32,9K подписчиков

КамАЗ-4310: и в армии послужил, и народному хозяйству помог

574 прочитали
Камский крупнотоннажник повышенной проходимости КамАЗ-4310 считается одним из самых легендарных в истории компании.

Камский крупнотоннажник повышенной проходимости КамАЗ-4310 считается одним из самых легендарных в истории компании. Пилотная партия грузовиков появилась на свет 20 января 1981-го и стала, своего рода, трудовым коммунистическим подарком автогиганта к XXVI съезду КПСС.

За рулем самого первого сошедшего с конвейера полноприводника КАМАЗ- 4310 сидел водитель-испытатель Валерий Перетолчин – о нем на предприятии вспоминают с особым теплом.

По завершению приёмочных испытаний челнинские вездеходы пошли в серию и вскоре их можно было увидеть на дорогах одной шестой части планеты. Приличная часть КамАЗ-4310 предназначалась для автопарков воинских частей Советской Армии.

«Зиловские» идеи, тяжелые испытания

Мы сказали «челнинские», но это – по месту их серийного производства. Разработка же статного трехосного грузовика, как, впрочем, и многих других КамАЗов из первой обоймы, велась на московском Автозаводе им. Лихачева. Все объяснимо: в начале 1970-х, когда автоинженеры уселись за кульманы, сборочное предприятие в Набережных Челнах находилось еще на стадии строительства.

Неудивительно, что первые опытные образцы КамАЗ-4310 появились там же, на ЗиЛе. Приёмочные испытания новых грузовиков пришлись на 1976-1977 годы. За некоторыми нюансами их результаты, в принципе, порадовали сотрудников госприемки, поэтому на официальном уровне было рекомендовано приступить к производству машин и использовать их в Вооруженных силах и в народном хозяйстве.

Камский крупнотоннажник повышенной проходимости КамАЗ-4310 считается одним из самых легендарных в истории компании.-2

Исправлять выявленные недоработки камазовцам все же пришлось. А то, насколько они улучшили первоначальную конструкцию КамАЗ-4310, продемонстрировали доводочные испытания образца 1978-1979 годов. Все это еще было в рамках «зиловского» объединения, поэтому говорить о машине как на 100% «камазовской», было еще рано. Как бы то ни было, но доводочные тесты прошли успешно, все конструктивные изменения показали свою действенность и внесены в соответствующую документацию.

Но и это, как оказалось, было не финишной операцией, с точки зрения конструкции грузовика. Новичку с колесной формулой 6x6 еще предстояла доработка под руководством главного конструктора Камского автомобильного завода В.Н. Баруна и главного конструктора предприятия по доводке автомобилей В.М. Панфилова. Работы потребовались для того, чтобы организовать серийное производство автомобилей.

И вновь доработки

На что команда «камазовских» специалистов решила сделать акцент? Прежде всего, на повышении надёжности основных узлов и агрегатов. Это было необходимо для серьезного увеличения их ресурса, чем, в общем-то, исторически страдал отечественный автопром.

Камский крупнотоннажник повышенной проходимости КамАЗ-4310 считается одним из самых легендарных в истории компании.-3

В первом квартале 1981 года главный сборочный конвейер Камского автозавода «выдал на гора» первую промышленную партию новых вездеходов КамАЗ-4310. Сразу же были организованы приемочные испытания машин. В период с 1981 по 1982 годы экзамен держали 2 грузовика (номера шасси №12 и №24). Они были почти идентичны друг другу, за одной лишь разницей – у первого была лебёдка, у собрата таковая отсутствовала.

Тестирование промышленных образцов было решено провести на территории двух испытательных центров – в Дмитрове (Минавтопром) и в Бронницах (Министерство обороны). Машины гоняли, что называется, и в хвост и в гриву, поэтому вновь обнаружили недоработки конструкции. В числе главных были вопросы к недостаточной надёжности рессор подвески, задней поперечины рамы, буксирного прибора, шин).

