Аутсорсинг часть российской бизнес-реальности

Основные тенденции формирования российского рынка услуг аутсорсинга

Основные тенденции формирования российского рынка услуг аутсорсинга Развитие российского рынка услуг аутсорсинга напрямую связано с интеграцией российской экономики в мировое экономическое...

Развитие российского рынка услуг аутсорсинга напрямую связано с интеграцией российской экономики в мировое экономическое пространство. Российские компании, стремясь к достижению необходимого уровня производительности и конкурентоспособности, используют доступные инструменты, технологии и концепции менеджмента. Этому способствует также партнёрство с западными производителями, осваивающими российский рынок.

В той или иной мере к использованию услуг аутсорсинга прибегают до 70% российских предприятий. В большинстве случаев речь идет об IT-аутсорсинге: сопровождении программ бухгалтерского и складского учета, обслуживании компьютерной и офисной техники, локальных сетей. Существенный рост рынка телекоммуникационных услуг сопровождается ростом этого сектора рынка услуг аутсорсинга. Есть успехи в развитии электронной коммерции. Ряд российских консалтинговых компаний предлагает услуги в области аутсорсинга бизнес-процессов, аутсорсинга человеческих ресурсов (HR-аутсорсинг), разработку и сопровождение аутсоpсинг-пpоектов для предприятий различных отраслей промышленности. Развивается рынок услуг индустриального питания, транспортных и логистических услуг, обслуживания производственной инфраструктуры и отдельных видов промышленного сервиса.

Можно констатировать, что структура российского бизнеса в результате внедрения аутсорсинга как технологии менеджмента уже претерпела существенные изменения. В качестве характерных примеров использования услуг аутсорсинга российскими компаниями, а также предоставления ими услуг аутсорсинга российским и зарубежным производителям можно выделить следующие:

1. создание и развитие специализированных компаний для оказания необходимых услуг IT-аутсорсинга на российском рынке, в том числе совместных предприятий и дочерних фирм известных западных компаний - поставщиков мирового уровня;

2. интенсивное развитие новых для российского рынка секторов IT-бизнеса (сетевые технологии, услуги Интернета, электронная коммерция и пр.)

3. дальнейшее развитие услуг офшорного программирования;

4. производство отдельных компонентов, выполнение отдельных видов технологических операций, сборка и предпродажное обслуживание продукции

5. делегирование функций коммерческого представительства на отдельных рынках

6. развитие российского рынка услуг в области логистики;

7. передача специализированным фирмам-аутсорсерам вспомогательных и обслуживающих бизнес-процессов (общественное питание, уборка и обслуживание офисных помещений, транспортные услуги и пр.), развитие бизнеса в этой сфере;

В российской бизнес-практике спрос на дорогостоящие виды услуг аутсорсинга, такие, как аутсорсинг информационных технологий, аутсорсинг финансовых бизнес-процессов и другие затратные проекты, до сих пор не получил того уровня развития, который мог бы быть сопоставим с примерами ведущих западных корпораций. Однако именно использование аутсорсинга, в том числе производственного, может дать российским предприятиям шанс сохранения и развития производственных мощностей и повышения эффективности.

Множество примеров успешной реализации аутсорсинг-проектов российскими предприятиями подтверждают это. Можно ожидать значительного pоста российского рынка аутсорсинга, в том числе IT-аутсорсинга и аутсорсинга бизнес-процессов, несмотря на существующие до сих поp два главных препятствия на пути его развития: несовершенство законодательства и слабую культуpу договорных отношений.

Основу для формирования рынка услуг аутсорсинга в России закладывают следующие тенденции развития российских предприятий:

· реорганизация управления

· реструктуризация активов

· внедрение новых технологий

Основными препятствиями к повсеместному использованию аутсорсинга российскими предприятиями являются:

· неудовлетворительное качество продукции и услуг;

· неразвитая культура договорных отношений;

· низкая производительностиь;

· отсутствие свободных средств для инвестирования в долгосрочные проекты технического перевооружения и IT;

· отсутствие законодательных механизмов регулирования партнерских взаимоотношений;

· отсутствие информации о потенциальных аутсорсерах;

· нежелание руководителей предприятий изменять сложившуюся практику деловых отношений.

Стоит заметить, что последние несколько лет ситуация с распространением аутсорсинга в России постоянно меняется в лучшую сторону. Это объясняется следующими причинами:

а) происходят значительные качественные сдвиги в экономической и общественной жизни страны;

б) иные пути оптимизации производства, альтернативные аутсорсингу, многими предприятиями уже испробованы, в то время как конкуренция в бизнесе не только не ослабевает, но и усиливается.

