Воспитание ребёнка – нелёгкий труд. Эту науку родители, как правило, начинают «изучать» только с рождением первого ребёнка. И, конечно, встречаются со многими трудностями.
Сегодня мы поговорим о том, как нужно себя вести, если Ваш ребёнок начал капризничать.
В целом, капризы у ребёнка появляются из-за неправильного, негармоничного взаимодействия с ним, когда у Вас просто не хватает достаточно времени на спокойное, внимательное общение. Например, вы – работаете, устаёте, а тут ещё он.
Не торопится одеваться в детский сад (или школу), не хочет того или другого, не желает спать ночью и т.д. Начинает плакать или, того хуже, бросается в истерику.
Психологи утверждают: существуют разные причины конфликтного поведения детей, но ключевую роль в появлении и закреплении капризов в поведении ребенка играют неправильные воспитательные воздействия взрослых.
Такое чаще всего происходит от 1 года до 3-5 лет, когда ребёнок начинает сталкиваться отказами в его желаниях или запретами.
Обычно родители справляются с таким поведением к началу обучения в школе. Но бывает, что это продолжается дольше.
Вы понимаете, что нельзя, чтобы он всегда получал желаемое или делал всё, что ему заблагорассудится. Это может быть для него просто опасно.
К тому же, в результате может произойти самое страшное: из него вырастет эгоист, который впоследствии принесёт только горе и сожаления своим близким. Потому что совсем не будет считаться с Вами.
А Вы его любите, и желаете ему и себе добрых отношений и счастливой жизни. Вы ищете ответы, как быть?
Что же с ним происходит? Этому может быть несколько причин:
1) возможно, он болен, и поэтому плачет и капризничает;
2) он таким способом очень хочет чего-то добиться, хотя ему это запрещают. Такое происходит, если хотя бы раз Вы уступили ему в таких же обстоятельствах, и он использует это как метод, чтобы добиться желаемого;
3) он хочет привлечь Ваше внимание, ему необходимо общение с вами.
Иногда это бывает из эгоистических побуждений (ведь с вами ему не скучно, более интересно). Но чаще всего – ему, действительно, не хватает вашего внимания и общения.
Вот здесь нужно задуматься родителям. Потому что, если это войдёт в норму, ребёнок привыкнет, что родителям нет до него дела, научится сам себя занимать чем-либо.
Впоследствии же, когда он вырастет – вы получите к себе такое же отношение. Более того, он перенесёт такой образ жизни в свою новую, собственную семью, когда женится (выйдет замуж);
4) он капризничает, потому что хочет быть более самостоятельным, и это – протест против вашей чрезмерной опеки. То есть, в этом случае, вы многое решаете за него, а это неверно;
5) это может быть внутренний конфликт с самим собой: устал, не выспался, услышал вашу ссору, скандал. То есть, это эмоционально переживаемый душевный дискомфорт. Будьте внимательны и осторожны! Если такие состояния повторяются часто, то могут стать причиной какого-либо соматического заболевания ( сердечное, невроз, расстройство психики и т.п.).
Что же делать в каждом из таких случаев? Как себя вести правильно и помочь ребёнку справиться с этим нежелательным состоянием?
Давайте рассмотрим каждый случай проявления капризов у детей.
1. Если ребёнок заболел, то на это показывает изменившееся поведение малыша. Он плохо ест или вообще отказывается от еды, плачет без видимой причины, не хочет играть и т.п.
Что делать в этом случае, родители знают: проверят температуру, посмотрят носик, ушки, потрогают животик и т.д., и примут решение о лечении.
2. Если это его способ чего-то добиться, и это его реакция на запрет.
Что делать?
Ребёнку хочется чувствовать себя полноправным членом семьи, участвовать в семейной жизни «на равных» с родителями. А оказывается, ему не всё позволено.
Чаще всего запреты вызваны опасением за его жизнь, здоровье или Вы хотите избежать неприятных событий (разбитый стакан, сломанный электроприбор, горячая кастрюля на печке и т.д.).
В этом случае нужно понять, что от всего не убережёшь запретами. Запретный плод сладок. Ребёнок всё равно будет стараться сделать, что решил, когда Вас не окажется рядом.
Лучше всего быть рядом и всё время объяснять, что это за предмет, зачем он нужен, чем полезен и какую в себе таит опасность. Причём, это нужно будет повторять много раз, пока он не уяснит то, что Вы ему разъясняете.
Он может желать «ещё одну игрушку», а вы не в состоянии её купить или считаете, что в доме достаточно игрушек.
