818 подписчиков

Чего не знает филолог?

240 прочитали

Возможно, кто-то думает, что учитель знает всё. Но это заблуждение: невозможно знать всё, даже по своей специальности.

Вот и я периодически сталкиваюсь с тем, что обращаюсь к справочникам, чтобы найти ответы на определённые филологические вопросы. Поэтому решила ввести ещё одну новую рубрику - «Филологический затуп».

[Да, я любитель сленга и не стыжусь этого😇]

Первое, в чём я часто «спотыкаюсь», — обособление «значит».

Проблема в том, что есть правила, но в реальности многие из них нарушаются.

Вот разъяснения с сайта грамота.ру:

«Значит в предложении может выступать как 

связка, 

союз, 

вводное слово, 

а также употребляться в значении сказуемого. 

Если «значит» употребляется как связка (то же, что «это, есть») и присоединяет сказуемое к подлежащему, перед ним ставится тире: 

Понять человека – значит простить. 

Ждать официального разрешения – значит потерять время.»

Здесь всё понятно. Тире между подлежащим и сказуемым. Я постоянно путаю следующие 2 пункта.

«Союз «значит» (то же, что «и поэтому, следовательно») соединяет простые предложения в составе сложного. Запятая ставится перед союзом: 

Тучи собираются, значит будет дождь. Ты сердишься, значит ты не прав.

В качестве вводного слово значит указывает на связь мыслей, последовательность их изложения; вводное слово «значит», выделяемое с двух сторон запятыми, можно заменить на «стало быть, выходит»: 

Село, значит, наше – Радово, // Дворов, почитай, два ста. // Тому, кто его оглядывал, // Приятственны наши места (С. Есенин, Анна Снегина). 

Собираешься, значит, уезжать? 

Ты, значит, думаешь иначе?  

Слово «значит», расположенное в начале предложения, также рассматривается как вводное и выделяется запятой: 

Ты сердишься... Значит, ты не прав. 

Наконец, слово значит, выступающее в значении сказуемого, не требует постановки знаков препинания: Что все это значит

Самое интересное начинается дальше:

«Таковы рекомендации справочников. Однако практика письма показывает, что слово значит обычно выделяется знаками препинания почти во всех своих синтаксических функциях (кроме функции сказуемого). Кроме того, во многих случаях возможны варианты пунктуации в одном и том же предложении. 

Ср. одинаково возможные: 

Ревнует, значит (=и следовательно) любит; Ревнует – значит (=это) любит. 

В спорных случаях окончательное решение о расстановке знаков препинания принимает автор текста».

Возможно, кто-то думает, что учитель знает всё. Но это заблуждение: невозможно знать всё, даже по своей специальности.

Вот такой «Филологический затуп» №1…

Как вам рубрика?