412 подписчиков

Нæртон - путешествие нартов из восьмого века до нашей эры в наши дни.

391 прочитал

Нарты - герои древнего эпоса и легенд народов Северного и Западного Кавказа, а также сванов (Грузия), которые застыли в скульптурах Николая Ходова в парке "Нæртон" в столице Северной Осетии-Алании в городе Владикавказе.

Путешествия дают возможность не только видеть мир, но и лучше понимать свою родную культуру и прошлое. Будучи гидом, много путешествую по Кавказу и не перестаю восхищаться тому, сколь бережно относятся к своему наследию на Кавказе. Нартский эпос существует как в прозаической, так и стихотворных формах. И очень тесно связан и иранской и со скифо-сарматскими культурами. Например, это отчётливо читается в именах нартских героев.
Путешествия дают возможность не только видеть мир, но и лучше понимать свою родную культуру и прошлое. Будучи гидом, много путешествую по Кавказу и не перестаю восхищаться тому, сколь бережно относятся к своему наследию на Кавказе. Нартский эпос существует как в прозаической, так и стихотворных формах. И очень тесно связан и иранской и со скифо-сарматскими культурами. Например, это отчётливо читается в именах нартских героев.

Однажды моей группе путешественников повезло и в плотном графике тура удалось выкроить полчаса, чтобы познакомиться со скульптурами парка "Нёртон" - давайте знакомиться!

Урызмаг - происходил из рода военных вождей Ахсартагката. Является супругом героини всех сюжетов эпоса - Сатаны (ударение на второй слог). Это важная сюжетная линия божественной и земной любви в нартских сказаниях. Интересно, что Урызмаг состарившись, становится объектом насмешек от молодёжи. Такие параллели можно встретить в бытовых сюжетах скифов и аланов. Об этом упоминает в своих трудах древне-римский историк Марцеллин - кто погибает в сражениях, тот достоин уважения, а кто становится стариком становится объектом насмешек, и может даже восприниматься как трус... У старых грехов длинные тени - есть такая мудрость.
Урызмаг - происходил из рода военных вождей Ахсартагката. Является супругом героини всех сюжетов эпоса - Сатаны (ударение на второй слог). Это важная сюжетная линия божественной и земной любви в нартских сказаниях. Интересно, что Урызмаг состарившись, становится объектом насмешек от молодёжи. Такие параллели можно встретить в бытовых сюжетах скифов и аланов. Об этом упоминает в своих трудах древне-римский историк Марцеллин - кто погибает в сражениях, тот достоин уважения, а кто становится стариком становится объектом насмешек, и может даже восприниматься как трус... У старых грехов длинные тени - есть такая мудрость.

Сам термин "нарт" до сих пор вызывает множество разногласий среди филологов и исследователей. Василий Иванович Абаев полагал, что слово "нарт" восходит к монгольскому слову "нара", то есть солнце. И действительно, многие герои эпоса нартов тесно связаны с солярными мифами, которые в изобилии присутствуют у разных народов Кавказа. Но версий очень много, они связаны с разными языками народов Кавказа.

Сатана (ударение на второй слог). В русских текстах часто имя писалось, как Шатана. В армянском языке есть такое имя - Сатеник. В реальной истории была аланская царевна Сатеник, супруга царя Великой Армении Арташес I. Фигура Сатаны в пантеоне нартских богов занимает важное место, так как является дочерью Уастырджи. А ещё с ней связана чудная история. Урызмаг увидел, как одна птица, поклевав солод, а потом хмель, опьянела и стала кататься по земле. Он рассказал об этом случае Сатане и она впервые на земле сварила из солода и хмеля пиво.
Сатана (ударение на второй слог). В русских текстах часто имя писалось, как Шатана. В армянском языке есть такое имя - Сатеник. В реальной истории была аланская царевна Сатеник, супруга царя Великой Армении Арташес I. Фигура Сатаны в пантеоне нартских богов занимает важное место, так как является дочерью Уастырджи. А ещё с ней связана чудная история. Урызмаг увидел, как одна птица, поклевав солод, а потом хмель, опьянела и стала кататься по земле. Он рассказал об этом случае Сатане и она впервые на земле сварила из солода и хмеля пиво.

Уастырджи - это покровитель Осетии, которого соотносят со Святым Георгием по значимости и почитанию. В нартских легендах Уастырджи является покровителем мужчин, воинов и путников. Ему посвящены многие дзуары, то есть святилища.