Однако, в общем и целом, новый продукт специалисты и военные заказчики признали вполне работоспособным и соответствующим заявленным характеристикам. Таким образом, массовому производству модели КамАЗ-4310 был дан зеленый сигнал, и в 1982 году оно (производство) успешно стартовало в Набережных Челнах.

Камский крупнотоннажник повышенной проходимости КамАЗ-4310 считается одним из самых легендарных в истории компании.-4

Что по технике?

КамАЗ-4310 представлял собой трёхосный полноприводный автомобиль-тягач снаряженной массой 8,4 тонны. Ему изначально была уготована роль трудяги в условиях тяжелого бездорожья, распутицы и прочих погодных неурядиц. Дальнейшая практика показала, что по своим гряземесительным характеристикам грузовик оказался на высоте.

Он имел грузоподъемность 6 тонн, а с прицепом этот показатель увеличивался до 13 тонн. Располагая дорожным просветом 365 мм, автомобиль был способен преодолевать брод глубиной до 1,5 метра. Колеса были оборудованы системой регулирования давления воздуха. Имелся держатель запасного колеса, причем снабженный гидроусилителем.

На грузовик устанавливали дизельный мотор КамАЗ-740.10, мощность которого составляла 210 л.с. Также предусматривался модифицированный 220-сильный агрегат КамАЗ-740.20. В дальнейшем на машины стали монтировать 430-сильные 8-цилиндровые двигатели. Расход топлива, понятное дело, велик - на 100 км грузовик расходовал более 30 литров солярки. Правда, у вездехода было два топливных бака объемом по 125 литров каждый, поэтому запас хода тяжелого и прожорливого автомобиля оказался солидным - до 830 км.

Камский крупнотоннажник повышенной проходимости КамАЗ-4310 считается одним из самых легендарных в истории компании.-5

В качестве трансмиссии использовалась 5-скоростная механическая коробка с синхронизаторами на 2-й, 3-й, 4-й и 5-й скоростях. Раздаточная коробка имела двухступенчатый редуктор и цилиндрический блокируемый межосевой дифференциал планетарной разновидности. В его введении - распределение крутящего момента между постоянно подсоединенным мостом, установленным спереди, и задними мостами в пропорции 1:2. Управление системой - через электропневматический привод.

Подвеска рессорная: передняя — с гидравлическими амортизаторами, задняя — балансирная, с реактивными штангами. Тормозная система представляла собой довольно сложную конструкцию: рабочий тормоз на все колёса с пневмоническим приводом; совмещённый стояночный и запасной блок; вспомогательный тормоз-замедлитель.

Особая конструкция рулевого управления с ГУР давала возможность легко управлять автомобилем на бездорожье. Лебёдка с червячным редуктором значительно расширяла функционал автомобиля (максимальная длина троса — 83 метра). Схема электрооборудования - 2 батареи, генератор и регулятор напряжения.

Камский крупнотоннажник повышенной проходимости КамАЗ-4310 считается одним из самых легендарных в истории компании.-6

Засветились на «Дакаре»

У КамАЗ-4310 было много модификаций, включая спортивные. Так, например, команда «КамАЗ-Мастер» на практически серийных машинах не раз одерживала победы на международных ралли-рейдах («Ельч-88», «Обжектив Сюд — 89», «Париж — Дакар — 91»), обеспечив марке «КамАЗ» международное признание.

В 1989-м появилась 220-сильная версия, о чем мы сказали чуть выше. В первый год было выпущено 9 895 таких более мощных машин. Серийная сборка продолжалась с 1989 по 2001 годы, всего было собрано 56 106 грузовиков. Тогда же, в 1989-м, стартовало производство автомобиля КамАЗ-43106 - серийная сборка продолжалась с 1989 по 1998 годы, изготовлено 10 931 ед. Всего же было выпущено около 274 тыс. КамАЗ-4310.

Заметим, что вездеходы КамАЗ-4310 в различных вариациях и модификациях и по сей день используются в Вооруженных силах: возят личный состав, топливо, являются платформой для многих боевых надстроек. Но это уже совершенно другая история.