Обнаружение феномена выученной беспомощности
Мартин Селигман в середине 20 века проводил эксперимент: 2 группы собак сидели в ящике, одни получали удар током и могли его выключить нажатием на кнопку, другие же не могли его отключить и просто ждали. Когда собак пересадили в открытые ящики, то те, что могли контролировать электрошок в прошлые разы — сразу из него выпрыгивали. Те, у кого не было ранее возможности отключать шокер, не пытались выпрыгнуть и просто ложились на пол, ждали отключения.
Дональд Хирото, американский психолог, через несколько лет захотел выяснить, насколько этот механизм, обнаруженный Селигманом присутствует у людей. У эксперимента была следующая схема: людей запускали в комнату, где включался громкий звук, и говорилось, что какая-то комбинация нажатия кнопок его выключит. У одной группы действительно была такая, они имели возможность ее найти. У другой группы кнопки были отключены, то есть звук продолжался неопределенное время вне зависимости от их действий.
Затем этих же людей просили пройти в другую комнату и положить руку в ящик. Там, при давлении руки на дно ящика, включался раздражающий звук, если же надавить на противоположную стенку, звук отключался. Люди из 1ой группы быстро находили такое решение, они не хотели мириться со звуком. Люди из 2ой группы не пробовали давить на другие стенки и просто ждали окончания эксперимента. Они не имели удачного опыта в решении данной проблемы, их прошлые действия были безрезультативны, и на новую ситуацию они применяли прошлый опыт. Их беспомощность из первой ситуации сразу же переносилась на вторую, хотя здесь они действительно могли ее изменить.
Обнаруживается два значимых вывода:
- У людей, как и у животных, существует механизм возникновения беспомощности.
- Эта беспомощность автоматически переносится на другие ситуации.
Как беспомощность может влиять на жизнь?
Ученые проводили исследование о влиянии чувства беспомощности и ограниченности на жизнь человека в доме престарелых. Одним людям дали выбор: что есть на завтрак, какой цветок посадить в комнате, в какой день смотреть фильм. Другим обозначили — в какой день будет подаваться какой завтрак, какие цветы будут у кого в комнате, и в какой день проходит просмотр фильмов. Эти отличия минимальны, просто первые могли делать выбор сами и распоряжались жизнью, вторые пользовались теми же благами, но в определенное время.
Через несколько месяцев была проведена диагностика, оказалось, что первая группа субъективно более счастлива и активна.
Что такое выученная беспомощность
Беспомощность определяется как состояние, в котором мы ощущаем, что события мира от нас не зависят, что мы не можем ничего сделать, чтобы изменить или повлиять на действительность, предотвратить что-то.
Если же такое состояние переносится на другие ситуации, можно говорить о выученной беспомощности. Для того, чтобы она сформировалась, достаточно короткого эпизода неконтролируемости ситуации.
Пример ее возникновения: две группы людей решали логические задачки, где нужно по логике картинок подобрать еще одну. Первая группа получала оценки «верно» и «неверно» в соответствии с решением, другая группа получала случайную оценку на любое решение. Через время в 1ой группе кол-во правильных ответов возросло, во 2ой группе же этого не случалось. Люди уже пытались найти логику там, где ее нет, только потому, что оценка была «неверно». Затем там выросло кол-во неправильных ответов из-за того, что люди не были заинтересованы в ответах.
Итак, неконтролируемые последствия приводят к пессимизму и депрессии, снижают стремление разрешить проблему и уверенность в себе. Здесь важно не столько наличие неприятных ситуаций, но ощущение их хаотичности и неконтролируемости. Кроме наказаний чрезмерное и необоснованное поощрение также приводит к потере инициативности и желания что-либо делать.
3 обстоятельства, которые вызывают выученную беспомощность:
- Полное отсутствие последствий (депривация).
- Однообразие последствий.
- Отсутствие видимой связи между действиями и их последствиями.
Отсутствие последствий или депривация
С этим сталкиваются дети сироты, они живут по четкому расписанию, имеют мало возможностей разнообразить жизнь и быт. У них мало информации о том, какие поступки порицаются, а какие приветствуются. Между делом и последствием нет четкой связи. Похожая ситуация есть в семьях, где родители заняты работой и не могут реагировать на поступки ребенка, давать обратную связь. Общее здесь — бедная на последствия и общение среда, ребенок просто не в состоянии сопоставить разному поведению разные реакции окружения.
Однообразие последствий
Итак, наличие последствий защищает от пессимизма и чувства беспомощности. Также реакции должны быть разными: гиперопека ребенка (чрезмерная похвала, только позитивные последствия, разрешение всех проблем за ребенка, постоянная снисходительность по поводу плохого поведения) и гиперконтроль (строгие наказания за проступки, штрафы за плохое поведение, отсутствие похвалы и поддержки) одинаково влияют на формирование беспомощности. Опасность здесь в однотипности реакций — за разное (плохое или хорошее) поведение ребенок получает одинаковую реакцию. Из-за этого он теряет ориентиры для контроля своей активности, не прослеживает взаимосвязь между действием и последствием, и потом не в состоянии сам регулировать свое поведение. Это объясняет, почему дети из богатых семей, к которым там относятся хорошо, любят, совершают столько же асоциальных поступков, как и дети из неблагополучных семей. Случаи вандализма, ухода из дома, агрессивных действий, краж, основываются именно на незнании возможных негативных последствий за это. А если родители и после этого спасают своего ребенка — такое мнение подтверждается.
