Найти тему

Российские смазки на любой случай: классификации и примеры

В России производится множество смазочных материалов. В данной статье мы расскажем об их классификациях и приведем примеры.

По консистенции смазки делятся на полужидкие, пластичные и твердые. Последние два вида рассмотрим поподробнее.

Не забудьте поставить лайк, сделать репост и подписаться на наш канал :)

Пластичные смазки. Основные характеристики и классификации

Пластичные смазки – структурированный и самостоятельный вид смазочных составов с 2-компонентной основой (базовое масло и загуститель) + присадки (добавки).

Пластичная смазка
Пластичная смазка

Чаще всего такие составы применяются в следующих узлах:

  • Передачи (винтовые, цепные, зубчатые)
  • Шарниры
  • Подшипники (скольжения и качения)
  • Многожильные тросы

Пластичные смазки подбираются для обслуживания узлов трения по ряду критериев. Вот основные из них:

  • Рабочая температура узла трения
  • Действующие нагрузки
  • Скорость вращения пары трения
  • Совместимость с конструкционными материалами
  • Совместимость с другими смазочными материалами (на случай смешивания)

Классификация по типу загустителя

В рамках данной классификации пластичные смазки можно поделить на 4 категории:

  • Мыльные

Загустителем в них выступают мыла (литиевые, алюминиевые, кальциевые и др.). Существуют также пластичные смазки, загущенные смесью мыл.

Мыльные пластичные смазки также называют синтетическими или жировыми.

  • Органические

Для изготовления таких смазок применяются высокодисперсные органические вещества, которые обладают хорошей температурной стабильностью.

К числу органических пластичных смазок относятся полимерные, сажевые и пигментные составы, а также материалы на основе полимочевины.

  • Неорганические

При производстве таких смазок в качестве загустителя используются высокодисперсные неорганические вещества, имеющие хорошую температурную стабильность.

Примерами неорганических пластичных смазок могут служить графитовые, силикагелевые, асбестовые, бентонитовые составы.

  • Углеводородные

В таких смазках роль загустителя выполняют высокоплавкие углеводороды (воски, парафин, церезин и др.).

Классификация по типу базового масла

По типу базового масла пластичные смазки делятся на минеральные и синтетические.

Классификация по сфере применения

По сфере применения пластичные смазки делятся на 5 групп:

  • Пищевые
  • Консервационные
  • Уплотнительные
  • Антифрикционные
  • Канатные

Пищевые смазки

Пищевые смазки являются составами, которые не включают в себя токсичные ингредиенты и не вредят здоровью людей даже при контакте с продуктами питания.

Данная категория не входит в классификацию по ГОСТ. Однако сегодня, согласно действующему законодательству, такие смазочные материалы нужны предприятиям, которые производят упаковку, фармацевтическую и пищевую продукцию (в том числе напитки).

Наиболее известные российские пищевые смазки выпускаются под брендом EFELE.

Пищевые смазки EFELE
Пищевые смазки EFELE
Они прошли сертификацию в различных уполномоченных независимых организациях (Роспотребнадзор, NSF International) и имеют специальные допуски (в том числе пищевые допуски NSF H1 и 3H), которые определяют степень разрешенного контакта состава с узлом трения.

Пластичные смазки для производств продуктов питания содержат компоненты, которые не только безвредны, но и обеспечивают надлежащую работу оборудования в специфических условиях отраслевых предприятий.

Такие составы способны выполнять свои функции в широком интервале температур, противостоять воздействию воды, выдерживать высокие нагрузки, быть совместимыми с резинами и пластиками.

Консервационные смазки

Эти смазки защищают различные узлы и механизмы, сделанные из металла, от коррозии в процессе их применения, транспортировки и хранения (кроме стальных канатов и ситуаций, когда необходимо использовать твердые покрытия или масла для консервации).

К таким смазкам относятся Пушечная (ПВК), ВНИИСТ-2, ВТВ-1, ЗЭС.

Консервационная смазка ВТВ-1
Консервационная смазка ВТВ-1

Уплотнительные смазки

Их используют для того, чтобы облегчить монтаж-демонтаж арматуры, сальниковых устройств, соединений (подвижных, резьбовых, разъемных) различных систем (в том числе вакуумных), а также загерметизировать зазоры.

Бывают следующие уплотнительные смазочные составы:

  • Резьбовые
  • Арматурные
  • Вакуумные

К уплотнительным смазкам относятся: Арматол-238, Насосная, Р-2, Р-402, ВНИИНП-291, ЛЗ-162, Замазка вакуумная, Кранол.

Антифрикционные смазки

Применение таких смазок направлено на уменьшение интенсивности трения скольжения и износа сопряженных элементов.

