В эпоху быстрого рождения и астрономического роста гравия быть испытателем снаряжения довольно забавно. У каждого есть свое мнение о том, что такое гравий и каким он должен быть. Возможно, компания Shimano играет не последнюю роль в этом повествовании. Выпустив трансмиссию GRX, Shimano громко заявила миру велосипедов: Гравийные велосипеды заслуживают собственной трансмиссии. Больше никаких модернизаций.
Компания делает такие заявления, когда понимает, что определенный тип катания никуда не денется. Так что, ездить по грунту на дропбаре? Остается. (Да, вы можете утверждать, что он никогда не исчезал. Я тоже жил в 90-х и начале 2000-х!)
Это означает, что трансмиссия GRX заслуживает анализа по своему назначению, а не в сравнении с трансмиссиями, модернизированными из мира MTB или шоссейных велосипедов. Именно этим я и занимался в течение последнего года.
Что такое GRX?
Трансмиссия GRX выглядит очень похоже на любую другую трансмиссию, что не должно удивлять. Гравий выглядит очень похоже на другие виды катания, по крайней мере, на первый взгляд. Но, как и в случае с самой ездой по гравию, тонкости трансмиссии GRX отличают ее от других.
Элементы управления как нельзя лучше иллюстрируют понятие тонкости. Внешне они практически не отличаются от других элементов управления STI Di2 от Shimano. Но при дальнейшем рассмотрении выделяются примечательные детали. Например, текстурирование тормозных кожухов призвано помочь вам сохранить надежное сцепление на пересеченной местности. Сами тормозные рычаги имеют более плоскую и широкую форму, чтобы вы снова могли обеспечить надежное сцепление с дорогой, когда она становится неровной.
Кроме того, эти тормозные рычаги больше смещены внутрь к перекладине. Это уменьшает расстояние, на которое приходится тянуться пальцам, чтобы зацепить рычаги. Это также означает, что вы получаете лучший рычаг и, следовательно, больший контроль над торможением, когда вам это нужно.
Капюшоны тоже имеют другую форму. Но Shimano также предусмотрительно разместила здесь кнопки переключения передач, как это сделано в дорожных наборах. Форма кожуха способствует тому, что ваша рука "ложится" на место. Это удобная колыбель и обеспечивает надежное сцепление на пересеченной местности.
Если вы из тех, кто проводит много времени на барной стойке, Shimano позаботилась о вас, предложив специально разработанные тормозные рычаги. Эти дополнительные рычаги имеют небольшой размер и предлагают еще один вариант торможения, когда ваши руки находятся вдали от кожухов.
Задний переключатель оснащен системой сцепления. По сути, она добавляет напряжение в обойму переключателя, тем самым увеличивая натяжение цепи. Это помогает уменьшить количество выпавших цепей, что является обязательным условием при езде по бездорожью.
1×11 или 2×11
Поскольку GRX использует 11-скоростную трансмиссию, существует множество вариантов передач, доступных в комплектациях 1X и 2X. Технически, нет никаких "специфических для GRX" кассет, поэтому вы можете выбрать 11-скоростные кассеты Shimano Road или MTB. Величина переключения зависит от заднего переключателя. Модель RD-RX810 подходит для нижней звездочки 34t и предназначена для трансмиссий 2x с дорожными кассетами, а модель RD-RX812 подходит для нижней звездочки 42t и предназначена для трансмиссий 1x.
Я выбрал трансмиссию 1X с цепью 40T и кассетой 11-40.
Поскольку кассеты являются существующими 11-скоростными кассетами MTB или Road, они также используют существующие шлицы HG freehub, что означает, что вам, вероятно, не придется покупать новую freehub для работы с группой. Что очень приятно.
Проводка Di2 остается такой же, как и у других электронных групп Shimano, так что никаких сюрпризов здесь нет.
Что делает GRX крутым?
Выделяющиеся особенности GRX Di2 довольно тонкие. Текстурирование тормозных кожухов - отличный пример явного преимущества специализированного внедорожного набора. Форма рычага и форма кожуха дополняют друг друга, и вы заметите повышение стабильности рук и легкость, с которой вы можете удерживать хват на перекладине.
GRX также универсален. Он одинаково хорошо подходит как для циклокроссового, так и для гравийного велосипеда. Я ездил на нем и по асфальту. Единственное, на что я жалуюсь, - это то, что ее было легко раскрутить, но если бы я собирался проводить больше времени на асфальте, я мог бы внести изменения в свои передачи.
И, конечно же, легендарно плавное переключение передач и мощное торможение Shimano делают GRX явным победителем на бездорожье. Я даже несколько раз ударял задний переключатель, но он по-прежнему переключается как мечта.
Какие недостатки?
Несмотря на все эти замечательные вещи, у GRX Di2 есть пара недостатков. Первый и самый существенный - это тот же недостаток, что и у всех трансмиссий Di2: Проводка.