Почти все бывшие крупные советские промышленные предприятия (объединения), в начале XXI века составляющие основу нашей экономики, уже осуществили собственную реструктуризацию, выделив из своего состава непрофильные активы - как не связанные с основной деятельностью, так и тесно связанные с основным производством.

Труднее всего было реорганизовать производство согласно рыночным принципам на градообразующих предприятиях сырьевого сектора, расположенных в районах Крайнего Севера. Даже осуществив вывод непрофильных активов, такие предприятия долгое время вынуждены были поддерживать выделенный бизнес для снятия социальной напряженности, обеспечивая занятость в регионе. Уже около десяти лет назад такие компании нашли достойный выход из положения. Проводя программу по переселению избыточного населения в другие регионы России, они тем самым оптимизируют свои затраты в будущем.

Совершенствование правовой среды, в которой осуществляется деятельность заказчика и исполнителя аутсорсинговых услуг, существенным образом влияет на распространение аутсорсинга. В связи с этим, заметное упорядочивание нормотворчества в области налогового и бухгалтерского учета, административных правоотношений, законодательства о конкуренции привело к установлению более ответственного поведения бизнесменов в сфере предпринимательства.

Однако непрозрачность все еще присуща очень многим предприятиям в России, что не способствует установлению доверительных отношений, необходимых для перехода на аутсорсинг. В условиях, когда большая часть активов предприятиями скрывается и не может выступать обеспечением их обязательств, трудно рассчитывать на надежность как заказчика, так и исполнителя услуг. Кроме того, непрозрачность бизнеса тормозит принятие решения о возможности использования на основе аутсорсинга фирм, специализирующихся на предоставлении юридических, бухгалтерских и других услуг, поскольку, как полагают акционеры, это может привести к утечке информации.

Другой проблемой на пути аутсорсинга является низкий уровень качества предоставляемых услуг. Между тем, проблема эта временная и быстро решаемая. Отсутствие достаточно квалифицированных менеджеров аутсорсинговых компаний, недостаток проверенных временем технологий для тиражирования передовых решений - справедливые претензии, но относящиеся к категории обычно предъявляемых заказчиками в период становления любого бизнеса.

Что действительно проблематично в данной сфере услуг, так это наметившаяся тенденция к завышению аутсорсинговыми компаниями стоимости своих услуг за счет включения в цену собственных издержек, в том числе связанных с рисками неисполнения обязательств другими организациями или с неэффективным управлением собственным бизнесом.

Указанная проблема вместе с общим, пока еще невысоким уровнем качества, а также слабость нашего судебного и исполнительного производства не позволяют заказчику должным образом защитить свои интересы от недобросовестного исполнителя услуг, даже если они тщательно прописаны в контрактах, что является прямым следствием недостаточного соблюдения участниками рынка нормативных актов, регулирующих не только аутсорсинговый, но и вообще бизнес в России.

Что же касается перспектив развития аутсорсинга, то, несомненно, в условиях активного экономического роста, продолжающегося процесса реструктуризации конкретных предприятий, данный вид бизнеса будет развиваться.

Для российских предприятий первоочередную роль играет понимание сущности внутреннего и внешнего аутсорсинга. Часто интересы собственников и высшего менеджмента российских компаний представляют одни и те же лица. Собственники не заинтересованы в сокращении видов деятельности организации и вынесении отдельных функций за ее пределы, так как не уверены в перспективности именно основной деятельности и не желают попасть в зависимость от поставщиков услуг. Интересы собственников в данном случае противоречат действительно эффективному менеджменту. Первым этапом развития аутсорсинга для российских предприятий является формирование и расширение системы субконтрактных отношений.

Таким образом, в России есть предпосылки к активному внедрению новой стратегии ведения бизнеса - аутсорсинга. Однако для его успешного применения необходимо учитывать не только обычные в мировой практике трудности перехода на аутсорсинг, но российскую специфику - неразвитость рынка, несовершенство законодательства и слабую культуру договорных отношений. Очевидные же преимущества, которые приносит аутсорсинг при тщательном поиске партнеров и заключении эффективных контрактов, позволяет предположить бурный его рост в стране уже в ближайшее время.

автор статьи Кочетков Д.М.

#свита #аутсорсинг #работа #заработок #бизнес аутсорсинг