Древние греки говорили: "Почаще меняйте стиль". Современный человек недалеко в этом отношении отошел от античных европейцев и потому находится в постоянном поиске и оттачивании своего стиля. Если брать молодежную среду, то еще совсем недавно на пике популярности были «готы» и «эму», кто-то увлекается косплеем, кто-то с головой окунается в реконструкторство… Причем, становясь взрослее, человек по-прежнему примеряет на себя различные стили – не только в одежде, но и в манере поведения, образе жизни, увлечениях. И иногда такой поиск превращается в увлекательное хобби, объединяющее между собой совершенно разных людей.
Именно с такими людьми мне и моим подругам из Клуба "Потанцуем" (он же шоу-группа "Нескучный возраст") посчастливилось познакомиться 9 февраля 2019 года, на ретро-вечеринке в г. Санкт-Петербурге.
«Горошки» – так называлась 51 по счету (а наша первая!) вечеринка проекта Влада Воробьёва "СТИЛЯГИ-STORY" – проекта, посвященного эпохе 40-х- 60-х годов прошлого века молодежной субкультуре, существовавшей в СССР и носившей имя СТИЛЯ'ГИ (само название — штатники).
Для тех, кто не знаком с данным молодежным течением, будет небезынтересно узнать, что изначально она имела в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляги выделялись яркой одеждой, определённой манерой разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам.
Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против принятых в советском обществе стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни. Одной из главных причин появления движения «стиляг» стала активизация международных контактов СССР как в годы войны, так и после неё. Увеличение числа дипломатических работников автоматически увеличило и количество членов их семей, живущих в другой, «несоветской» реальности, ассоциирующейся с успехом и процветанием. Те, в свою очередь, способствовали их распространению среди широких слоёв городской молодёжи. Следует заметить, что в силу понятной инертности советского общества того времени, как сама субкультура стиляг распространялась по стране (из Москвы и Ленинграда в другие города) медленно, так и официальное обличение стиляг и их осуждение обществом продолжалось с большим запозданием.
Долгое время стилягами в советской прессе (а также в моралистической риторике должностных лиц и «сознательных граждан») именовали вообще молодых людей, следовавших моде и уличаемых в аморальном образе жизни. Фельетоны, карикатуры и критические статьи в советской прессе имели целью не только высмеять и выявить низменную сущность стиляг, но и показать их в качестве потенциальных врагов Советской Власти:
«Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст»;
«Стиляга — в потенции враг // С моралью чужой и куцей // На комсомольскую мушку стиляг; // Пусть переделываются и сдаются!».
Самых непокорных отчисляли из ВУЗов, исключали из рядов ВЛКСМ, а это уже Исключение из комсомола имело негативные последствия как для карьеры исключённого, так и для отношения к нему властей.
Один из самых значительных российских джазменов (в прошлом — стиляга) Алексей Козлов в своей автобиографической книге «Козёл на саксе» следующим образом описывает ситуацию: «Контролировалось всё: одежда и причёски, манеры и то, как танцуют. Это была странная смесь концлагеря с первым балом Наташи Ростовой. Танцы, утверждённые РОНО, да и манеры были из прошлого века — падекатр, падепатинер, падеграс, полька, вальс. Фокстрот или танго были не то, чтобы запрещены, но не рекомендованы. Их разрешали иногда заводить один раз за вечер, и то не всегда, всё зависело от мнения и настроения присутствующего директора школы или старшего пионервожатого. При этом смотрели, чтобы никаких там попыток танцевать фокстрот «стилем» не было. Как только кто-либо из учеников делал что-то не так, в радиорубку срочно подавался знак, пластинку снимали и дальше уже ничего кроме бальных танцев не ставили…»
Имидж стиляг высмеивался даже в детской книге Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе».
В начале 1960-х, однако, прессинг в отношении стиляг прекратился по нескольким причинам — во-первых, в связи с тем, что эта субкультура сошла на нет из-за взросления своих представителей и «легализации» многих ранее запретных зарубежных атрибутов вроде джаза, а во-вторых, из-за появления новых, гораздо более массовых молодёжных течений: «битломании» и хиппи. При этом в Москве, Ленинграде, крупных портовых городах «классическая» мода стиляг стала сходить на нет после московского Международного фестиваля молодёжи и студентов 1957 г., когда началось более активное проникновение в молодёжную среду представлений о настоящих бытующих за рубежом модах (например, об узких мужских пиджаках сдержанных цветов и узких галстуках), а в обывательском просторечии «стилягами» и в середине 60-х называли любых модников, а также и просто заслуживающих морального осуждения молодых людей.
Да и сегодня, нет-нет, да и промелькнет слово «Ситиляга» из уст старшего поколения вслед выделяющегося из толпы человека…
Шло время. Негативное отношение к выделяющимся из общей массы людям сменилось пониманием, а затем и уважением и даже – восхищением. Стильно одеваться и вести себя стало модно. Твист, буги-вуги, рок-н-ролл и, конечно же, джаз стали неотъемлемой частью культуры.
Образ стиляги эволюционировал от эпатажа к элегантности. Фильмы, бывшие культовыми для стиляг: «Серенада Солнечной долины», «Джордж из Динки-джаза», «Тарзан», «Девушка моей мечты» и им подобные полюбились миллионам жителей ССР, а в дальнейшем – России.
Интерес стилю «Стиляги 1950-х годов» резко вырос после выхода кинофильма «Стиляги» в 2008 году.
https://www.kinopoisk.ru/film/stilyagi-2008-395690/
Яркие платья с пышными юбками на подъюбниках и мужские костюмы в разноцветную клетку стали пользоваться огромным спросом. Молодёжь стала так одеваться на выпускные балы, на свадьбы в стиле стиляг, корпоративные вечера и просто праздники и торжества.
Но данный стиль, как оказалось, приемлем не только ля молодежи – и яркий и необычный проект Влада Воробьева – красочный тому примдер. Он объединил в своих рядах людей самых разных профессий, возраста и социального статуса – от студентов до руководителей предприятий.
Побывав на вечеринке 9 февраля 2019 года, мы на себе ощутили ту атмосферу яркого праздника, которую создают для своих единомышленников Влад и его главная помощница – Лаура Алешкино-Солнышко. Приходя на вечеринку, ты не только переносишься на 60 лет назад, но и попадаешь в одну большую семью. И теперь вот уже три года - мы члены этой семьи. Мы - "Приозерские стиляги!"
Четыре часа зажигательного рок-н-ролла в исполнении арт-группы "Кстати!", харизматичные ведущие, веселые конкурсы и, конечно же, дружелюбная атмосфера всеобщего единения - вот что такое проект СТИЛЯГИ STORY,
Ну, а тех, кто хочет на себе ощутить весь драйв от Проекта "СТИЛЯГИ-STORY", мы приглашаем присоединиться к нам и отправиться на 14 мая в Санкт-Петербург. Подробности можно узнать, перейдя по ссылке https://vk.com/stilyagicccp?_smt=groups_list%3A2