1918 г. стал годом не менее наполненным событиями, чем предыдущий семнадцатый. Приход к власти большевиков, Гражданская война, заключение Брестского мира. На фоне этого новая власть стала заключать первые декреты в совершенно новом государстве, образованном на землях еще недавно существовавшей Российской империи.
Пропаганда пролетариата, по мнению В.И. Ленина, должна была повлиять на миллионы людей разных возрастных групп и привести к тому, что они прониклись этой идеей и начали следовать за своим "вождем". О подробностях введенных изменений в стране (отмена частной собственности, "уравнительная" политика и т.д.) рассказывать не буду. В этой статье я хочу поговорить о культурном наследии Российской империи и том, что его ожидало с приходом "красных" к власти.
Нарком иностранных дел РСФСР Анатолий Васильевич Луначарский в своем труде "О детской литературе, детском и юношеском чтении" писал: "Художественное воспитание должно быть принято как один из методов общественного воспитания и поставлено на должную высоту… ". Так, все искусство было направлено на формирование "нового человека". Понятное дело, сонатами Баха да картинами Брюллова его не воспитать. Нужно было отходить от буржуазных империалистических основ и начинать создавать кардинально новые направления.
Уже после Февральской революции 1917 г. были снесены символы имперской власти - гербы с двухглавыми орлами. Была создана комиссия для приема имущественных ценностей, изъятых из дворцов и резиденций.
В 1918 г. был подписан декрет "О памятниках Республики". Согласно нему в обозначенный срок - до 1 мая того же года - нужно было уничтожить памятники "царям и их слугам" и составить список из проектов новых памятников. Кому же они посвящались? Здесь все очевидно: революция красной нитью прошла сквозь все направления жизни общества. Поэтому стали появляться памятники борцам с монархическим строем и двигателям революции.
По прошествии отборочного конкурса самым лучшим скульпторам поступил государственный заказ на создание новых монументов. Обращу ваше внимание на самые известные из них, но для начала стоит посмотреть на некоторые разрушенные постаменты имперской эпохи.
Некоторым памятникам чудом удалось сохраниться до наших дней. Ярким примером того может являться памятник Александру III в Петрограде работы скульптора Паоло Трубецкого, воздвигнутый в 1909 г. на Знаменской (ныне пл. Восстания) площади.
В 1919 г. на постаменте появилось стихотворение Демьяна Бедного:
"Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я познал удел посмертного бесславья.
Стою здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья".
На этом памятник оставили "в покое". Его перенесли во дворик Мраморного дворца, где он находится до сих пор.
В этот же период воздвигаются новые памятники. Например, члену террористической организации "Народная воля" Софье Перовской, которая участвовала в покушении на жизнь императора Александра II в 1881 г. Но, похоже, памятник не удался. Даже сам Луначарский говорил: "Многих огорчило чрезвычайно нечеловеческое изображение Перовской". Сами посмотрите - мужчина это или женщина?..
В том же 1918 г. в Москве был открыт памятник двум основоположникам марксизма, философам - Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу.
7 ноября 1919 г. на Марсовом поле был открыт памятник павшим борцам Революции - он находится по центру площади и ограждает братские могилы павших в Февральскую и Октябрьскую революции, а также в Гражданскую войну.
Но многие памятники долго не "жили", так как были выполнены из весьма некачественных материалов - чаще всего из гипса. На более дорогие материалы не было средств, ведь шла Гражданская война, на фоне которой разорялось друг за другом все больше и больше земель.
Вот так был реализован план монументальной пропаганды, повлиявший на культурное наследие многих городов РСФСР.
Отступая от скульптурных памятников, стоит отметить изменения архитектурном убранстве городов с приходом советской власти. На примере Ленинграда я рассмотрю эти нововведения уже в следующей статье.