Найти тему

Рельсы БАМа для освоения Сибири и Дальнего Востока. Давно пора

Всё уже было задумано вдоль БАМа. Фотоколлаж из открытых источников.
Всё уже было задумано вдоль БАМа. Фотоколлаж из открытых источников.

Заявленное летом 2021 года министром обороны РФ С.К. Шойгу предложение построить от 3 до 5 новых городов в Сибири – это очередной приступ «предвыборного популизма» или шанс повторного освоении Сибири и Дальнего Востока? Удивительно, почему именно глава оборонного ведомства демонстрирует свой по-советски государственный подход к экономике страны, а не так называемые «системные либералы» в правительстве РФ вместе взятые. Россия – это гигантская территория, самая большая в мире по площади даже после распада Советского Союза, но, увы, лишь меньшая её часть хорошо освоена и пригодна к нормальному проживанию людей и ведению хозяйственной деятельности. Большинство населения проживает в её центральной и западной части, а в Сибири и на Дальнем Востоке можно неделями идти по лесу и не встретить никого, кроме голодного медведя, а то и тигра. При этом именно в восточной части России сосредоточены гигантские запасы природных ресурсов, которые не дают покоя нашим «иностранным партнёрам». В советский период масштабно решить эту проблему пытались за счёт строительства Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, которые должны были соединить Центральную Россию с Сибирью и Дальним Востоком, обеспечив надежный выход к Тихому океану. После ликвидации СССР ситуация, к сожалению, стремительно деградировала. С рабочими местами возникла огромная проблема, инфраструктура в больших и небольших городах и населённых пунктах стала разваливаться. Но давайте вспомним как искренне люди десятками тысяч ехали на строительство БАМа, начиная с 1974 года! И не смотря на все проблемы и явное предательство со стороны постперестроечного правительства младореформаторов Ельцина - магистраль была построена и задействована в эксплуатации по сей день.

Без комментариев. Карта-схема из открытых источников
Без комментариев. Карта-схема из открытых источников
Реформатор Гайдар: -  «Как меня уже достал этот БАМ!» Фото из архива
Реформатор Гайдар: - «Как меня уже достал этот БАМ!» Фото из архива

В настоящее время в России идёт процесс модернизации и расширения пропускных возможностей двух стратегически важных железнодорожных магистралей – Транссибирской и Байкало-Амурской. При текущей экономической модели России эти две сухопутные транспортные артерии нужны для решения только двух задач: транзита китайских и японских товаров и оборудования из Азии в Европу, а также для вывоза природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока за пределы страны. Но БАМ планировался в советское время не только как запасной маршрут железнодорожного сообщения на случай перекрытия Транссиба китайцами или японцами в боевых действиях, но и как составная часть комплексного проекта по освоению природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Вдоль всей протяжённости Байкало-Амурской магистрали предполагалось построить от 9 до 11 крупных территориально-промышленных комплексов! Они должны были стать «хребтом» для освоения малонаселённой, но богатой природными ресурсами огромной территории. Из них реализовать получилось только Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Что-то ещё там и там пытались сделать олигархические «Базовый элемент» Олега Дерипаски и «Металлоинвест» Алишера Усманова уже в наше время. Результат их деятельности пока в тумане.

Государственное здравомыслие сейчас подсказывает, что не в таёжной чащобе с «ноля», а именно вдоль Байкало-Амурской железнодорожной магистрали рядом с перспективными разведанными месторождениями уже в 2022 году необходимо закладывать и развивать все задуманные 9-11 ТПК. На их основе будут созданы горно-обогатительные и металлургические комбинаты, деревообрабатывающие комплексы и химические заводы, что станут градообразующими предприятиями, вокруг которых и разрастутся новые населённые пункты и города. Речь идёт не только о добыче природных ресурсов большей половины таблицы Менделеева, но и о научно-производственной полномасштабной деятельности. Только в городе Комсомольск-на-Амуре находятся, например, компания «Сухой» и корпорация «Иркут», а также АО «Дальэнергомаш» и «Амурский судостроительный». Возле крупных промышленных городов неизбежно появятся небольшие города-спутники, коттеджные посёлки, аграрные предприятия, которые должны будут их кормить и обеспечивать всем необходимым. При разумной градостроительной политике, когда будут учтены все потребности местного населения в работе, отдыхе и самореализации, «ожерелье» из 3-5 новых больших городов вдоль линии БАМа может стать новым этапом по освоению Сибири и Дальнего Востока и усилению экономических позиций нашей страны. Именно вдоль Байкало-Амурской магистрали необходимо строить и развивать задуманные пять крупных научно-промышленных центров, проще говоря - городов с населением 300 000–500 000 человек.

Без комментариев. Коллаж из открытых источников
Без комментариев. Коллаж из открытых источников
Именно такие промышленные центры необходимо создавать и развивать вдоль трассы БАМа. Фото из открытых источников
Именно такие промышленные центры необходимо создавать и развивать вдоль трассы БАМа. Фото из открытых источников

