Найти тему

Журнал "Пожарное дело" 50 лет назад. Номер 3 за 1972 год.

Журнал № 3 за 1972 год.

-2

Что касается оглавления номера - оно особого интереса не представляет. За исключением того, что один из материалов номера подготовлен главным редактором. Это достаточно редкий факт в нашей истории. Ну и один материал подготовлен начальником отдела техники УПО Ленинграда и области Н. Ивановым. Тоже редкое явление...

Особый интерес представляет обложка номера. С первой страницей всё в принципе понятно - мартовские номера журнала почти всегда посвящались Международному женскому дню 8 марта. Вот и в этот раз на большом фото мы видим отличника боевой и политической подготовки, диспетчера ЦППС города Ульяновска, комсомолку Татьяну Духанину.

Намного интереснее фотография на последней странице обложки. Выполнена она М. Николаевым из города Красноярска и прислана на конкурс проводимый редакцией на лучшее фото. Небольшое отступление
и два слова про его творчество. М. Николаев прославился тем, что на рубеже 60-х и 70-х годов фотографировал огневые опыты, проводимые УПО Красноярского края в славном городе Лесосибирске. Причём не просто фотографировал, а использовал цветную плёнку, что в те годы было достаточно редким явлением. Его красочные и динамичные работы тех лет постоянно использовались журналом "Пожарное дело".

Фотография М.Николаева, приведённая на обложке этого журнала, была удостоена первой премии ГУПО на конкурсе, проведённом в есть 50-летия советской пожарной охраны.
Фотография М.Николаева, приведённая на обложке этого журнала, была удостоена первой премии ГУПО на конкурсе, проведённом в есть 50-летия советской пожарной охраны.

Возможно, у нас ещё получится поговорить про творчество этого талантливого человека.

Что касается фотографии с последней страницы обложки, то с ней связан один курьёз о котором я уже рассказывал в книге "Пожарный типаж. Том 2. Целевое применение". Цитирую главу 8:

... Тут есть ещё два интересных момента. Во-первых, сам автомобиль - участник испытаний. Это единственный известный АГВТ-100 на шасси ЗИС-151 ... Второй факт касается филателии. АГВТ крайне редко представлен на марках. Но, видимо, увидев фотографии с этих испытаний, любовью к этому автомобилю воспылали... монголы! Наверное, особое впечатление на них провели серебристые теплоотражательные костюмы испытателей. Почта Монголии выпустила марку, на которой работал АГВТ, а вокруг него ходили похожие на марсиан пожарные. А вот штабели досок они рисовать на своих марках не захотели. И нарисовали ... лес. В их творчестве АГВТ стал заниматься тем, чем никогда не занимался: АГВТ-100 тушил... лесной пожар! Нормальный такой верховой пожар. Оставим это на совести художников братской страны...
Монгольская марка с курьёзным изображением.
Монгольская марка с курьёзным изображением.

Пробежимся по страницам номера. Три страницы про великое содружество братских народов. Далее три публикации к 50-летию образования СССР: секретаря ЦК Армении, заместителя председателя СМ Грузинской ССР и председателя сумгаитского исполкома Азербайджанской ССР. Из этих статей хочется отметить два момента. Про то, как советская власть душила гордую Грузию:

"...только в 1970 году введены в строй авторемонтный завод в Карели, чайная фабрика в Гали, Боржомский хлебзавод, Кутаисская кондитерская фабрика, завод гидроизоляционных материалов в Лило, завод сборных железобетонных изделий в Телави, Сухумский винный завод, картонно-рубероидный завод в Гардабани, швейная фабрика в Зестофони, заводы желеобетонных изделий в Батуми и Кутаиси"

Ещё на повестке дня тогда было строительство метрополитена в Тбилиси, Тбилисской ГРЭС, каскада Варцихских ГЭС, уникальной Ингури-ГЭС.

