Сколько дней труда, сколько ночей без сна,
Сколько усилий ума, сколько надежд и страхов,
Сколько долгих жизней усердного изучения
Вылиты здесь в мелких типографских шрифтах и
стиснуты в тесном пространстве окружающих нас полок…
А. Смит
Целый день Софья просидела за компьютером. Она глянула на часы. Ничего себе время бежит уже половина шестого.
Так и опоздать можно. Она срочно свернула все окна и выключила ноутбук. Пора было собираться. Сегодня у нее было назначено интервью с самым известным в их городе библиофилом: Тихоновым Александром Львовичем.
Софья добивалась этого интервью не один месяц, тем досаднее было опоздать.
Она быстренько приняла душ, высушила, расчесала и собрала в конский хвост свои густые волосы. Нанесла легкий макияж, подумав про себя: «Хорошо, что это не видео-интервью». Побросала в сумку все самое необходимое: кошелек, пачку носовых платков, пудреницу, блеск для губ, диктофон, запасные батарейки к нему, блокнот и пару шариковых ручек.
Затем вызвала такси и направилась на встречу.
****
Пока ехала в такси, на телефон пришло сообщение в группу: «Клан Гениев».
Подробно о группе: «Клан Гениев», читайте здесь.
- Ну, что на пятницу все в силе?
Сообщение было от Арины. В пятницу они собирались пойти в ресторан, чтобы отпраздновать день рождения Владислава.
****
Они уже подъезжали к нужному адресу, и Софья запихнула телефон в сумочку: «Потом отвечу».
Расплатилась с водителем и заспешила к подъезду: время поджимало.
Она набрала на домофоне нужные цифры:
- Кто там?
- Здравствуйте, это Софья Платонова, Александр Львович, я по поводу интервью. Мы с вами договаривались на сегодня, помните?
- Проходите.
Замок щелкнул и открылся. Софья потянула дверь и вошла в подъезд. Поднимаясь по лестнице к лифту, она вертела головой во все стороны. А посмотреть было на что.
Снаружи дом выглядел обычной серой пятиэтажкой. Но внутри… Уже одно то, что в этом доме был лифт – само по себе было необычно. Лестницы были широкими. Квартир на первом этаже не было, висели только почтовые ящики и были двери лифта.
Софья подошла к лифту и нажала на кнопку вызова. Лифт приехал через несколько секунд. Кабина была зеркальной.
Софья зашла, нажала на кнопку №3, двери лифта бесшумно закрылись. Лифт поехал наверх.
Она оглядела себя со всех сторон и осталась очень довольна.
Двери открылись она вышла и сразу попала в прихожую. Прямо перед ней была массивная металлическая дверь, отделанная темным деревом.
Дверь приоткрылась. На пороге стоял хозяин, Софья узнала его по фотографиям, коих она изучила несколько десятков, пока готовилась к интервью.
- Здравствуйте.
Голос у мужчины был очень приятным, а мягкая улыбка располагала к общению. Софье он очень понравился.
Она улыбнулась в ответ:
- Здравствуйте, Александр Львович. – и протянула руку.
Мужчина слегка коснулся губами ее руки. Потом посторонился пропуская девушку в квартиру.
- У вас такой интересный подъезд. А с виду и не скажешь.
- Ну, нам, коллекционерам, привлекать к себе излишнее внимание ни к чему.
- А лифты у вас во всех подъездах?
- Нет. Видите ли, Софья, ничего, если я к вам буду обращаться просто по имени?
Софья кивнула.
- Я по образованию архитектор. Когда у меня появилась такая возможность, я выкупил в этот подъезд и устроил здесь все по своему вкусу.
- Здорово.
- Спасибо. Проходите в гостиную. Чай, кофе?
- Спасибо, чай.
- Черный, зеленый?
- Зеленый.
Коллекционер усадил Софью на небольшой, но какой-то очень удобный диван и вскоре вернулся, неся в руках квадратный поднос с глиняным чайником двумя чашками. И блюдцем с какими-то сладостями.
Софья достала диктофон и посмотрела на хозяина квартиры.
- Вы не против, если я буду вести запись нашего разговора. – спросила она.
- Нет. Пожалуйста.
Сказал мужчина, разливая по кружкам ароматный чай.
- Угощайтесь.
Он поставил перед ней чашку и пододвинул тарелку ближе к ней.
- Сахар?
- Нет. Спасибо. Александр Львович, давайте начнем? – Софья нажала кнопку на диктофоне и положила его на стол между ними.
- Пожалуйста.
- Итак, скажите, пожалуйста, как давно вы коллекционируете книги?
- Всю свою жизнь. Собирать коллекцию начал еще мой батюшка, царствие ему небесное. Ну, а я принял, так сказать, эстафетную палочку.