Хотя провода помогают сделать переключения четкими, они также доставляют неудобства при прокладке через раму. К тому же их много, а распределительные коробки разбросаны повсюду. Поэтому первоначальная настройка требует некоторого времени и терпения. Когда все будет готово, вы, скорее всего, не будете слишком много об этом думать, да я и не думаю - разве что когда смотрю вниз на головную трубу и вижу болтающийся там провод. Но если вы не устанавливаете трансмиссию самостоятельно, то, скорее всего, вы вообще не будете думать о проводах.
Другой недостаток на самом деле не является недостатком. Тормозные рычаги на флэтах - это круто, но я не могу понять, зачем они мне нужны. Они отлично ощущаются и обеспечивают большое тормозное усилие, но после использования GRX Di2 в течение почти года, я могу сосчитать на левой руке, сколько раз я использовал эти рычаги на грязи, и у меня все еще осталось много пальцев. Возможно, вы найдете для них полезное применение, но я так и не нашел.
Конечно, теперь, когда они установлены, снять их довольно сложно. Поэтому они остаются на моей кабине, хотя я никогда ими не пользуюсь.
GRX на грязи
За последний год я почти все время ездил по гравию на GRX Di2. Здесь, в Колорадо, его предостаточно, и, к счастью, я избалован большим разнообразием гравийных условий. Здесь есть все: от ровных, полуухоженных грунтовых дорог до более крутых синглтреков, которые я, вероятно, не должен был проезжать на гравийном велосипеде. (Ну, кроме супергрязных условий. Жители восточного побережья, не стесняйтесь, расскажите о своих впечатлениях о грязи).
Можно с уверенностью сказать, что если вы ездили на любой другой системе Di2 от Shimano, то вы точно знаете, чего ожидать от GRX Di2. Она переключается так же плавно и быстро, как и ее собратья, а время автономной работы, кажется, продолжается и продолжается. Shimano по-прежнему является королем замка, когда речь идет об ощущениях от переключения и времени автономной работы.
Тем не менее, я бы хотел увидеть однокнопочную версию переключателей. Другими словами, система, аналогичная лепесткам eTap от SRAM, была бы здесь очень кстати. В основном потому, что проще нажать на одну кнопку, чем выбирать между двумя маленькими, особенно на бездорожье и в перчатках на все пальцы.
Переключать GRX Di2 с помощью имеющихся кнопок несложно, но можно было бы сделать это проще. К тому же, при установке 1X многие кнопки становятся лишними.
Нужны ли нам специальные трансмиссии для гравия?
Не позволяйте никому говорить вам, что вы должны бежать покупать трансмиссию для гравийных велосипедов. Это не необходимость, когда речь идет о гравийных велосипедах. Но иметь ее, конечно, приятно.
Вы можете абсолютно точно заставить шоссейную трансмиссию или гибридную трансмиссию шоссейного/МТБ-велосипеда отлично работать для ваших нужд на гравии. Но есть две веские причины инвестировать в трансмиссию для гравия.
Во-первых, если вы собираетесь купить велосипед для гравия в будущем, то, скорее всего, он все равно будет поставляться с трансмиссией, предназначенной для гравия. Так что вы делаете выбор, нравится вам это или нет.
Во-вторых, специализированные трансмиссии для гравия, такие как GRX Di2, могут выполнять те же функции, что и дорожные или гибридные трансмиссии для шоссе/МТБ, но они делают это с большим количеством деталей, заточенных специально под гравий. Другими словами, вы, вероятно, получите лучший опыт с трансмиссией для гравия на вашем гравийном велосипеде.
В качестве бонуса GRX Di2 прекрасно работает и как трансмиссия для циклокросса. Так что если вам нужна одна трансмиссия для всего, то GRX, безусловно, является рабочей лошадкой в этом отношении.
Последнее слово о GRX
Мне очень понравился последний год катания с GRX Di2. Он делает все, что я хочу, надежно и всегда. И я ценю тонкости, которые Shimano вложила в общую группу, которые делают ее пригодной для езды по грязи. Особенно мне нравятся текстурированные кожухи тормозов и форма самих тормозных рычагов.
Тем не менее, я бы не стал называть GRX Di2 или любую другую трансмиссию, предназначенную для грунтовых дорог, действительно необходимой. Вы вполне можете обойтись шоссейной трансмиссией или "Франкенштейном", сочетающим в себе трансмиссию шоссейного и горного велосипеда. Но если вам нужно что-то более обтекаемое для гравия, что-то, что было создано специально для этого растущего сегмента, трудно превзойти GRX Di2. Если вы хотите упростить свою настройку, выбирайте механическую трансмиссию. Но если вам важна максимальная плавность переключения, то GRX Di2 - это торт.
#велосипед #shimano #grx #грэвел