Вторая мысль - как грустно, что образцом дружбы народов на страницах журнала приводится город Сумгаит или Комсоомольск-на-Каспии. Пройдёт чуть больше 15 лет и от понятия этой дружбы не останется воспоминаний. Сумгаит займёт одно из первых мест в истории жестоких национальных волнений в СССР. Но пока заботы у пожарных другие. В статье вспоминаются пожары: 1960 года, когда звенья ГДЗС вытаскивали из горящего цеха полимеризации завода синтетического каучука отрезанных огнём в помещении операторской; 1964 года, когда технологическая авария привела к насыщению снега вокруг резервуаров сжиженным газом, который, загоревшись, создал серьёзную опасность взрыва в резервуарном парке. А выехавшие на пожар автомобили не смогли преодолеть снежные заносы. И пробиться к месту пожара смогли всего два пожарных автомобиля.

И когда командир отделения - русский Кукушкин, вместе с пожарным азербайджанцем Азизовым, плечом к плечу с армянином Мкртчаном рисковали жизнью, не пуская огонь к резервуарам...

Разворот на страницах 10-11 посвящён женскому празднику. В его заметках пожарные дружинницы московской обувной фабрики "Парижская коммуна", бухгалтер УПО УПО Армянской ССР и ветеран пожарной охраны из Николаева - Вера Петровна Серюк. В её воспоминаниях речь об освобождении города от фашистов...

Привлёк внимание интересный момент, не попавший в мою книгу "Пожарный автообоз. Второе издание". Там, если вы помните, обсуждались преимущества и недостатки продольной наружной посадки личного состава на советских автонасосах. В тему:

"... Семнадцатилетней девчёнкой пришла я в часть, - вспоминает Вера Петровна, - как сейчас помню, выдали мне огромные ботинки, брюки, ватник. На первом дежурстве не обошлось без курьёза. Выехали мы по тревоге на ПМГ-1( советский автонасос довоенного выпуска на шасси ГАЗ-АА - прим. Карпова А.В.). Машина открытая, ледяной ветер, обжигает лицо, глаза слепит снег. Прибыли, товарищи спрыгнул и на землю, а я не могу - ботинки примёрзли к металлическому полу..."

Товарищ Н.Ф. Гартье, стоявший у истоков подобной конструкции - "спасибо" вам за ваш выбор! Почти тридцать лет летели пожарные проклятия в ваш адрес. Да Бог с ним! А почему ноги примёрзли к металлическому полу? Ведь изначально в конструкции ПМГ-1 полы были деревянные? Думаю всё просто - мало какой автонасос пережил войну со своим родным кузовом. Древесина материал не надёжный. Сгнивала.

На страницах 12-14 статья главного редактора про соцсоревнование. водителей Литовской ССР. Огромная малоинформативная статья, где мне как историку пожарной техники почерпнуть нечего. Хотя почему нечего... Немного не в тему. Некоторое время назад в профессиональной группе в FB походы пожарных МЧС в жилой сектор, профилактика среди старушек, опускание памяток в почтовые ящики стало профессиональным мемом и поводом для шуток. Однако в журнале 50-летней давности читаем:

Шофер Казимир Маковский принимает обязательство так организовать профилактику в жилом секторе, чтобы полностью исключить пожары и загорания. В свободное от службы время он (впрочем, как и другие шофёры части) по два раза в год проверяет жилые дома, разъясняет населению правила пожарной безопасности...

Шофёр!!!! Литовская ССР. Два раза в год. Вот так.

На фото В. Маковский - крайний справа. Интересная форма одежды в профессиональной пожарной охране СССР - не правда ли?  Вопрос знатокам пожарной техники - помогите определить устройство, которое лежит (установлено)  на кузове ПМЗ-27А сразу за кабиной боевого расчёта.
На фото В. Маковский - крайний справа. Интересная форма одежды в профессиональной пожарной охране СССР - не правда ли? Вопрос знатокам пожарной техники - помогите определить устройство, которое лежит (установлено) на кузове ПМЗ-27А сразу за кабиной боевого расчёта.

Пожары нефтеналивных поездов в СССР редкими не были. Пожалуй, каждый пожарный гарнизон в окрестностях крупного железнодорожного узла имел в своей истории несколько случаев тушения таких пожаров. Очень часто встречался сценарий с истечением нефтепродукта и угрозой жилым домам поблизости.

