Найти тему
Север неизвестный

Сталин лично отправил возлюбленного дочери в лагеря Коми, но он и там крутил романы

Оглавление

В «заполярную кочегарку», как принято называть Воркуту, в 30-50-е годы мало кто попадал по доброй воле. Будущий автор сценариев к фильмам «Полосатый рейс» и «Человек-амфибия» и ведущий «Кинопанорамы» Алексей Каплер официально был отправлен в Заполярье за шпионаж. Но настоящей причиной стала платоническая связь с 16-летней Светланой Аллилуевой. О том, как 39-летний сценарист покорил сердце дочери Сталина, мы рассказывали в первой части. Учитывая, что упечь Каплера в лагерь в 1943 году распорядился вождь народов лично, тому все же удалось избежать каторжных работ.

О любовных похождениях кинодраматурга ходили легенды. Эдвард Радзинский писал: «Когда одному мужу сообщили о романе его жены с Каплером, он сказал знаменитую фразу: «Мужья на Каплера не обижаются…»
О любовных похождениях кинодраматурга ходили легенды. Эдвард Радзинский писал: «Когда одному мужу сообщили о романе его жены с Каплером, он сказал знаменитую фразу: «Мужья на Каплера не обижаются…»

В Воркутлаге на привилегированном положении

Именитому узнику не пришлось вкалывать на шахте. Начальник Воркутлага генерал Мальцев не побоялся расконвоировать Каплера и предложил ему написать киносценарий о буднях заполярного города. Каплер сумел дипломатично отказать и, к счастью, Мальцев отнесся к этому с пониманием. И даже предоставил ему относительную свободу. Поскольку сценарист хорошо фотографировал, то ему разрешили выписать из дому все необходимое, и он стал жить в комнатушке при фотостудии.

Панорама строительства. Из альбома «Воркута в период Великой Отечественной войны». Фото из Государственного архива РФ
Панорама строительства. Из альбома «Воркута в период Великой Отечественной войны». Фото из Государственного архива РФ

Кинорежиссер Леонид Агранович так описывал встречу с ним в Воркуте в 1946 году: «Мы сидели, говорили о том о сем, и никто нам не мешал. Изредка заходили заказчики. Один такой тип в ватнике, с челочкой, окаменев на миг перед камерой, осведомился: «Гражданин фотограф, а можно на фотокарточке дать такой оттеночек — прощай, Заполярье?» Каплер согласился: «Можно. Будет стоить на три рубля дороже».

«Мы с гражданином фотографом корчим уморительные рожи над газетным листом, - рассказывал Агранович историю снимка. - Между тем это номер «Культура и жизнь» с Постановлением о Зощенко и Ахматовой. Нижняя половина снимка, на котором эта хреновина читалась, аккуратно отрезана — сказался зэковский опыт Каплера».
«Мы с гражданином фотографом корчим уморительные рожи над газетным листом, - рассказывал Агранович историю снимка. - Между тем это номер «Культура и жизнь» с Постановлением о Зощенко и Ахматовой. Нижняя половина снимка, на котором эта хреновина читалась, аккуратно отрезана — сказался зэковский опыт Каплера».

В Воркуте у любвеобильного Каплера случился очередной роман с красавицей Валентиной Токарской. В войну она вместе с фронтовой бригадой артистов попала в плен, а после - за выступления перед власовцами – угодила на пять лет в Заполярье. И в своей фотостудии заключенный организовал им место для свиданий.

До войны Валентина Токарская считалась самой красивой актрисой Москвы, была звездой Московского мюзик-холла и разъезжала по городу в собственном автомобиле, что по тем временам было невиданной роскошью
До войны Валентина Токарская считалась самой красивой актрисой Москвы, была звездой Московского мюзик-холла и разъезжала по городу в собственном автомобиле, что по тем временам было невиданной роскошью
«Для безопасности в заднем торце кабинки Каплер устроил узенький тамбур, - описывал воркутинскую фотостудию кинодраматург Валерий Фрид в книге «58 1/2 : Записки лагерного придурка». - Внутреннюю дверь загородили шкафом с химикалиями. Подкованный шарикоподшипниками, он легко отъезжал в сторону. В случае тревоги Токарская пряталась в тамбуре и там пережидала. Если же нежелательные гости задерживались надолго, она уходила: массивный замок на наружной двери был декоративным — так хитро, на одну сторону, крепились обе петли».