Wac Gergi - Святой Георгий или Уастырджи. Его имя упоминается в гимне Северной Осетии-Алании.
Wac Gergi - Святой Георгий или Уастырджи. Его имя упоминается в гимне Северной Осетии-Алании.
Скульптура Уастырджи над Дзуаром  у селения Дагом.
Скульптура Уастырджи над Дзуаром у селения Дагом.

Но вернёмся к СатАне, которую считают матерью легендарного воина и богатыря Сослана или Сосруко, как его величают черкесы. И у кабардинцев, и у осетин Сосана был рождён от камня или найден в нём. И виной тому красота Сатаней, так называют Сатану кабардинцы. Такое имя часто дают девочкам, но предпочитают сокращение до - Сати. Он вернул людям огонь, чем и заслужил своё почитание. Те, кто были в Нальчике и поднимались по канатной дороге, то обязательно впечатлилась монументальным здание в виде головы воина Соскруко.

Нарт Сослан. Версий о происхождении имени "Сослан" несколько. Наиболее распространена версия о тюркских корнях. Например, с ногайского языка - иметь грозный вид или хмурый, грозный. Танец в чаше - важный ритуал.
Нарт Сослан. Версий о происхождении имени "Сослан" несколько. Наиболее распространена версия о тюркских корнях. Например, с ногайского языка - иметь грозный вид или хмурый, грозный. Танец в чаше - важный ритуал.
Курдалагон - небесный кузнец, который своим мечом расколол камень из которого появился Сослан. Но это по осетинской версии. Также Курдалагон сковал для нартов плуг. Находясь в хороших отношениях с нартами, он чинит повреждённые в военных сражениях черепа героев и подковывал нартских коней. А Сослан и его друг Батрадз были закалены в небесной кузнице Курдалагоном.
Курдалагон - небесный кузнец, который своим мечом расколол камень из которого появился Сослан. Но это по осетинской версии. Также Курдалагон сковал для нартов плуг. Находясь в хороших отношениях с нартами, он чинит повреждённые в военных сражениях черепа героев и подковывал нартских коней. А Сослан и его друг Батрадз были закалены в небесной кузнице Курдалагоном.
Батрадз - сын грозы и потомок рода Бицента, который принадлежал владыке водного царства Донбеттыру. Герой Батрадз когда  участвовал в нартовских пирах, то волшебная чаша Уацамонга, выявляющая правдивых рассказчиков и указывающая нартовского героя, сразу же поднималась к его губам. Таким образом, его считали самым правдивым. Батрадз погибает в борьбе с небожителями, отомстив за смерть своего отца Хамыца нартам и небесным божествам. После его смерти на месте, куда упали три слезы Бога, пролитые им из-за скорби по Батрадзу, возникли три осетинских святилища — Реком, Таранджелоз и Мыкалгабырта. Имя Батрадз означает "асский богатырь". "Ассы, Яссы, Осетины" - даже в песнях звучат эти этно-названия.
Батрадз - сын грозы и потомок рода Бицента, который принадлежал владыке водного царства Донбеттыру. Герой Батрадз когда участвовал в нартовских пирах, то волшебная чаша Уацамонга, выявляющая правдивых рассказчиков и указывающая нартовского героя, сразу же поднималась к его губам. Таким образом, его считали самым правдивым. Батрадз погибает в борьбе с небожителями, отомстив за смерть своего отца Хамыца нартам и небесным божествам. После его смерти на месте, куда упали три слезы Бога, пролитые им из-за скорби по Батрадзу, возникли три осетинских святилища — Реком, Таранджелоз и Мыкалгабырта. Имя Батрадз означает "асский богатырь". "Ассы, Яссы, Осетины" - даже в песнях звучат эти этно-названия.
