О чтении молитв Василия Великого на Полуношнице вседневной от 22 сентября до Недели Ваий

Здравствуйте, дорогие подписчики канала. Недавно мне на электронную почту пришло письмо с вопросом «В полуношнице вседневной есть две молитвы Василия Великого с указанием что их надо читать от 22 сентября до Недели Ваий (если я правильно понял) А почему? В молитвах утренних ничего не указывается».

Здравствуйте, дорогие подписчики канала.

Уже на протяжении многих лет, читая Часослов, обращал внимание на это предписание, но никогда не задумывался – почему? Для ответа решил изучить некоторые уставные тексты, поискать в Интернете и вот что удалось обнаружить.

Начнем с того, что Полуношница – это уставное богослужение Церкви, входящее в состав суточного круга. В современной практике в приходских храмах служится очень редко, в монастырях чаще.

Так как Полуношница в древние времена заменяла современные утренние молитвы и входила в утреннее правило, то читалась это богослужение всеми, кто был обучен грамоте. После Полуношницы, в летнее время из-за краткого времени ночи (рано светало) служилась Утреня, так как на период рассвета должно приходиться возглашение славословия "Слава Тебе, показавшему нам свет". В зимний период, если не служится бдение, после Полуношницы братия расходилась спать до начала утрени (примерно на 2-3 часа).

Так вот молитвы, указание к которым гласит «Подобает ведати, яко молитвы сия глаголются от 22 септемврия месяца, до Недели Ваий» дублируют суть вседневного славословия Утрени и, именно по этой причине, опускаются при короткой ночи и непрерывном служении от Полуношницы до Утрени. А когда эти службы разделены промежутком времени, эти молитвы читаются.

По своему смыслу и содержанию молитвы святителя Василия Великого «Господи Вседержителю, Боже сил…» и «Тя благословим, Вышний Боже…» являются утренней хвалой Богу, подобно Славословию на Утрени.

Почему именно от Недели Ваий до 22 сентября?

Тут выбран период, когда ночь становится короткой. От Недели Ваий, в принципе, меняется весь Богослужебный круг (Страстная и Светлая седмицы), а там уже май и ночь длится всего несколько часов. Осенью наступление длинных ночей - сентябрь, было приурочено к 22 числу по старому стилю, так как на этот день приходится отдание праздника Воздвижения, то есть, по сути, период "нечтения" начинается Крестом (Страстная седмица) и им же и заканчивается (Воздвижение).

Это то что мне удалось выяснить, возможно есть еще какие-либо причины, но нигде других объяснений не встречал. В уставной литературе, литургических учебниках и прочих книгах также нет объяснения этим особенностям. Возможно это связано с непопулярностью данной службы в современной Церкви.

Надеюсь, эта информация кому-нибудь пригодится.

Если у Вас есть чем дополнить эти сведения, или имеются какие-либо другие предположения на этот счет – пишите в комментариях. Храни Вас Господь!

Если нужно разобрать еще какие-либо особенности молитв и уставных указаний, пишите нам на почту prav-molitvoslov@yandex.ru.