Дело в том, что в детстве я был слабым и болезненным мальчиком. И активные игры со сверстниками: футбол, казаки- разбойники и т.д. были мне недоступны.
Поэтому моими друзьями были книги. Придя из школы, я забрасывал портфель и принимался за чтение.
Самыми любимыми были книги о приключениях. «Дети капитана Гранта», «Остров сокровищ», «Принц и нищий», «Без семьи», «Маленький лорд Фаунтлерой», «Капитан Сорви-голова».
Я отождествлял себя с героями этих книг: путешествовал, сражался с пиратами, воевал против англичан. В этом мире я не чувствовал себя ущербным, я был сильным и смелым. Так и прошло мое детство и юность – за чтением книг.
Надо сказать, что у нас была хорошая коллекция книг. Большая библиотека. Где умудрялся их доставать мой папенька – ума не приложу?
Мужчина улыбнулся. Ну а я, когда отучился в архитектурной академии и стал знаменитым архитектором – получил возможность пополнить нашу семейную библиотеку букинистическими, коллекционными, редкими изданиями.
Знаете, мой отец, выйдя на пенсию, практически поселился в библиотеке. Покидая ее только, чтобы поесть и поспать.
Не смотря на преклонный возраст, он мог сходу рассказать биографию автора или поведать историю о том, какой путь проделала та или иная книга, прежде чем попасть к нам в коллекцию.
Он был настоящим библиофилом. Я даже однажды подарил ему парфюм, с запахом свеженапечатанной книги, выпущенный немецким издательством Герхарда Штайдля.
Он радовался, как ребенок.
А я, по сравнению с ним, скорее страстный коллекционер.
- Ну вот, собственно и вся моя жизнь, в двух словах. Спрашивайте.
Софья достала приготовленный опросник и сноровисто записала ответы Александра Львовича.
Полтора часа пролетело незаметно.
- Александр Львович, а можно посмотреть вашу коллекцию?
- Конечно. Пойдемте, я вас познакомлю.
Они вышли из гостиной и спустились по лестнице. К массивной двери с кодовым замком. Александр быстро набрал комбинацию цифр, замок загудел, раздался щелчок, дверь открылась.
- Проходите.
Софья зашла в комнату. Сразу зажегся свет. Она оглянулась на мужчину, тот кивнул:
- Здесь установлены датчики движения.
Комната была большая, с высоким потолком. Стен не было. Вместо них были книжные полки: от пола и до самого потолка.
Софья прошла вдоль полок глядя на все это великолепие.
- Сколько же здесь книг?
- 27 тысяч 944.
- Ничего себе. – уважительно протянула Софья. – Вы и ваш батюшка славно потрудились.
- Спасибо.
- Не могу не спросить, а какое издание в вашей коллекции самое дорогое?
- Прошу за мной.
Александр подошел к стенке, наклонил какую-то книгу в красной обложке с золотым тиснением. Полки разъехались, и Софья увидела еще одну маленькую комнатку. Она посмотрела на Александра, тот кивнул.
Она осторожно зашла в комнату. Хозяин последовал за ней. Посредине комнаты, возвышалась полка, забранная стеклом.
«Прямо как в музее» - подумала Софья. Под стеклом на темном бархате лежала книга.
- Прошу любить и жаловать: жемчужина моей коллекции. «Первая книга Уризена», Уильям Блейк. В мире известно всего девять экземпляров этой книги. В 1999 году, в Нью-Йорке, я заплатил за нее на аукционе 2,5 млн. долларов. Обойдя ближайшего конкурента на пару сотен.
Софья смотрела на книгу.
- А о чем она?
- О, это очень интересно. Вы не торопитесь?
- Нет.
- Тогда пойдемте, София, продолжим наше чаепитие, и я расскажу вам об одном из величайшем мифотворце и мистике.
Они вышли из маленькой комнатки. Красная книга вернулась на место. Полки снова съехались и стали сплошной стеной.
Потом они покинули библиотеку и поднялись обратно в гостиную.
Софья, с удовольствием, прихлебывала терпкий ароматный чай и слушала историю об удивительном человеке: Уильяме Блейке.
«Итак, Уильям Блейк – английский поэт, художник, гравер. Родился в 1757 году от рождества Христова. В четыре года, мальчик утверждал, что увидел Бога. Создатель заглянул к нему в окно и ласково смотрел на мальчика своим пылающим и всепрощающим взором.
В десятилетнем возрасте он заявил матери, что видел на дереве ангелов с крыльями. Оно буквально было облеплено ими, как бабочками.
Позже визуальные иллюзии перешли в аудиальные. Мальчик стал слышать пение гимнов. Хор прекрасных голосов вторгался в его сознание, и он стремился записать слова прекрасных гимнов. Так он стал первым применять метод «иллюминированной печати». Этот способ показали ему высшие силы, в ту ночь, когда от туберкулеза умер его младший брат.