Донбеттыр (Донберт) буквальный перевод "Водный Пётр". На пиру Сослан попросил владыку: Донбеттыр, повелитель всех вод! Мы знаем, как ты могуч, удели же и ты какой-нибудь дар храбрым нартам. — Отпрыск нартов! — ответил ему Донбеттыр. — Отныне пусть нарты строят мельницы на моих бегущих водах, а я поручу резвым моим дочерям, чтобы они днем и ночью вертели в воде колеса. Вот мой подарок земным людям.
Донбеттыр (Донберт) буквальный перевод "Водный Пётр". На пиру Сослан попросил владыку: Донбеттыр, повелитель всех вод! Мы знаем, как ты могуч, удели же и ты какой-нибудь дар храбрым нартам. — Отпрыск нартов! — ответил ему Донбеттыр. — Отныне пусть нарты строят мельницы на моих бегущих водах, а я поручу резвым моим дочерям, чтобы они днем и ночью вертели в воде колеса. Вот мой подарок земным людям.
Сырдон - вырастает водном царстве Донбеттыра, который после смерти попадает в море и Донбеттыр воскрешает его. В Нартиаде он был комическим героем и через него мы узнаём о быте героев. Сырдон изобрёл музыкальный инструмент — фандыр (арфа). Хамыц, у которого Сырдон украл корову, проник в его потайной дом, убил жену Сырдона и двенадцать сыновей и положил их в горячий котёл вместо мяса. Сырдон, поражённый горем, взял кисть руки старшего сына и натянул на неё двенадцать струн, сделанных из жил сыновей. Подарив свой фандыр нартам, Сырдон был принят в их общество. Но весёлых и комичных историй о Сырдоне все же в эпосе больше.
Сырдон - вырастает водном царстве Донбеттыра, который после смерти попадает в море и Донбеттыр воскрешает его. В Нартиаде он был комическим героем и через него мы узнаём о быте героев. Сырдон изобрёл музыкальный инструмент — фандыр (арфа). Хамыц, у которого Сырдон украл корову, проник в его потайной дом, убил жену Сырдона и двенадцать сыновей и положил их в горячий котёл вместо мяса. Сырдон, поражённый горем, взял кисть руки старшего сына и натянул на неё двенадцать струн, сделанных из жил сыновей. Подарив свой фандыр нартам, Сырдон был принят в их общество. Но весёлых и комичных историй о Сырдоне все же в эпосе больше.
Братья-близнецы Ахсартаг и Ахсар. После гибели Ахсар именно Ахсартаг женится на дочери владыки вод Дзерассе, и становится родоначальником рода вождей Ахсартагкато. Многие исследователи считают, что в основе этой сюжетной линии лежит миф о происхождении племени волка. Имя легендарного отца Ахсартага - Уархаг со староосетинского означает “волк”, или скифское слово - varka, с таким же значением.
Братья-близнецы Ахсартаг и Ахсар. После гибели Ахсар именно Ахсартаг женится на дочери владыки вод Дзерассе, и становится родоначальником рода вождей Ахсартагкато. Многие исследователи считают, что в основе этой сюжетной линии лежит миф о происхождении племени волка. Имя легендарного отца Ахсартага - Уархаг со староосетинского означает “волк”, или скифское слово - varka, с таким же значением.

