морозный день. В стихотворении Льва Озерова "Мартовские тени на снегу" (1956) передана просыпающейся после зимнего сна природа и то, о чем может рассказать поэту всего-навсего след лыж на рыхлом весеннем снегу:
Мартовские тени на снегу...
Просто наглядеться не могу.
В рыхлые снега, в сиянье дня
Голубая врезана лыжня.
Я догадкой проскользну по ней
К мартовскому солнцу южных дней.
К мартовской теплыни давних лет,
Лет, которых затерялся след.
Вот и оторваться не могу
От теней, дрожащих на снегу.
О силе воздействия музыки на людей писали многие поэты. Вот как блестяще сделал это в стихотворении "Не умею рассказывать музыку" Лев Озеров:
Не умею рассказывать музыку,
И не смею рассказывать музыку,
И немею, слушая музыку.
Немота моя – не помеха мне,
А для горести и для смеха мне.
Полнота бытия открывается
В час, когда слушаю музыку.
Афоризмы
Тяга к емким, точным по сути высказываниям породила это увлечение поэта Озерова. Вот лишь самая малая толика из известных его афоризмов:
- Всю жизнь я собираюсь жить...
- Поэзия — горячий цех.
- Из рук твоих мне мягок черствый хлеб.
- О Ленинграде (ныне Санкт-Петербург):
Великий город с областной судьбой.
И наконец, знаменитое высказывание, столь часто цитируемое, что никто уже не помнит имени его автора:
Талантам надо помогать,
Бездарности пробьются сами!