Это тоже нужно объяснять ребёнку, обращаясь к нему, как к взрослому, что на всё, что хочется иметь, приходится зарабатывать средства, и что деньги нужно поэтому тратить «с умом».
Однажды я посоветовала подруге, обратившейся ко мне за советом по этому поводу, чтобы она поговорила с сыном так, как описано выше и сказала ему, что нет возможности сейчас сразу купить то, что он сильно хочет, но можно постепенно накопить. Они организовали копилку, которая пополнялась, и в результате ребёнок купил желаемую вещь. Он уяснил ситуацию и перестал конфликтовать с родителями по этому поводу.
3. Если он хочет привлечь Ваше внимание, ему необходимо общение с Вами. С самого рождения ребёнку нужна родительская любовь. Ребёнок рано понимает, что плачем он может привлечь Ваше внимание. И принимает это как способ организации своей жизни.
Что делать?
Не потакать капризам, не идти «на поводу» у ребёнка и проявлять твёрдость.
Уделять ему больше внимания. То есть, организовывать повседневную жизнь так, чтобы каждый день у Вас было достаточное время для общения: почитать, поговорить «по Душам», сходить вместе куда-либо, хоть в магазин, при этом приятно общаясь. Ребёнок делает уроки – мама или папа сидит рядом, занимаясь чем-то своим. Очень хороши совместные семейные дела. К примеру, я вечером, когда все собирались дома, говорила: у нас сегодня такие-то и такие-то дела, выбирайте, кто что желает сделать, а потом будем заниматься, кто чем захочет.
И, помогая друг другу, мы быстро управлялись с делами. В то же время происходило естественное общение. Также в каждодневное общение входило «поговорить по Душам» перед сном, когда сын укладывался в постель.
Ребёнок не должен чувствовать себя покинутым, одиноким, но должен чувствовать себя равноправным, уважаемым и любимым членом семьи. И – уважающим Ваши права.
4. Самоутверждение. Если он капризничает, потому что хочет быть более самостоятельным, и это – протест против вашей чрезмерной опеки.
что делать?
Ребёнку очень важно знать, что его любят, уважают и дают право самостоятельного выбора. При этом он должен уяснить, что его решения или желания не должны стоять выше других. Нужно всё время объяснять ему, что он – равный, но не главный. Делать это нужно корректно.
5. Если у ребёнка происходит внутренний конфликт с самим собой.
Что делать?
Такой конфликт вызывается Вашими неосторожными действиями с ним или при нём. Дети рождаются с разными типами нервной системы (НС). Одни – с более сильной НС. Они более спокойны, с ними легко договориться, им легче учиться. Другие – со слабой НС.
Они реагируют даже на небольшую боль, очень впечатлительны, чувствительны и ранимы. Они намного острее переживают разные жизненные ситуации.
Им труднее учиться. Часто они не уверены в себе.
Таким детям противопоказаны стрессовые ситуации, семейные неурядицы, скандалы. Рекомендуется спокойная, размеренная жизнь, и действия родителей, помогающие ему поверить в свои силы и способности.
Если такой ребёнок капризничает, его нужно успокоить, отвлечь, перевести его внимание на что-то другое. Показать свою любовь, но не задариванием, а душевным разговором.
Итак, подведём итоги. Что делать, если ребёнок капризничает.
1) Проверить, не болен ли он.
2) Во всех других случаях поможет только одно – задушевная беседа в соответствии с ситуацией, чтобы снять причину капризов общением, разъяснением, приведением примеров, лаской и любовью.
Чтобы полностью снять причины капризов, в Вашем доме должен быть установлен определённый порядок взаимоотношений, совместных и личных дел; такой уклад жизни, который понятен и приемлем для каждого члена семьи. Когда каждый член семьи знает чётко, что можно, что нельзя, почему и как нужно достойно себя вести в разных ситуациях.
То есть, в семье должны быть правила и требования, единые для всех.
3) В разных ситуациях:
— сохранять спокойствие;
— проявлять твёрдость при запретах, но кратко и правдиво разъяснять, почему Вы это делаете;
— предлагать альтернативный выбор;
— осуждать только поступок, а не самого ребёнка;
— заинтересовать его желательным поведением (например, при просмотре мультфильма);
— наказывая ребёнка, чётко объяснить ему, что не он плохой, а его поведение или поступок.
Больше общения и позитивного внимания!
Формирование доверительных отношений из позиции «наставника», старшего товарища, а не «командира».
Родительская забота и внимание, и – проблема капризов постепенно счастливо разрешится.
/Рубрика "Обучение.Воспитание"/