Защита статусом у взрослых (должность) или у ребенка (родители) тоже порождает выученную беспомощность. Любые его действия (положительные и отрицательные) приведут к одному результату — благополучному. У него отпадает необходимость проявлять себя как хорошего человека, быть добрым, креативным, умным, честным.
Здесь можно говорить и о таких вещах, как успеваемость в школе или на работе. Если учитель несправедливо оценивает знания, занижает оценки вне зависимости от подготовленности к уроку или контрольной, то ученик просто теряет мотивацию стараться больше, Эта схема такая: я готовился к уроку и рассчитывал на 5, мне поставили 4; я не готовился, мне поставили 4; мне все равно у этого учителя не получить 5, поэтому легче не тратить силы а его задания.
Можно сказать, что беспомощность возникает в случае, когда человеку неизвестны системы поощрения и наказания, они не зависят от поведения, соответственно непонятно, как это поведение менять.
Асинхронность
Третьей причиной становится асинхронность последний с самими действиями. Если между поступком и реакцией прошло много времени, то они перестают ассоциироваться друг с другом. Запоздалое наказание не связывается с проступком и становится только стрессом, редкая непостоянная зарплата перестает связываться с трудом и мотивация работать снижается. Итог остается тот же.
Профилактика беспомощности
Выученную беспомощность лучше предотвратить, чем лечить: родители должны показывать ребенку логичные и своевременные реакции на поступки (при этом не обязательно сильные, они просто должны быть), а работодатель обеспечивать систему поощрений сотрудников, чтобы они имели мотивацию к развитию, а не просто сидели на рабочем месте.
Принципы правильного взаимодействия:
1. Наличие последствий
В любом общении есть высказывание / действие и реакция на него, простым общением с ребенком или коллегами вы можете давать им массу реакций. Не обязательно оценивать все, что они говорят, ведь реакцией может быть смех, грусть, злость, согласие или несогласие, заинтересованность или скука. Именно это делает общение не просто обменом фактами. Если человек будет видеть, что его мнения или поступки ведут к реакции, он захочет чаще вызывать интерес или радость у собеседника. Своим живым общением вы уже можете восполнять дефицит последствий. Показать ребенку, что он сам может создавать для себя желаемые последствия с помощью своего поведения — главная задача родителя.
2. Разнообразие последствий
В ответ на разное поведение логично давать разную реакцию, нужно знать, что каждому очень важно получать обратную связь, именно с ее помощью мы ориентируемся в мире. По эмоциям и их проявлению нам понятно, что мы сделали что-то не то, или ,наоборот, поступили правильно.
В ситуации с ребенком нужно точно указывать, за что он получил такую реакцию. Если он получил плохие отметки, то нужно сказать, что именно из-за этого он не может поиграть в игры. А если он сделал что-то хорошо, то акцентировать на этом внимание и похвалить.
Дома нужно соблюдать режим штрафов и поощрений. За каждое плохое действие нужно ругать (конечно, приемлемыми и понятными ребенку способами — лишение гаджета на неделю даст протест и злость, и не пронесет никакой пользы), а за хорошие поступки хвалить. Если хороших поступков мало, то нужно создавать ситуации успеха. Вы даете ребенку посильное задание или просите о чем-то, что он точно сможет сделать, а потом сразу хвалите за это. Так сформируется система: хороший поступок = похвала.
3. Минимальный промежуток: действие — реакция
Чем значимее поступок, тем быстрее должна быть реакция, так не останется сомнений за что она.
4. Не стремиться к четкой систематизации реакций
То, что не всегда удается дать нужную и быструю реакцию на поведение человека, это нормально. Точно не нужно пытаться каждое действие сопровождать реакцией, это будет лишним. Здесь акцентировать внимание нужно на проблемном поведении и наказании, и на особенно желаемом и поощрении. Базовые вещи человек способен оценить сам заранее, и сам себя похвалить или поругать. Затем он будет способен самостоятельно контролировать и оценивать и более сложное поведение, в соответствии и прошлыми реакциями окружающих.
Есть несколько приемов чтобы повысить мотивацию человека к достижению успеха и преодолению трудностей:
- обращение к позитивному опыту прошлого. Акцентировать внимание человека на его сильных чертах характера, умениях, успехах из прошлого (могут считаться даже успехи их возраста 1-5 лет, когда он заговорил, начал ходить, рисовать и пр.);
- обсуждение перспектив и планов на будущее. Ясное представление о том, что будет происходить, как это можно спланировать, составление алгоритма действий и видение результата вселяют уверенность в том, что цель достижима (она должна быть действительно по силам и близка по времени);
- рассмотрение новых возможностей достижения поставленных целей. Часто мы можем ограничиваться только близкими ресурсами и из-за этого отказываться от желаемого, проведение анализа возможностей будет давать новые варианты;
- аргументирование важности цели. Если мы докажем, что цели будут стоить усилий, то чувство беспомощности будет уходить под чувством решимости ради результата.
--
Автор статьи: Чумакова Алена (психолог)