Вот и на страницах 14-15 мы можем почитать большой материал Э. Гурвича "Подвиг в Хашури". Поздней ночью (в 23 часа 50 минут) на станции Хашури занимались сливом нефти с подошедшего состава. Нарушение технологии (о причине пожара в огромной статье нет ни слова) привело к воспламенению оборудования и огонь перешел на оборудование нефтехранилища. В статье нет точного указания времени сообщения о пожаре и прибытии пожарных, а увлекшиеся тушением пожара ручными огнетушителями рабочие ночной смены повлиять на развитие пожара уже не могли. Прогремело два взрыва, в результате которых пожар, вырвавшись из подземного резервуара, принял катастрофические размеры, угрожая нефтехранилищу и просыпающемуся от "канонады", 25-тысячному городу. Три смельчака, пытавшиеся сбить пламя первичными средствами пожаротушения, погибли. Из зоны пожара машинистами растаскивались другие нефтеналивные составы, принимались меры по эвакуации жильцов близлежащих домов, на помощь караулу пожарной части Хашури выехали пожарные из Гори и Тбилиси. Площадь пожара составила 2200 кв. метров (тогда это ещё вызывало удивление), огненный вал катился под естественный уклон. Срочным порядком были приняты меры к отсыпке обвалования, преграждающего путь стихии. Ночью городские власти сумели найти десяток самосвалов, которые привезли песок с ближайшего карьера. На расчищенные от вагонов пути прибыли пожарные поезда. Отличились многие жители городка, подручными средствами тушившие отдельные очаги пожара. Ими было спасено вагонное депо и объекты энергетики вблизи очага горения. Выставленные в окрестностях посты ГАИ встречали пожарные автомобили других городов и направляли их кратчайшими путями к месту пожара. Но настоящим героем стал 18-летний Зураб Дзиндзибадзе. Прибыв к месту пожара, он взялся помогать пожарным прокладывать рукавные линии, но потом работал вместе с пожарными "на одном из решающих направлений". Тушение пожаром возглавил заместитель начальника УПО Грузинской ССР Э. Гиоргадзе. Все силы были брошены на защиту неповреждённых огнём резервуаров с топливом. По его команде были привлечены дополнительные силы из ближайших городов и созданы запасы пенообразователя. И в районе трёх часов ночи была предпринята первая пенная атака в результате которой ситуация упростилась, но пожар так и не был ликвидирован. Устранив неисправности оборудования, способствовавшие истечению нефтепродуктов из повреждённых резервуаров, утром пожарные провели вторую пенную атаку. Пожар был ликвидирован. Десять участников пожара Указом Президиума Верховного совета Грузинской ССР награждены медалью "За отвагу на пожаре". Из них трое - посмертно.

Далее на страницах 16-17 идет большая статья Г. Ефановой "На вахте пожарные - на вахте моряки". Касается она работы единственного на тот момент в СССР Отряда морских пожарных. История которого началась с 1952 года, когда "город на сваях" - Нефтяные камни обзавёлся собственной пожарной частью, на вооружении которой имелась автоцистерна ПМЗ-9 и один пожарный катер. Позднее пожарная часть (расположенная, кстати, на борту парохода "Советская Грузия") увеличилась двумя отдельными постами по два пожарных автомобиля в каждом, пожарным кораблем "Генерал Доватор" и ещё одним катером. Пожарные принимали участие в тушении многочисленных пожаров: фонтаны на Челекене и банке Жданова, на Нефтяных камнях и на Бахаре. Свою тревожную лепту вносила и "стихия морская" - вся статья пронизана воспоминаниями морских пожарных о 12-бальном урагане в ноябре 1957 года.

 Морское пожарное судно
Морское пожарное судно

В статье приводится короткая биография действующего на тот момент начальника отряда Мусы Мурадовича Гамидова.

На страницах 18-19 очерк Е. Подольного "Человек выходит из огня" про работника пожарной охраны Владимира Чебышева - участника тушения двух пожаров на Рязанском НПЗ. Первого - 27 июня 1969 года. И наиболее известного - 10 июня 1971 года, ставшего самым крупным пожаром за послевоенную историю Рязанской пожарной охраны. В очерке много разного рода лирических отступлений и рассуждений. Если коротко - при тушении пожара 1969 года группа пожарных была окружена огнём. Прорываясь сквозь пламя Владимир Чебышев получил сильные ожоги доглго лечился, но, не смотря ни на что, остался в строю. Плохо слушались кисти рук, приехавшие родственники не сразу узнавали двадцатилетнего парня... Вернувшись на завод в качестве инчструктора профилактики он отличился в тушении пожара 1971 года, когда вызвавшись добровольцем, техник-лейтенант с другими бойцами установил пенные генераторы у самого края горящих подземных резервуаров.

