Найти тему

Ты же мальчик!

Многие культуры подразумевают воспитание детей, особенно мальчиков, с применением определенных клише, связанных с их полом. Одним из каналов навязывания таких устоев могут стать безобидные с первого взгляда мультики. На примере всемирно известного медиаконгломерата - Диснея – можно увидеть, каким же образом проявляется маскулинность.

Ученые журнала «Психология» трактуют маскулинность как совокупность социально-регрессивных черт мужчины, которые обесценивают женщин и в некой мере призывают к гомофобии и насилию. Очень странно, что детям с малых лет, в один из самых важных периодов социализации, пытаются навязать нормы, ущемляющие права других. Совсем неудивительно, что люди, выросшие на мультиках XX века от Дисней, имеют убежденность, что женщина – слабое существо, которое способно только любить и унижаться перед любимым, а мужчина – «Бог», который стоит над женщиной во всех сферах жизни.

Дисней и маскулинность.

В целом, по мнению Диснея, чаще всего в фильмах без мужчин у женщин не было целей бы, потому что мужские персонажи(принцы) служат примером стабильности, или как привыкли говорить в России – сильным плечом, для женских персонажей. Это является самым наглядным примером общественного представления фигуры мужчины как сильного, смелого и умелого человека, тогда как женщины предстают перед зрителями скромными и слабыми.

Спящая красавица.

«Спящая красавица» является, пожалуй, одним из самых ярких примеров навязывания маскулинности маленьким зрителям. Эпицентром сюжета является принц Филипп, пытающийся спасти симпатизирующую ему принцессу Аврору. Когда принцесса просыпается, она сразу же влюбляется в принца. Авторы хотели донести до зрителей, что без помощи «всемогущего», сильного Филиппа принцесса Аврора – скромная, беззащитная девушка – так и была бы проклята сном.

"Спящая красавица", Дисней, 1959
"Спящая красавица", Дисней, 1959

Мужское доминирование в «Красавице и чудовище».

Уже из названия можно понять, что мужчина в данной мультфильме будет являться олицетворением грубости. Действительно, Чудовище и Гастон крайне недопустимо относятся к Белль, показывая своё над ней превосходство лишь из-за принадлежности к другому полу. Слабость не позволяет Белль возразить мужчинам, напротив – она слушается, когда Чудовище приказывает ей «убраться из замка». Мужчин незаслуженно ассоциируют с хабальством, когда они могут проявлять до того приятные чувства и говорить настолько милые и честные слова.

"Красавица и чудовище", Дисней, 1991
"Красавица и чудовище", Дисней, 1991

«Русалочка» - сплошная маскулинность?

По сюжету данного мультфильма только жизнь с Эриком может сделать Ариэль человеком, то есть прямой апофеоз мужчины. Несмотря на это, можно заметить, что принц Эрик весьма эмоционален, что не сочетается с маскулинностью, но в то же время храб, силён и бесстрашен. Примечательно, что в «Русалочке» можно проследить малейшее распределение черт характера, но это все затмевает общий сюжет фильма. Парадокс, но мультфильм, где мужчина является каналом для становления женщины человеком, временами менее маскулинен, чем безобидные с первого взгляда упомянутые выше фильмы.

"Русалочка", Дисней, 1989
"Русалочка", Дисней, 1989

Парадокс маскулинности или «женщина» в «мужчине».

Пожалуй, Мулан (мультфильм уже конца 90-х годов) является в какой-то степени антитезой навязываемой Диснеем десятилетиями маскулинности. Главная героиня мультфильма — Мулан — хочет стать мужчиной, чтобы спасть мир, то есть мы снова возвращаемся к образу мужчины как героя, спасителя мира. Женщина вынуждена отказаться от женственности, чтобы занять место в китайской армии, однако товарищам по войскам совсем не нравится наличие у них женщины. Несмотря на все невзгоды, связанные со стремлением Мулан обрести «мужские» черты, в конце картины она становится собой, хоть и не собирается отказываться от мужского характера. Напрашивается микровывод, что изменение характера Мулан в очередной раз акцентирует внимание на «неспособность» женщин к военной службе. Если немного углубиться в статистику о службе женщин в армии, можно заметить, что лишь отдельные страны позволяют женщинам служить, предоставляя равные условия с мужчинами. В России, например, женщины допущены к службе, однако не допускаются в бои на передовой, тогда как в Норвегии действует закон, по которому женщины в возрасте от 19 до 44 лет подлежат обязательному военному призыву на срок от семи до восемнадцати месяцев.

"Мулан", Дисней, 1998
"Мулан", Дисней, 1998

Розовый? Ты же мужчина!

Вообще, стереотип о том, что мужской цвет – синий появился примерно в годы Первой Мировой войны, когда военные носили темно-синюю форму, хотя ранее «мужским» цветом считался, как это не парадоксально, розовый. Спустя годы шутки о розовом цвете стали частью феминизма и получили название «девчачьего цвета».

Люди не должны позволять другим описывать их по цвету, ибо мы должны чувствовать себя уверенно в любом цвете, вне зависимости от пола и возможного узкого и стереотипного мышления окружающих.

-5

Стереотипы и маскулинность вокруг нас.

Самый простой социальный опрос, который был проведен мною, показал, какой сильный разрыв находится между поколениями в отношении маскулинности.

Две социальны группы: 17-25 лет и 40-50 лет

Вопрос 1. Замечали ли вы проявления маскулинности в мультиках Диснея?

-6

Представители социальной группы 40-50 лет вовсе не наблюдали маскулинности в диснеевских мультфильмах, когда молодые уже в большинстве своем заметили ее наличие.

Вопрос 2. Считаете ли вы, что женщина должна быть слабой? Почему?

-7

Представители возрастной группы считают, что женщина должна быть слабой.

Ответы на вопрос «почему женщина должна быть слабой?»:

1) Женщине не надо быть сильной, потому что в ее задачи входят обязанности, которые не требуют сильного характера(40-50 лет)

2) Женщина может быть такой, какой она хочет. Хочет быть слабой – ее право(17-25 лет)

Вопрос 3. Может ли мужчина носить одежду розового цвета?

-8

Респонденты возрастной группы 40-50 лет считают, что мужчина не может надевать розовую одежду.

По результатам опроса и данным статьи можно сделать вывод, что люди старшего поколения живут устоями, по которым мужчина должен быть сильным, храбрым, тогда как женщина не может проявлять данные чувства, потому что они выросли в эру мультфильмов Диснея, которые достаточно сильно повлияли на их мировоззрение.