Заявленное летом 2021 года министром обороны РФ С.К. Шойгу предложение построить от 3 до 5 новых городов в Сибири – это очередной приступ «предвыборного популизма» или шанс повторного освоении Сибири и Дальнего Востока? Удивительно, почему именно глава оборонного ведомства демонстрирует свой по-советски государственный подход к экономике страны, а не так называемые «системные либералы» в правительстве РФ вместе взятые. Россия – это гигантская территория, самая большая в мире по площади даже после распада Советского Союза, но, увы, лишь меньшая её часть хорошо освоена и пригодна к нормальному проживанию людей и ведению хозяйственной деятельности. Большинство населения проживает в её центральной и западной части, а в Сибири и на Дальнем Востоке можно неделями идти по лесу и не встретить никого, кроме голодного медведя, а то и тигра. При этом именно в восточной части России сосредоточены гигантские запасы природных ресурсов, которые не дают покоя нашим «иностранным партнёрам». В советский период масштабно решить эту проблему пытались за счёт строительства Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, которые должны были соединить Центральную Россию с Сибирью и Дальним Востоком, обеспечив надежный выход к Тихому океану. После ликвидации СССР ситуация, к сожалению, стремительно деградировала. С рабочими местами возникла огромная проблема, инфраструктура в больших и небольших городах и населённых пунктах стала разваливаться. Но давайте вспомним как искренне люди десятками тысяч ехали на строительство БАМа, начиная с 1974 года! И не смотря на все проблемы и явное предательство со стороны постперестроечного правительства младореформаторов Ельцина - магистраль была построена и задействована в эксплуатации по сей день.
В настоящее время в России идёт процесс модернизации и расширения пропускных возможностей двух стратегически важных железнодорожных магистралей – Транссибирской и Байкало-Амурской. При текущей экономической модели России эти две сухопутные транспортные артерии нужны для решения только двух задач: транзита китайских и японских товаров и оборудования из Азии в Европу, а также для вывоза природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока за пределы страны. Но БАМ планировался в советское время не только как запасной маршрут железнодорожного сообщения на случай перекрытия Транссиба китайцами или японцами в боевых действиях, но и как составная часть комплексного проекта по освоению природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Вдоль всей протяжённости Байкало-Амурской магистрали предполагалось построить от 9 до 11 крупных территориально-промышленных комплексов! Они должны были стать «хребтом» для освоения малонаселённой, но богатой природными ресурсами огромной территории. Из них реализовать получилось только Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Что-то ещё там и там пытались сделать олигархические «Базовый элемент» Олега Дерипаски и «Металлоинвест» Алишера Усманова уже в наше время. Результат их деятельности пока в тумане.
Государственное здравомыслие сейчас подсказывает, что не в таёжной чащобе с «ноля», а именно вдоль Байкало-Амурской железнодорожной магистрали рядом с перспективными разведанными месторождениями уже в 2022 году необходимо закладывать и развивать все задуманные 9-11 ТПК. На их основе будут созданы горно-обогатительные и металлургические комбинаты, деревообрабатывающие комплексы и химические заводы, что станут градообразующими предприятиями, вокруг которых и разрастутся новые населённые пункты и города. Речь идёт не только о добыче природных ресурсов большей половины таблицы Менделеева, но и о научно-производственной полномасштабной деятельности. Только в городе Комсомольск-на-Амуре находятся, например, компания «Сухой» и корпорация «Иркут», а также АО «Дальэнергомаш» и «Амурский судостроительный». Возле крупных промышленных городов неизбежно появятся небольшие города-спутники, коттеджные посёлки, аграрные предприятия, которые должны будут их кормить и обеспечивать всем необходимым. При разумной градостроительной политике, когда будут учтены все потребности местного населения в работе, отдыхе и самореализации, «ожерелье» из 3-5 новых больших городов вдоль линии БАМа может стать новым этапом по освоению Сибири и Дальнего Востока и усилению экономических позиций нашей страны. Именно вдоль Байкало-Амурской магистрали необходимо строить и развивать задуманные пять крупных научно-промышленных центров, проще говоря - городов с населением 300 000–500 000 человек.
Бывший начальник штаба ЦК ВЛКСМ на БАМе Валентин Александрович СУЩЕВИЧ в газете «Правда» (1999 год): -«25 лет назад, когда было общепризнано, что мы занялись нужным стране делом, не нашлось бы ни одного очень смелого журналиста, который бы бросил камень или «допустил недружественное высказывание» в адрес БАМа. Но что произошло в период этой злополучной перестройки? Что изменилось? Стране не нужны богатства? Если хотите, на память процитирую, что писали учёные в журнале «Коммунист» в 1985 году: «Примерно на одну треть всё, что будет происходить в следующем веке, зависит от того, что сегодня происходит на БАМе». А с 1985 по 1986 год и далее в нас летели комья грязи, мы получили коллективную оплеуху».