Антифрикционные смазки делятся на следующие категории:

  • Общего назначения

Такие составы бывают для обычных и повышенных температур. Первые работают при температурах до +70°С (например, Солидол Ж, Солидол С и Графитин), а вторые – до +110°С (например, Литин-2 и Консталин).

Солидол Ж (жировой)
Солидол Ж (жировой)
  • Многоцелевые

Их можно применять во многих узлах трения (например, в шарнирах, подшипниках скольжения и качения).

Многоцелевые смазки обладают хорошей стойкостью к воде и высокими защитными свойствами, а также могут функционировать в широком интервале скоростей и температур (от -30°С до +130°С, а в мощных механизмах могут работать при еще более низких температурах – до -40°С и даже ниже).

К смазкам данной категории относятся Литолы (24, 24М и 24РК), Фиолы (1, 2 и 2М), Герметин, БНЗ-3 и др.

  • Термостойкие

Они работают в узлах трения, нагревающихся в процессе эксплуатации до +150°С и выше. Среди таких составов можно выделить следующие: ЦИАТИМ-221, EFELE MG-251, EFELE SG-394, ВНИИНП-246 (-235, -233, -231, -219, -207), Графитол и др.

  • Морозостойкие

Они функционируют в узлах и механизмах, выполняющих свои функции при температурах до -40°С и ниже.

Сегодня в России производятся десятки морозостойких смазок. Среди них широко распространены следующие: EFELE SG-311, EFELE SG-321, ЦИАТИМ-201 (- 203), Зимол, Лита, МУС-3А и др.

Морозостойкая смазка ЦИАТИМ-201
Морозостойкая смазка ЦИАТИМ-201
  • Противозадирные и противоизносные

Эти смазки характеризуются наличием противозадирных присадок (или твердых добавок) в своем составе и используются в подшипниках скольжения при удельных нагрузках свыше 150 МПа (1500 кгс/см кв.) и в подшипниках качения при контактных напряжениях более 2500 МПа (25000 кгс/см кв.).

В числе составов данного вида можно отметить следующие: ВНИИНП-225 (по ГОСТ 19782-74), ВНИИНП-232 (по ГОСТ 14068-79), Свинцоль-01 (-02), ЛС-1П и др.

  • Химически стойкие

Такие смазки подходят для узлов и механизмов, контактирующих с агрессивными средами (щелочами, кислотами, углеводородами, галогенами и их соединениями, аминами и др.)

В качестве примеров химически стойких составов можно привести следующие: ЦИАТИМ-205, ВНИИНП-298 (-280, -295, -294, -282, -279), Криогель.

  • Приборные

Они используются в узлах трения приборов и точных механизмов.

Бывают следующие приборные смазки:

– Телефонные и часовые: ЛПИ-7, РС-1 по ГОСТ 21532-76

– Оптические: ЦИАТИМ-221 (-203, -201), ВНИИНП-299, ОКБ-122-7 (-122-7-5), АЦ-3 (-2, -1), Орион, ГОИ-54п и др.

– Гироскопические: ВНИИНП-260 по ГОСТ 19832-74 (-228 по ГОСТ 12330-77, -223 по ГОСТ 12030-66)

– Для электромеханических приборов: ЦИАТИМ-202, ОКБ-122-7-5 (122-7 по ГОСТ 18179-72)

– Для узлов приборов общего назначения: ЦИАТИМ-201, ОКБ-122-7, ВНИИНП-223 (-299, -293, -286, -274, -271, -270, -260, -258, -257, -228)

  • Редукторные

Смазки данной категории используются в различных винтовых и зубчатых передачах.

К таким составам относятся ЦИАТИМ-208, СТП-3 (-Л), ОЗП-1, Трансол-200 (-100, -РОМ), Редуктол, Редуктол М, СКП-М.

  • Приработочные (пасты)

Эти пасты наносятся на сопряженные поверхности, чтобы облегчить сборку-разборку узлов, предотвратить образования задиров и ускорить процесс приработки. К таким смазочным материалам относятся ВНИИНП-232 (-225), Лимол.

  • Узкоспециализированные

Эти смазки используются преимущественно в отдельных промышленных отраслях для случаев, когда необходимо учитывать характеристики, не предусмотренные в вышеперечисленных категориях (прокачиваемостъ, искрогашение, эмульгируемость и др.).