Бывший начальник штаба ЦК ВЛКСМ на БАМе Валентин Александрович СУЩЕВИЧ в газете «Правда» (1999 год): -«25 лет назад, когда было общепризнано, что мы занялись нужным стране делом, не нашлось бы ни одного очень смелого журналиста, который бы бросил камень или «допустил недружественное высказывание» в адрес БАМа. Но что произошло в период этой злополучной перестройки? Что изменилось? Стране не нужны богатства? Если хотите, на память процитирую, что писали учёные в журнале «Коммунист» в 1985 году: «Примерно на одну треть всё, что будет происходить в следующем веке, зависит от того, что сегодня происходит на БАМе». А с 1985 по 1986 год и далее в нас летели комья грязи, мы получили коллективную оплеуху».
Юрий Афанасьевич ЕСАУЛКОВ, бывший первый секретарь Тындинского горкома КПСС, в газете «Правда» (1999 год): «
БАМ - это подход к богатствам России. Сегодня в европейской части полезных ископаемых, кроме Липецкой Магнитки, КМА, нет. Даже в Донбассе, российской части, за полуметровым пластом угля на два километра вглубь лезем. Урал исчерпали весь. Была гора Магнитная, а теперь там воронка, слизали гору. Нефть Тюмени мы тоже благополучно переварили. Все ресурсы, все природные ископаемые теперь начинаются с Красноярского края. КАТЭК знаменитый, Норильск. И сегодня если думать по-государственному, то будущее России зависит от того, насколько разумно мы будем использовать природные ресурсы, заложенные на Дальнем Востоке и в зоне БАМа. Ведь здесь, образно говоря, представлена вся таблица Менделеева. Мне обидно до слёз, что сделали один шаг, и то не до конца. Идею, ради чего построили БАМ, начали забывать. Нам нужно поднять и укрепить в обществе мнение, что и сегодня проблема БАМа — это проблема экономическая, социальная, политическая, военная, экологическая, демографическая. Это — будущее России».
Бывший начальник дирекции строительства БАМа Виктор Фёдорович ДЕГТЯРЁВ в газете «Правда» (1999 год): -«
Существует сейчас Байкало-Амурская магистраль в виде двух дорог: Восточно-Сибирской железной дороги и Дальневосточной. Как и всякое предприятие они стремятся усовершенствоваться, так как проект осуществлен по пусковому комплексу не полностью. По сей день смета, которая была утверждена в ценах до 1991 года, не исчерпана. Некоторые знающие люди говорят, что 7,5 миллиарда рублей на строительно-монтажные работы до 1991 года истратили. Это — стоимость трёх подводных лодок. Так что БАМ никого не объел, не обескровил государство. Не такие большие государственные капиталовложения отданы, истрачены, а дорога есть.Самое главное — работает». Байкало-Амурская магистраль строилась для решения нескольких задач. Прежде всего — это разработка края, его недр. Вторая задача — стратегическая. Третья — это сокращённый выход к портам Дальнего Востока, потому что БАМ короче Транссиба на 500 километров. И четвертая — разгрузка путей: к концу 1970-х Транссиб уже задыхался от нагрузки. Сегодня, когда смотришь на то, что построено, замечаешь - не хватило тогда времени, чтобы ещё построить «усы» к кладовым природы. А «усы» эти солидные: где 300 километров в сторону, где — 80 километров, где — 50. Думаю, если бы страна жила в том режиме, как строили БАМ в 1981-м, 1983-м, 1985-м, сегодня всё это уже было бы сооружено и росли крупные промышленные центры и города без инициативы министра обороны РФ.

Своя металлургия БАМа - это реально. Фото из архива
Своя металлургия БАМа - это реально. Фото из архива
Своя комплексная переработка древесины БАМа - это реально. Фото из архива
Своя комплексная переработка древесины БАМа - это реально. Фото из архива

Первое. Зона БАМа - это 3,5 тысячи километров, если начинать от Тайшета, а до конца — это почти 5 тысяч километров. И ширина — 400 километров. Там шесть регионов — субъектов Федерации. Вот вместе с ними необходимо вложить новые миллиарды рублей, чтобы вести разработки недр и промышленное освоение огромного региона. Поэтому нужен «Закон об особой экономической зоне БАМа». Вариантов много: и офф-шорность, и концессии, и налоговые льготы. Второе. БАМ явится плацдармом, чтобы идти железной дороге на север до Якутска и далее. Более подробно об этом читайте в моей статье «Что такое БАМ? Это 11 (одиннадцать) территориально-промышленных комплекса вдоль трассы. Пока только один...»
Владимир Иванович МИНЬКИН, вице-президент корпорации «Трансстрой», заместитель начальника «БАМстроя» в газете «Правда» (1999 год): -«
Мне пришлось в 1989 году принимать выездную сессию Института США и Канады по проблемам зоны освоения БАМа. Поверьте, и тогда спор шёл о том, о чём сейчас говорим. Называли четыре цели БАМа: оборонная, транспортная магистраль, доступ к источникам сырья и, что не прозвучало, но важно особенно сегодня, — возможность получить валюту. Как за счет перевозок, так и за счет продажи того, что там находится. Уже в 1989 году была необходимость зарабатывать валюту. Во время той конференции регионы провели переговоры с бизнесменами, и нашлось очень много интересных предложений, которые могли быть реализованы. Я помню, дискуссия завершилась тем, что один из американских учёных-миллионеров, когда мы расходились, поднял тост за то, что когда этот регион попадёт в хорошие руки, тогда «все азиатские «тигры» будут ничто!» Как странно, почти дико звучит: зона освоения БАМа была и есть, но построили железную дорогу, сейчас её реконструируют местами, а всё остальное опять на потом...На когда?

Даёшь БАМ - одиннадцать территориально-промышленных комплекса вдоль всей трассы! Фото из архива
Даёшь БАМ - одиннадцать территориально-промышленных комплекса вдоль всей трассы! Фото из архива

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал, впереди много интересного и познавательного про настоящий БАМ до 1996 года.

До новых встреч в очень сложном 2022 году!