Игры и фокусы

яндекс-картинки
яндекс-картинки

«Дав слово, держись», - переиначил Силантий маггловскую поговорку, осматривая сундук по неизвестному предмету. Нет, на табличке было что-то выбито, но эти странные значки Силантий не понимал, а волшебному переводу они не поддавались. Любительница все расшифровывать обиделась и на помощь не придет. Норри тоже осталась ждать результатов похода Силантия, мстительно отвернувшись к камину. Странно, они так любят приключения, а тут… отпустили его самого… а не задумали ли они что новое? Вдруг уже ковыряют упаковку волшебных часов?

Силантия пробила дрожь от одной мысли… нет, Директор не могла оставить прибор в достижимости этой парочки, а домашние эльфы научились запечатывать сундуки и опасные прибамбасы не то что от зверей – от волшебных детей! Это тебе не абы что!

«Надо было все же учить древние языки», - посетовал на свою лень Силантий и снова обнюхал сундук. Тот пах древностью, камнями, мхом, травой и старыми-старыми легендами. «Придется узнать, что в нем, - вздохнул кот. – Сам же теперь не усну!».

Силантий лапой поддел скобу и замок сам расстегнул дужку, крышка приподнялась и…

«Дав слово, держись», - переиначил Силантий маггловскую поговорку, осматривая сундук по неизвестному предмету.-2

Здравствуйте, мои дорогие.

Лето - пора отдыха и серьезными дела­ми заниматься совсем не хочется. Поэто­му мы с вами будем играть.

Существуют игры, победа в которых зависит не от случайного стечения об­стоятельств, а от собственной смекалки и предварительного расчета. Кто сумеет найти секрет, тот и победит.

- Силантий, помоги мне.

- Мрррр, а что мне за это будет?

- Если выиграешь, получишь дополнительную миску сметаны.

- А если не выиграю?

- А если не выиграешь, то просто получишь удовольствие от игры. Итак, игра первая.

1. Одиннадцать предметов

- Положим на стол 11 одинаковых предметов, например кнатов.

- Не-е-ет... - протянул Силантий, - кнатов не инте­ресно. Давай на сосиски играть?

- Ну хорошо. Положим на стол 11 сосисок. Силантий, ты должен взять себе 1, 2 или 3 сосиски.

- Какая ты странная. Конечно же я возьму 3 сосиски.

- Не торопись, дослушай до конца. Я возьму из остав­шихся тоже 1, 2 или 3 сосиски. Потом снова берешь ты. И так мы будем брать поочередно каждый раз не более чем по три сосиски. Проигрывает тот, кому приходится взять последнюю сосиску. Начали...

«Дав слово, держись», - переиначил Силантий маггловскую поговорку, осматривая сундук по неизвестному предмету.-3

...

- Эй, так не честно, - закричал Силантий через некоторое время. - Почему ты всегда выигрываешь?

- Потому что я не ем сосиски, а считаю их. Смотри. Что надо сделать, чтобы ты выиграл, если первым начинаешь игру? Начнем расчет «от конца». В последнем туре ты должен оста­вить мне всего 1 сосиску. Сколько сосисок ты должен мне оставить в предпоследнем туре?

- Ну... конечно же 5.

- Правильно. Теперь, если я возьму 1, 2 или 3 сосиски, то ты сможешь взять соответствен­но 3, 2 или 1 сосиску, и во всех случаях на мою долю останется 5–4=1 сосиска.

- Но ведь у нас 11 сосисок!

- Значит, тот, кто начинает игру должен взять 2 сосиски, чтобы оставить своему пар­тнеру 9; во втором туре он должен оставить второму 5 сосисок, и тогда в третьем туре он сможет оставить 1 сосиску и выиграть игру. Количество предметов, оставляемых (от кон­ца) первым игроком второму: 1, 5, 9, составля­ют ряд чисел в котором первое число 1, а ка­ждое последующее больше предыдущего на 4. Ну как, сыграем на 30 сосисок?

- Тридцать!!! Нет, столько даже мне не съесть, пусть ученики играют. Давай следую­щую игру.

«Дав слово, держись», - переиначил Силантий маггловскую поговорку, осматривая сундук по неизвестному предмету.-4

- Лучше мы будем показывать фокусы.

- Фокусы? Как в цирке?

- Не совсем. Мы будем показывать математические фокусы. Основной их темой являет­ся угадывание задуманных чисел или результатов действий над ними. Весь «секрет» этих фокусов состоит в том, что «отгадчик» знает и умеет использовать особые свойства чисел, а «задумывающий» этих свойств не знает. Чаще всего эти свойства очень просты, но бывают хитро замаскированы.

- Я готов.

2. Угадывание задуманного числа

- Хорошо. Задумай число. Отними от него 1. Остаток удвой и прибавь первоначально задуманное число. Скажи результат, а я угадаю задуманное число.

- Мррр... так... это пишем... один на ум пошло... - бормотал Силантий. - Вот. У меня получилось 52.

- Значит ты задумал число 18.

- А как ты догадалась?

- Я не догадывалась. Я сосчитала: прибавила к результату 2 и сумму разделила на 3. Част­ное - и есть задуманное тобой число.

- Бррррр... А почему?

- Очень просто. Смотри: задумано число 18; 18–1=17; 17·2=34; 34+18=52. Угадываем: 52+2=54; 54:3=18.

- Так это только для одного числа, а если бы я задумал другое?

- Поэтому мы докажем нашу формулу. Задуманное число обозначим буквой х. Выполня­ем действия: х – 1, 2(х – 1), 2(х – 1) + х.

Результат: 2х – 2 + х = 3х – 2

Прибавляя 2, получаем 3х, а разделив на 3, получаем задуманное число х.

- Так просто!

- Конечно просто, когда знаешь секрет. Еще один фокус?

- Нет, у меня дела... Гава проверить надо... Ты ученикам свои фокусы покажи, а я побе­жал...

Ну, раз Силантий хочет отдыхать, то и вы можете бежать, а желающие могут попракти­коваться.

Домашнее задание.

1. Как надо вести игру, в которую мы играли с Силантием, чтобы выигрывать в тех случа­ях, когда начальное число предметов 30?.

2. Как надо вести игру, чтобы вынудить партнера взять последний предмет, если первона­чально на столе лежит n предметов, а за один раз разрешается взять от 1 до p предметов (р значительно меньше n)?

3. Изменим основное условие игры. Пусть теперь игрок, взявший предмет последним, не проигрывает, а выигрывает игру.

Играют двое и берут поочередно любое количество предметов в пределах от одного до ше­сти. Как надо вести игру, чтобы взять предмет последним, если первоначально их на столе лежит 30?

4. Предложите своему другу задумать какое-либо число. Затем заставьте его несколько раз поочередно умножать и делить задуманное им число на различные, произвольно вами назначаемые числа. Результат действий пусть он вам не сообщает.

После нескольких умножений и делений остановитесь и предложите задумавшему чис­ло разделить полученный им результат на то число, которое он задумал, затем прибавить к последнему частному задуманное число и сказать вам результат. По этому результату вы немедленно угадываете число, задуманное вашим другом.

В чем секрет фокуса? Докажите этот фокус.