Юрий Афанасьевич ЕСАУЛКОВ, бывший первый секретарь Тындинского горкома КПСС, в газете «Правда» (1999 год): «БАМ - это подход к богатствам России. Сегодня в европейской части полезных ископаемых, кроме Липецкой Магнитки, КМА, нет. Даже в Донбассе, российской части, за полуметровым пластом угля на два километра вглубь лезем. Урал исчерпали весь. Была гора Магнитная, а теперь там воронка, слизали гору. Нефть Тюмени мы тоже благополучно переварили. Все ресурсы, все природные ископаемые теперь начинаются с Красноярского края. КАТЭК знаменитый, Норильск. И сегодня если думать по-государственному, то будущее России зависит от того, насколько разумно мы будем использовать природные ресурсы, заложенные на Дальнем Востоке и в зоне БАМа. Ведь здесь, образно говоря, представлена вся таблица Менделеева. Мне обидно до слёз, что сделали один шаг, и то не до конца. Идею, ради чего построили БАМ, начали забывать. Нам нужно поднять и укрепить в обществе мнение, что и сегодня проблема БАМа — это проблема экономическая, социальная, политическая, военная, экологическая, демографическая. Это — будущее России».
Бывший начальник дирекции строительства БАМа Виктор Фёдорович ДЕГТЯРЁВ в газете «Правда» (1999 год): -«Существует сейчас Байкало-Амурская магистраль в виде двух дорог: Восточно-Сибирской железной дороги и Дальневосточной. Как и всякое предприятие они стремятся усовершенствоваться, так как проект осуществлен по пусковому комплексу не полностью. По сей день смета, которая была утверждена в ценах до 1991 года, не исчерпана. Некоторые знающие люди говорят, что 7,5 миллиарда рублей на строительно-монтажные работы до 1991 года истратили. Это — стоимость трёх подводных лодок. Так что БАМ никого не объел, не обескровил государство. Не такие большие государственные капиталовложения отданы, истрачены, а дорога есть.Самое главное — работает». Байкало-Амурская магистраль строилась для решения нескольких задач. Прежде всего — это разработка края, его недр. Вторая задача — стратегическая. Третья — это сокращённый выход к портам Дальнего Востока, потому что БАМ короче Транссиба на 500 километров. И четвертая — разгрузка путей: к концу 1970-х Транссиб уже задыхался от нагрузки. Сегодня, когда смотришь на то, что построено, замечаешь - не хватило тогда времени, чтобы ещё построить «усы» к кладовым природы. А «усы» эти солидные: где 300 километров в сторону, где — 80 километров, где — 50. Думаю, если бы страна жила в том режиме, как строили БАМ в 1981-м, 1983-м, 1985-м, сегодня всё это уже было бы сооружено и росли крупные промышленные центры и города без инициативы министра обороны РФ.
Первое. Зона БАМа - это 3,5 тысячи километров, если начинать от Тайшета, а до конца — это почти 5 тысяч километров. И ширина — 400 километров. Там шесть регионов — субъектов Федерации. Вот вместе с ними необходимо вложить новые миллиарды рублей, чтобы вести разработки недр и промышленное освоение огромного региона. Поэтому нужен «Закон об особой экономической зоне БАМа». Вариантов много: и офф-шорность, и концессии, и налоговые льготы. Второе. БАМ явится плацдармом, чтобы идти железной дороге на север до Якутска и далее. Более подробно об этом читайте в моей статье «Что такое БАМ? Это 11 (одиннадцать) территориально-промышленных комплекса вдоль трассы. Пока только один...»
Владимир Иванович МИНЬКИН, вице-президент корпорации «Трансстрой», заместитель начальника «БАМстроя» в газете «Правда» (1999 год): -«Мне пришлось в 1989 году принимать выездную сессию Института США и Канады по проблемам зоны освоения БАМа. Поверьте, и тогда спор шёл о том, о чём сейчас говорим. Называли четыре цели БАМа: оборонная, транспортная магистраль, доступ к источникам сырья и, что не прозвучало, но важно особенно сегодня, — возможность получить валюту. Как за счет перевозок, так и за счет продажи того, что там находится. Уже в 1989 году была необходимость зарабатывать валюту. Во время той конференции регионы провели переговоры с бизнесменами, и нашлось очень много интересных предложений, которые могли быть реализованы. Я помню, дискуссия завершилась тем, что один из американских учёных-миллионеров, когда мы расходились, поднял тост за то, что когда этот регион попадёт в хорошие руки, тогда «все азиатские «тигры» будут ничто!» Как странно, почти дико звучит: зона освоения БАМа была и есть, но построили железную дорогу, сейчас её реконструируют местами, а всё остальное опять на потом...На когда?
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал, впереди много интересного и познавательного про настоящий БАМ до 1996 года.
До новых встреч в очень сложном 2022 году!