К узкоспециализированным смазкам относятся следующие:

– Автомобильные: ШРУС-4, Фиол-2У

– Для электрических машин: ВНИИНП-242, ЛДС-3 (-1), ЭШ-176, СВЭМ

– Железнодорожные: ЖРО, Кулисная ЖК, ЖР, ЖТ-72

– Морские: АМС-3 (-1), МС-70, МУС-3А, МЗ

– Авиационные: Эра, Свинцоль-01, ВНИИНП-261 САПФИР, АТЛАНТА, СЭДА, НК-50

– Индустриальные: ВНИИНП-273, Униол-2М/2, Прессол М, Сиол, Ротационная ИР, Термолита, Омметтерма-2, Омметсупертерма

– Буровые: Геол-1, Пластол, Долотол Н

– Электроконтактные: ВНИИНП-502 (-273, -248), Электра-1

Автомобильная смазка ШРУС-4
Автомобильная смазка ШРУС-4
  • Брикетные

Такие материалы предназначены для узлов и поверхностей скольжения с устройствами для применения смазки в виде брикетов.

  • Канатные

Они применяются для защиты стальных канатов и тросов, а также органических сердечников стальных канатов от коррозии и износа.

Примеры канатных смазок: Канатная 39У, БОЗ-1, Торсиол-35Э, Ваерол, Канатол, Е-86, ЛЗ-Е-91.

Твердые смазки. Свойства и области применения

До отверждения твердые смазки являются суспензиями. Дисперсионная среда для них – смола или другое связующее вещество и растворитель. Загустителем в твердых смазках выступают графит, дисульфид молибдена и т.д.

Когда испаряется растворитель, твердые смазки становятся золями, которые имеют все свойства твердых тел. Одна из их особенностей – малый коэффициент сухого трения.

Выделяются следующие разновидности твердых смазок:

  • Антифрикционные покрытия (АФП)
  • Сухие адаптивные смазочные материалы

Антифрикционные покрытия

АФП обладают рядом достоинств:

  • Способны работать как при экстремально высоких, так и при криогенных температурах
  • Сухой слой АФП не собирает пыль и другие мелкие частицы, за счет чего не допускает абразивного износа узлов трения
  • Выдерживают высокие нагрузки
  • Обладают антипригарными и антиадгезионными свойствами
  • Имеют антикоррозионные свойства
  • Работают при воздействии агрессивных сред (морской среды, щелочей, кислот, радиации)
  • Работают в течение долгого времени, обеспечивая смазку и защиту деталей от износа (способны выступать даже в качестве ресурсной смазки)
  • Не испаряются и не окисляются
  • Совместимы со многими конструкционными материалами (металл, резина, пластик, дерево, керамика и др.)

Часто АФП применяются в тех узлах трения, где пластичные и жидкие смазки неэффективны.

Такие покрытия наносятся стандартными методами окрашивания на предварительно подготовленные поверхности деталей, после чего отверждаются при комнатной температуре или нагреве в печи (смотря какое АФП используется).

АФП активно используются в различных отраслях промышленности с целью снижения трения и износа механизмов (в машиностроении, энергетике, робототехнике, медицинской технике, железнодорожном и другом транспорте, атомной промышленности).

Кроме того, эти составы позволяют увеличить срок службы элементов нефтедобывающих платформ, избежать прилипания полимеров и нагарообразования на узлах формовочного и упаковочного оборудования.

В России материалы, реализующие технологию твердой смазки, производит компания "Моденжи". Она выпускает свою продукцию под брендом MODENGY.

Сухие адаптивные смазочные материалы

Такие материалы отличаются от АФП отсутствием связующих веществ в своем составе. За счет этого они способны заполнять глубокие впадины на шероховатой поверхности.

Другая особенность сухих адаптивных смазок заключается в переносе частиц твердосмазочных веществ на сопряженную поверхность в процессе трения.

Из российских смазок к данной категории относятся аэрозольные составы MODENGY A-FLON и MODENGY A-MOLY.

Сухие адаптивные смазки MODENGY
Сухие адаптивные смазки MODENGY

Сухие адаптивные смазки имеют следующие преимущества:

  • Устойчивость к старению
  • Химическая инертность
  • Низкий коэффициент трения
  • Широкий диапазон рабочих температур
  • Отличные противозадирные свойства
  • Высокая несущая способность

Эти составы можно наносить на металлические, резиновые и пластиковые поверхности. Сухие адаптивные смазки особенно пригодятся для обработки труднодоступных участков узлов и элементов с большой шероховатостью поверхности, а также для облегчения прессовой посадки и посадки с натягом для предупреждения образования задиров.

Применение сухих адаптивных смазок позволяет существенно уменьшать срок приработки деталей, снижать трение и увеличивать ресурс узлов и механизмов.

Надеемся, что наша статья была для вас полезна. Свои мнения просим оставлять в комментариях.

Еще больше интересных и познавательных статей читайте на нашем канале и на сайте mirsmazok.ru!

#российские смазки #смазки из России #литол #смазки #авто #промышленность #ссср #обзор