На страницах 20 и 21 различные материалы про подготовку специалистов в Белорусской ССР, пожарную охрану сел Северной Осетии и методический совет УПО Львовской области. Историкам на заметку в 1972 году открылся музей истории пожарной охраны города Мичуринска. Интерес представляет заметка сотрудников Лениградской пожарно-техничекой выставки, поднимающих извечный вопрос всех пожарно-технических выставок СССР и подобных структур в наше время: что такое выставка - музей или "дом технической пропаганды"? Ленингрды склоняются к понятию "музей", оставляя пропаганду госпожандзору. Серьёзные уважаемые и гордые собой пожарные профилактики со временем скинут эту сложную тему назад на пожарные выставки, но в 1972-м году ситуация пока не ясна и все верят в лучшее.

Авторы материалов на страницах 22-23 призывают укреплять дозорную службу в пожарных караулах, на примере УПО Харьковской области рассказывают как надо обучать проектировщиков и делятся опытом борьбы с ДТП пожарных автомобилей.

На странице 24 можно узнать о использовании хлориновой нити в качестве датчика извещателя и достижениях рационализаторов Украинской ССР. Последнее конечно, интереснее. Какие же идеи волновали пожарных в начале 70-х годов?

Львовские пожарные Васиков и Кушниренко немало потрудились над усовершенствованием автомобиля газоводяного тушения, слава о котором перешагнула пределы нашей страны. Их земляк Чабан создал полуавтоматическую установку для выдачи оперативных карточек и планов пожаротушения, позволяющую значительно сократить время выезда подразделений. Много потрудились рационализаторы над разработкой устройств для испытания на прочность лестниц, поясов, веревок. Крымский рационализатор Халапкин сконструировал принципиально новый станок для ухода за пожарными рукавами. Во всех областях республики применяется механизм для подъема рукавов киевлянина Румянцева. Предложенное черкасским рационализатором Хоменко полуавтоматическое устройство для управления центробежным насосом значительно облегчает работу водителя и сокращает время забора воды из водоема. Авторы этих и других ценных предложений награждены Почетными грамотами МВД УССР, деньгами и ценными подарками. Большое впечатление на участников слета произвела выставка, на которой умельцы демонстрировали результаты своего труда.
Станок для ухода за пожарными рукавами конструкции  рационализатора Халапкина.
Станок для ухода за пожарными рукавами конструкции рационализатора Халапкина.

На странице 25 новости о пожарной опасности веществна остнове метиланизола и прибор для регулировки КИП-8 конструкции челябинца С.Т. Гришина. Прибор позолял облегчить труд мастеру ГДЗС при регулировке натяжения пружины сигнального устройства. А вообще челябинский умелец сделал много добрых дел:

Скоро будет четверть века, как Степан Титович Гришин работает в пожарной охране Челябинска, из них десять лет — старшим мастером базы ГДЗС. За это время не было ни единого случая, чтобы КИПьі, прошедшие через его руки, подвели. По творчески относясь к своему делу, систематически знакомясь с новинками техники он стал отличным специалистом, автором многих рационализаторских предложений. Комбинированный прибор, позволяющий производить несколько операций по проверке противогазов, установка для просушки КИПов, очистки внутренней поверхности кислородных баллончиков от окалины при их испытании, а также для автоматической зарядки регенеративных патронов. Всё это смонтировано его руками. Внедрено и его предложение по размещению и креплению КИП-8 на автомобилях.

Тот кто знает что такое КИП оценит список этих достижений. Заметка написана начальником отдела пожарной техники. УПО Челябинской области В. Малановым, с которым довелось познакомиться лично во время приезда в Челябинск в 2011 году. Скажу так - человек очень интересный, технарь до мозга костей, придумавший на своём веку массу всего интересного. В частности Челябинский гарнизон стоял у основания проведения в СССР соревнований по скоростному маневрированию. Поэтому профессиональный путь В. Маланова достоин отдельного подробного разговора.