Ранее в тексте упоминалась волшебная чаша правды - Уацамонг. Наряду с именами нартских героев Уархаг, Ахтасарг, Ацырухс (женское имя) - это слова иранского происхождения. Собственно, осетинский язык относится именно к иранской группе языков.

Уархаг изображён со своими сыновьями. А перед ними снежный барс или ирбис, который является одним из символов Осетии. А название республики, как Ирыстон / Ир, является официальным. Ирбис находится под охраной государства и под покровительством Афсати.
Уархаг изображён со своими сыновьями. А перед ними снежный барс или ирбис, который является одним из символов Осетии. А название республики, как Ирыстон / Ир, является официальным. Ирбис находится под охраной государства и под покровительством Афсати.
Афсати - имя Святого Евстафия, которое трансформировалось в грузинском языке в Апсати. А у осетин Афсати. Покровитель зверей и птиц. Афсати изображается одноглазым стариком с белой бородой, сидящим на высокой горе Адай-Хох, где он обитал. С  горы он внимательно наблюдал за животными. Несмотря на то, что Афсати был одноглазым, но он бдительно следил за своими угодьями и строго наказывал тех, кто нарушал его законы. Интересно, что у сванов Апсати является божеством охоты и пастушества.
Афсати - имя Святого Евстафия, которое трансформировалось в грузинском языке в Апсати. А у осетин Афсати. Покровитель зверей и птиц. Афсати изображается одноглазым стариком с белой бородой, сидящим на высокой горе Адай-Хох, где он обитал. С горы он внимательно наблюдал за животными. Несмотря на то, что Афсати был одноглазым, но он бдительно следил за своими угодьями и строго наказывал тех, кто нарушал его законы. Интересно, что у сванов Апсати является божеством охоты и пастушества.
Чудодейственная свирель была единственным сокровищем Ацамаза, оставшимся от отца, которому её подарил Афсати. Среди нартов музыка всегда была в большом почёте. Все играли на фандыре (арфе), но никто не достиг такого мастерства, какого достиг нарт Ацамаз, его музыка пробуждает и очаровывает природу. Когда он играл на своей свирели, все звери танцевали под его музыку, горы приходили в движение, солнце и луна светили намного ярче.
Чудодейственная свирель была единственным сокровищем Ацамаза, оставшимся от отца, которому её подарил Афсати. Среди нартов музыка всегда была в большом почёте. Все играли на фандыре (арфе), но никто не достиг такого мастерства, какого достиг нарт Ацамаз, его музыка пробуждает и очаровывает природу. Когда он играл на своей свирели, все звери танцевали под его музыку, горы приходили в движение, солнце и луна светили намного ярче.
Сафа - от греческого имени христианского святого Саввы Освященного. Сафа покровитель домашнего очага и цепи над очагом. Небожитель Сафа, решив облагодетельствовать Сослана, приглашает на пиршество других богов, в том числе и Афсати, чтобы юный Сослан, прислуживая им, смог испросить  дары, которыми они обладали.
Сафа - от греческого имени христианского святого Саввы Освященного. Сафа покровитель домашнего очага и цепи над очагом. Небожитель Сафа, решив облагодетельствовать Сослана, приглашает на пиршество других богов, в том числе и Афсати, чтобы юный Сослан, прислуживая им, смог испросить дары, которыми они обладали.
Галагон - хозяин ветров, который живёт в горах и посылает ураганы и метели. Во время посева, чтобы всё прошло удачно, люди просили Галагона послать благоприятный ветер. Если же не было правильного ветра, то Галагону жертвовался красный петух — это единственное подношение, которое нарт принимал от людей.
Галагон - хозяин ветров, который живёт в горах и посылает ураганы и метели. Во время посева, чтобы всё прошло удачно, люди просили Галагона послать благоприятный ветер. Если же не было правильного ветра, то Галагону жертвовался красный петух — это единственное подношение, которое нарт принимал от людей.
Фалвара - от имени раннехристианского мученика Флора. Этот нарт является покровителем мелкого рогатого скота и участник многих путешествий. В осетинском пантеоне нартов Фалвара из-за своей доброты и кротости является одним из самых любимых небожителей. Весной совершался ритуал, посвящённый Фалвара, во время которого Фалвара просили хранить и приумножить домашний скот. В этот праздник запрещалось приносить в жертву домашний скот и совершалось подношение тремя осетинскими пирогами в священных местах.
Фалвара - от имени раннехристианского мученика Флора. Этот нарт является покровителем мелкого рогатого скота и участник многих путешествий. В осетинском пантеоне нартов Фалвара из-за своей доброты и кротости является одним из самых любимых небожителей. Весной совершался ритуал, посвящённый Фалвара, во время которого Фалвара просили хранить и приумножить домашний скот. В этот праздник запрещалось приносить в жертву домашний скот и совершалось подношение тремя осетинскими пирогами в священных местах.
Уацилла - покровитель хлебных злаков и полезных для человека трав. А ещё Уациллу часто называют Богом-громовержцем.
Уацилла - покровитель хлебных злаков и полезных для человека трав. А ещё Уациллу часто называют Богом-громовержцем.

Уацилла - почитается современными осетинами и имеет много посвященных ему святилищ / дзуаров, главным из которых является святилище в Даргавсе (гора Тбау) — святилище Тбау Уацилла. Праздник в честь Уацилла отмечается в каждом ущелье, в июне, через две недели после Кардагхассана (День приношения в дом трав) и продолжается несколько дней.

Хъазæн фæз - состязания и игрища нартов. Стрельба из лука и возможность показать богатырскую силу - всегда чтились.
Хъазæн фæз - состязания и игрища нартов. Стрельба из лука и возможность показать богатырскую силу - всегда чтились.
Традиционная вера осетин - Уашдин, так произносится название. И лишний раз убеждаюсь, что прославление мира, красоты, силы, здоровья, нормы морали, которые можно увидеть в занимательных нартских легендах - это источник вдохновения, в том числе и для путешествий.
Традиционная вера осетин - Уашдин, так произносится название. И лишний раз убеждаюсь, что прославление мира, красоты, силы, здоровья, нормы морали, которые можно увидеть в занимательных нартских легендах - это источник вдохновения, в том числе и для путешествий.
Нæртон / Владикавказ / Северная Осетия-Алания //
Нæртон / Владикавказ / Северная Осетия-Алания //

Профессия гида, в моём случае, оказывает сильное влияние на желание и, уже скорее потребность, учиться и узнавать что-то новое о нашем мире, и о Кавказе, особенно. Век живи - век учись. Стыр бузныг!