Ловкий метод для писем на волю

Срок у Алексея Каплера закончился в 1948 году. Уже как вольнонаемный он продолжил работать фотографом в Воркуте: открыл фотоателье в подсобке местного театра. Правда, использовал совершенно допотопный аппарат и снимал на рентгеновскую пленку. В роли лаборантки у него выступала возлюбленная – артистка Токарская.

Но Каплер мечтал вернуться в кино. Добившись командировки в Киев, чтобы получить материалы для фотоателье, он вопреки запрету на посещение столиц решил заехать в Москву – к старым друзьям. Писатель Константин Симонов и кинорежиссер Иван Пырьев встретили его с распростертыми объятьями, обещали похлопотать. Но на второй день московского визита Каплера арестовали. Придрались к нарушению паспортного режима и осудили по статье 7-35 УК как социально вредного элемента. Сокамерник-юрист обещал, что по такой легкой статье дадут два-три года высылки. Но Каплеру дали еще раз пять лет и отправили в лагерь особого режима. Снова в Коми АССР, но уже в Инту - в Минлаг.

В этот раз поблажек не было – по спецраспоряжению Каплера запретили использовать на легких работах. Наравне с остальными он вкалывал в шахте, работал санитаром в больничном бараке, позже был назначен заведующим посылочной. Там его задача сводилась к тому, чтобы в присутствии надзирателя вскрывать посылки и выдавать ее адресатам. Но в этом незатейливом деле он нашел, как наладить для заключенных связь с родными.

Дело в том, что посылать из Минлага письма разрешалось только два раза в год. А собственноручная подпись «посылку получил» на бланке, который уходил на волю, хотя бы успокаивала родных – по крайней мере живой. Заключенные знали, чье это изобретение, поэтому Каплер в лагере пользовался добрым расположением.

Но теплого места Каплер вскоре лишился - и снова из-за женщины. Казанова закрутил роман с женой одного из минлаговских начальников и его перевели на шахту 11/12.

Летом 1948 года интинский лагерь разделили. Из него выделился лагерь «Минеральный» для заключенных по политическим статьям в поселке Абезь, в который попал Каплер. В 1951 году там находилось максимальное количество заключенных – 28 тысяч человек.
Летом 1948 года интинский лагерь разделили. Из него выделился лагерь «Минеральный» для заключенных по политическим статьям в поселке Абезь, в который попал Каплер. В 1951 году там находилось максимальное количество заключенных – 28 тысяч человек.

«В понедельник радио не слушай!»

Пока Алексей отбывал наказание в Инте, его лагерная возлюбленная после окончания срока в 1949 году играла в Воркутинском театре. Между ними была договоренность - звездными ночами смотреть на Большую Медведицу: Каплер — в Инте, Токарская — в Воркуте. Еще одной условной ниточкой между ними служило радио - они обещали друг другу слушать его по понедельникам в одно и то же время. Прошло немало таких понедельников, прежде чем актриса получила от кинодраматурга письмо, где он написал: «В понедельник радио не слушай!». Это означало, что теперь он свободен.

Но Каплер попал под амнистию только после того, когда отец его бывшей возлюбленной умер. Вернувшись в Москву, в 1954 году Каплер и Токарская поженились. Она играет в Театре сатиры, он пишет сценарии к ставшими культовыми фильмам «Полосатый рейс» и «Человек-амфибия».

Первая любовь Светланы Аллилуевой долго ее не отпускала. Но Алексей Каплер, пройдя через 10 лет лагерей, о возвращении прежних отношений с ней уже не думал
Первая любовь Светланы Аллилуевой долго ее не отпускала. Но Алексей Каплер, пройдя через 10 лет лагерей, о возвращении прежних отношений с ней уже не думал

Светлана Аллилуева после двух замужеств еще раз появится на жизненном горизонте Каплера. Она попросит у Валентины встречи, чтобы объясниться и сообщить, что по-прежнему любит ее мужа. С самим Алексеем встретится на заседании Союза писателей. Найдя укромное местечко у окна, они проговорят, держась за руки, несколько часов. Но это будет их последняя встреча.

ЧИТАТЬ НАЧАЛО | ЧИТАТЬ ПРО ПОСЕЛОК ГЕОЛОГОВ ПОЛЯРНЫЙ