Осень 2011 года. Челябинск. В.Маланов - крайний справа.
Осень 2011 года. Челябинск. В.Маланов - крайний справа.

С появлением у руля советской пожарной охраны Ф.В. Обухова качественно улучшились зарубежные связи советских пожарных . Это выражалось прежде всего в регулярном участии советских делегаций в работе Международного технического комитета по предупреждению и тушению пожаров ( так называемого KTIF). Итогами очередной поездки в Руан (Франция) на V симпозиум организации на странице 26-27 делятся начальник ГУПО МВД СССР Ф.В. Обухов и начальник нормативно-технического отдела ГУПО И.Д. Рассадкин. В рабботе симпозиума приняли участие 90 делегатов из 22 стран, 200 специалистов различных фирм и заинтересованнх организаций. Было запланировано три доклада первый касался пожарной опасности пластмасс и всего комплекса проблем связанных с пожарной безопасностью их применения. Приводились примеры крупных пожаров пластмассовых изделий. Второй одклад касался пожарной опасности аэрозольных баллончиков. Прежде всего особенностями их хранения на складах. Третий доклад должен был быть подготовлен пожарными ФРГ и касаться пожарных извещателей. Но по неизвестным причинам в программе возникли изменения и доклад был посвящен протиопожарной защите аэродромов.

Когда речь зашла о новинах пожарной техники то на симпозиуме, то много говорилось о насосах высокого давления. Про это речь шла в моей книге "Пожарный типаж. Том 2. Целевое применение". Из увиденного делегацию заинтересовали теплоотражательные костюмы и 30-метровая автолестница "Метц". Было время ознакомиться с историей и буднями пожарной охрны Парижа. И вообще:

В заключение я хотел бы отметить, что все, с кем нам довелось встретиться на французской земле, были к нам искренне доброжелательны, проявляли живой интерес к нашей стране. И мне доставляет большое удовольствие поблагодарить через журнал хозяев симпозиума за истинно французское радушие и гостеприимство.

Далее идут фельетоны об нарушителях дисциплины из села Шемшуры Чувашской ССР, городка Южно-Сухокумска и Кемеровской профессиональной части.

Две короткие заметки на странице 29 привлекли внимание. Ну, во-первых, заметка о последствиях одного замечательного случая, о котором журнал писал в номере 12 за прошлый год. Директор хлебоприёмного пункта Челябинской области Ширшов применил пожарный автомобиль для передвижения вагонов на путях. Про это прознали и начальство его строго предупредило - что б больше не чудил. Вторая касалась комплектации пожарных автомобилей Прилукского завода противопожарным оборудованием. Завод не оснащал отсеки местами для хранения изолирующихъ противогазов, категорически не хотел оснащать рукава соединительными головками богдановского типа, с переходом на насос ПН-40 колическтво разветвлений и их хараткеристики остались как и прежде, хотя производительность насоса выросла. Критику вызывали утройства крепления ПТВ. Ответ давал бывший московский пожарный технарь, а ныне - заместитель начальника Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР - Н. Дзикас. В лучших трдициях он отмазался одной фразой, объяснив, что комплектацию оборудования на автомобили устанавливает ГУПО МВД СССР.

Страница 30 посвящена редакционной почте, самым главным событием номера стала заметка о решении вопроса с обеспечением водой Новороссийска. Оказывается до начала 70-х годов в некоторых районах вода подавалась через два дня в течение 6-7 часов...

Страницу 31 "украшают" некачественные фото из пожарной жизни регионов. При чём резолюция "Плохо!" наложена на них главным редактором.

На странице 32 приведены итоги конкурса на лучший очерк и лучшее фото за 1971 год. Первые премии за лучший очерк и лучшее цветное фото никому не присуждены. Про второе место М. Николаева я уже писал выше.

Напоминаю, что узнать больше о редакции журнала и авторах статей, в том числе и этого номера, вы можете из книги моего отца.

Вот таким получился он - обзор мартовского номера "Пожарного дела" из далёкого 1972 года. Номер местами интересный и достаточно информативный.

-9

Таков мой рейтинг для данного номера.

Советую подписаться на мой канал, смею вас заверить нас ждёт ещё много интересного!

Про автора публикации вы можете узнать здесь.

Про мой дзен-канал информация здесь.