Найти в Дзене

ЕГИПТЯНКА, УДЕРЖИВАЮЩАЯ ОДЕЖДУ: ИЛЛЮСТРАЦИЯ НЕВЕРНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПИСАНИЮ, СВОЙСТВЕННО В ТОМ ЧИСЛЕ И ПРОТЕСТАНТАМ

Преподобный Марк Подвижник: "в Священном Писании мы видим посредством различных гаданий облекаемого плотью Бога и слово Божие; но еще не видим мысленно бесплотного и простого, Единого и единственного Отца, как мысленно увидели Его в бесплотном, Едином и единственном Сыне, по сказанному: «видевший Меня видел Отца, и, Я во Отце, и Отец во Мне» (Ин.14:9–10). Следовательно, нужно много разума, чтобы, проникнув сперва сквозь покровы речений, (сказанных) о Слове, мы, таким образом, возмогли чистым умом узреть Его, стоящего обнаженным и показывающего Себя человеком. Посему благочестиво взыскующему Бога необходимо не быть связану ничем из сказанного, чтобы он в неведении вместо Бога не принял (сказанного) о Боге, то есть, чтобы он на преткновение себе (обманчиво) вместо Слова не возлюбил только сказанное (в буквальном смысле) в Писании и чтобы Само Слово не удалилось от ума, который, держа одежды, мнит держать Самое бестелесное Слово, подобно той Египтянке, которая удержала не Иосифа, но одежду его (Быт 39:12), и тем древним людям, которые, пленившись одним видимым благолепием, в неведении «послужили твари более Творца» (Рим. 1:25). Когда ум отвергнет многие лежащие на нем мнения о словах истины, тогда является ему ясное слово истины, дает ему залоги истинного ведения и прежде принятые им мнения снимает, как чешую (Деян. 9:18), со зрительных сил, как бы с божественным и великим апостолом Павлом. Ибо мнения, (прилепленные) только к одним изречениям Писания, и пристрастные созерцания в чувстве видимых вещей, действительно суть чешуя, лежащая на презрительной силе души и удерживающая прехождение к чистому слову истины. Кто доблестно победил страсти телесные, и довольно подвизался против лукавых духов, и изгнал их умышления из страны души своей; тот должен молиться, чтобы ему дано было чистое сердце и дух правый обновлялся во утробе его (Пс. 50:12), то есть, чтобы он совершенно избавился от злых помыслов, и по дару благодати исполнился Божественных мыслей, и, таким образом, соделался мысленным миром Божиим, светлым и великим, состоящим из нравственных, естественных и богословских созерцаний. Сердце чистое (Пс. 50:12) есть то, которое представило Богу память, совершенно безвидную (чистую от впечатлений) и не имеющую образов, и готово принять одни напечатления Божий, от которых оно обыкновенно делается светлым".