Блейк был с ним в момент смерти и утверждал, что видел, как душа его брата -Роберта отделилась от тела поднялась к потолку, а затем растаяла в воздухе.
После этого Уильям упал без чувств. Утром его нашли без сознания рядом с кроватью покойного брата.
Позже он рассказывал, как будучи без сознания увидел фигуру брата, который давал ему толковые советы о том, как гравировать услышанные им гимны на медных пластинах для дальнейшей печати.
В чем было новшество? В том, что картинка и текст размещались на одной странице. Раньше такой способ печати не применялся: на одних страницах были иллюстрации, на других только текст.
Изготовление таких табличек было довольно трудоемким делом. Но, оно того стоило. Стихи вместе с иллюстрациями составляли, как бы одно целое – новый способ пришелся читателям по душе.
Какие сюжеты были в его книгах?
Уильяму Блейку удалось соединить несоединимое: он обожал библейские мифы и ненавидел церковь.
В результате создал свое отдельное направление мифологии: на основе гармонии и любви.
Разве мог он с такими-то взглядами прославиться в насквозь консервативной Англии на рубеже XVIII и XIX вв.? Ни в коем случае.
Современники сочли его не только сумасшедшим, хуже: после смерти он был объявлен еретиком. И значительная часть его работ была уничтожена.
Правда, последние его работы, к счастью, дошли до нас. А работал он до последнего, что говориться вздоха. Даже день своей смерти он провел в мастерской, работая над художественным переосмыслением «Божественной комедии».
Ад, залитый теплыми лучами солнца – это его трактовка. Ад – в котором, по версии Блейка - царит любовь! Ад без страданий и мучений! В любви заключено столько силы, что даже ужасы ада отступают перед ней.
Так что же с известностью и популярность?
Личность Уильяма Блейка нашла свое время: в шестидесятых годах ХХ века. Поэзия и живопись художника и поэта добилась невероятной популярности.
Он родился раньше на 200 лет, поэтому пришелся не к месту. А вот в среде шестидесятых двадцатого столетия - хиппи – самая модная субкультура шестидесятых, вот тут бы он был на своем месте».
С улыбкой закончил свое рассказ Александр.
****
Всю дорогу домой, Софья находилась под впечатлением от рассказа про Уильяма Блейка. А ночью ей приснился сон: над раскаленной лавой сияет сфера, в центре которой мужчина и женщина. Они растворяются в объятиях друг друга. Символизируя силу любви, с помощью которой созданы: наш мир, рай и ад.
****
В пятницу Клан Гениев в полном составе встретился в ресторане «Мансарда». Владиславу был вручен подарок, купленный вскладчину: путевка на Бали, на двоих, на две недели.
Отзвучали первые тосты.
Затем у Арины зазвонил телефон. Она вышла на улицу, чтобы ответить.
А когда вернулась, объявила:
- Ребята, Владислав, не хочу портить вам праздник, но мне позвонил Леонид Петрович из «Паритета». Он попросил нас подъехать, помочь в одном деле. Вы не против?
Подробности о расследовании, проведенной "Кланом Гениев", читайте в рассказе:
"Пропажа картины ван Эйка"
- Я за! – сказал именинник и поднял бокал. - Как раз успеем до моего путешествия на Бали.
- Я тоже.
- И я.
- Ну, а про меня и говорить нечего. – сказала Арина, поднимая свой бокал и присоединяя его к остальным.
Продолжение рассказа здесь!
Другие рассказы, читайте здесь:
Ночной кроссворд
Нафигатор - защитник
Смертельный нам знак
Бонус высших сил (посвящается поклонникам "Мастер и Маргарита" М.А.Булгаков)
Аппендицит.
Судный день
Ворожба на сочельник
"Вечная" бабушка
Рождественская история, для взрослых, которые продолжают верить в сказки
Ясновидящий Валера
Фото женщины в золотистой рамке
Записка, юбка Levi’s и спрятанный портфель
Минус на минус = плюс
День святого Валентина
Домик занесенный снегом
Легенда Даниловского дола и найденные вещи
Возвращение в домик занесенный снегом. Загадка старушки из картины
Странный клиент
Вас приветствует "Dive Deeper"
Чертовы деньги
Здравствуй, бабулечка
Рассказы из цикла: "Приключения Игоря Сергеевича Беляева, по прозвищу Варан, читайте здесь:
Агент по специальным поручениям
Лондон гудбай
Приключения в поезде. Факультативное задание
Ветер далеких странствий
Не нужен нам берег турецкий
По снегу босиком
Сон в руку
Тайна заброшенного острова
Эффект ночной бабочки