Найти тему

Как в искусстве отражается эстетическая категория трагического

То, что наша жизнь полна непримиримых противоречий и вообще не сахар, очевидно любому здравомыслящему человеку. Люди постоянно сталкиваются друг с другом, притом результат может быть смертельным. Помимо этого, люди постоянно сталкиваются с объективной действительностью, которая бьет сильно, жестко и старается по голове и сердцу. Герои пытаются сопротивляться неодолимой силе рока или обстоятельств и гибнут в этой благородной, но безнадежной борьбе. Их пример вдохновляет других и помогает жить, дает, несмотря ни на что, надежду, поскольку демонстрирует силу духа человека, наличие в нем достоинства, гордости, смелости.

Все это находит свое выражение в искусстве и определяется эстетикой как категория трагического.

Подписывайтесь и на другой мой блог "Личное мнение о людях и событиях"! А также на канал моего мужа Александр имхо.

Томас Мондрагон. "Аллегория смерти", 1856.
Томас Мондрагон. "Аллегория смерти", 1856.

Трагическое показывает борьбу, в которой человек гибнет, но морально побеждает, казалось бы, неодолимого противника. Эта моральная победа утверждает в глазах оставшихся какие-то важные духовные ценности, и именно поэтому, обливаясь слезами, люди испытывают при такой встрече с трагическим в искусстве, удивительное чувство, называемое по-гречески катарсис. То есть, очищение через страдания. Испытывая катарсис, человек душевно обновляется.

Трагический герой стремится к высокой цели, поэтому данная категория близка возвышенному. Трагическое предполагает сильные чувства, значительные события, то, что меняет других людей и даже мир в целом. Впервые об этой категории писал в своей "Поэтике" еще Аристотель. В Древней Греции трагическое формировалось на основе культа Диониса, который является трансформацией умирающего и воскресающего бога, образа, присутствующего почти во всех древних культурах.

Гаэтано Превиати. "Паоло и Франческа"
Гаэтано Превиати. "Паоло и Франческа"

Аристотель разделил в трагическом три элемента: перипетия, то есть, внезапный поворот к худшему, пафос, то есть, переживание наступившего несчастья, и катарсис, то есть, духовное очищение. В искусстве античности трагическое нашло свое выражение как в литературе (тот же Гомер), как и в театре, где были свои четкие правила постановки трагедий. Здесь трагическая ситуация была связана с противопоставлением человека и судьбы (царь Эдип). А вот в средние века трагическим считалось впадение в грех и, как результат, попадание души в Ад. Эта тема широко освещалась в искусстве. О катарсисе речь не шла, важно было напугать до полусмерти и направить человека на путь истинный.

В Новое время религиозный смысл трагического ушел на второй план, на первый же выдвинулась борьба между долгом и чувством, свободой и необходимостью. Таким образом, искусство стало отражать категорию трагического, в первую очередь, в контексте моральной коллизии. Трагический герой отождествляет себя с какой-то нравственной идеей и гибнет в борьбе за ее утверждение. Особенно ярко такое прочтение выражено в искусстве романтизма.

В наше время, когда веры в светлое будущее все меньше, трагическое все больше окрашено в пессимистические тона. Возникают нотки безысходности. Пожалуй, классическое выражение трагического присутствовало только в советском искусстве, которое в своих лучших образцах показало подвиг народа в Великой Отечественной войне. В наше время трагическое в искусстве скатывается к ужасному, безысходному, абсурдному, то есть, не предполагает никакого катарсиса, оставляя после себя только тоску.

#искусство #эстетика #культура

Читайте еще на моем канале:

Чем культурные процессы отличаются от других социальных процессов

Что такое биоэтика, и чем она занимается

А вот еще интересное в блоге моего мужа:

Чернокожая девочка, идущая под охраной в "белую" школу, и дети разных рас, ставшие соседями - в картинах Нормана Роквелла

Подписывайтесь на наши блоги и следите за обновлениями!