Знаете ли вы, что работа в офисе может представлять реальную опасность для человека? Речь не только о стрессах, возникающих от общения с нервным начальником или мышечных зажимах от согбенной позы за компьютером. Все существенно серьезнее. «Синдром нездорового здания» (термин Агентства по охране окружающей среды) - реальное состояние, которое возникает в помещениях, где не позаботились о кондиционерах, освещении, озеленении (список можно продолжить) – работая в подобном офисе, сотрудник, сам того не ведая, дает неудовлетворительный результат, ленится, хочет уйти или уснуть… и совсем не хочет работать и тем более творить!
О влиянии на организм окружающего пространства начали задумываться очень давно. Не зря в разных культурах рекомендовалось, например, беременным женщинам гулять в садах и слушать приятную музыку; а владыки государств оформляли свой быт предметами искусства и услаждали свой взор прочими красотами. Красота вокруг в первую очередь влияет на интеллект и работу мозга. В наше время набирает обороты нейробиология – популярное направление научного нон-фикшена. Множество работ проведено учеными на тему влияния жизненных факторов и окружающей среды на работоспособность и жажду жизни у человека. На этом фоне руководители компаний и собственники офисных помещений становятся не просто коммерсантами, а творцами среды, в которой эффективность сотрудника влияет на маржинальность бизнеса.
Поэтому сейчас стали набирать популярность гибкие офисные пространства, которые способствуют здоровью и благополучию сотрудников, и где соблюден тонкий баланс между жизнью и работой.
Что такое Healthy building?
Healthy building - именно такой термин вошел в нашу жизнь после ковидного периода. И если ранее все сосредотачивались на «зеленых технологиях» зданий (BREAM, LEED) и их влиянию на экологию, то сейчас фокус перешел на человека, его физическое и ментальное здоровье.
Уютные лаунж-зоны, переговорные комнаты, больше похожие на зоны отдыха частного клуба, «зеленые стены» из живых растений, небольшие оранжереи и даже локальные спортивные зоны с тренажерами или столами для настольных игр — все это уже не редкость в офисах нового формата. Все эти и многие другие элементы healthy building собственники здания или операторы гибких офисов предлагают компаниям-арендаторам.
Есть девять элементов, на которых базируется концепция «здорового здания». Эти постулаты разработаны Гарвардской лабораторией: освещение, акустика, воздух, вентиляция, температура, влажность, качество воды, уровень запыленности, отсутствие вредителей.
Не отставая от уважаемых ученых, нужно продолжать их мысль в контексте гибких офисных пространств и разрабатывать стандарты, в основе которых заложен принцип work-life balance, реализуемый через возможности зонирования и создание плодотворной среды для работы, общения и отдыха. Площадью функциональных рабочих зон здесь может увеличиться на 30%, а healthy building решения применены в инженерии, инсоляции, озеленении, и дизайне интерьеров.
Больше функциональности!
Система гибких перегородок и модульной мягкой мебели позволяет создать идеальную для каждого конкретного арендатора планировку, где достаточно места и для работы, и для отдыха, и для общения. При этом очень важно, что сотрудники сохраняют свою приватность в отношении других резидентов бизнес-центра.
Больше воздуха!
Качественный и соответствующий санитарным нормам воздухообмен — одно из условий работоспособности человека, его собранности и сосредоточенности на выполняемой задаче. Более того, от уровня от уровня вентиляционной системы зависит физическое состояние офисных работников. Система вентиляции можно оборудовать фильтрами для очистки воздушной системы. Мощность системы позволяет при необходимости увеличить количество рабочих мест на 50%.
Больше здоровья!
Создайте комфортную среду в каждом помещении, поддерживая оптимальную температуру воздуха — 20-25° (по данным ученых, температура ниже +20 градусов негативно сказывается на производительности труда, вызывая сонливость, а в длительной перспективе увеличивает процент больничных); оптимальную влажность — минимум 40% летом и 30% зимой, а воздухообмен составляет 20-25 м3/час на каждого человека.
Больше зелени!
Украсьте офис растениями, максимально поглощающими углекислый газ. Исследование Эксетерского университета показало, что озеленение офиса увеличивает продуктивность работы в нем на целых 15%! Давно известно, что что растения снижают уровень содержания в воздухе ряда загрязняющих веществ, к примеру - диоксида азота и бензола.
Больше света!
По мнению ученых, работа при плохом освещении может снизить эффективность отдельных сотрудников почти на 50%! У них начинаются головные боли, повышается утомляемость, болят глаза — тут уж не до работы. Поэтому для инсоляции помещений используйте лампы со спектром излучения, на 98% соответствующим естественному свету.Помимо этого, при проектировании системы освещения учитывайте общую площадь помещения и его зонирование, стилевое оформление, количество одновременно работающих человек и многое другое, вплоть до цвета отделки стен.
Глобальная перезагрузка!
Представители компании Google неоднократно упоминали, что после каждой публичной демонстрации их новых офисов, обращения претендентов во внутрикорпоративные службы рекрутинга возрастали многократно. Потому, что люди хотят работать не просто в Google, а в компании, которая обеспечивает им такой комфорт профессиональной жизни.
Примечательно, что операторам сервисных офисов удалось очень своевременно отреагировать на новый социальный запрос, или даже принципиально новую целевую аудиторию — поколение молодых перспективных специалистов. Ценности и приоритеты этих людей очень далеки от идеи «жизнь ради карьеры». Они, как и «белые воротнички» прошлого века, нацелены на профессиональный успех, но, в отличие от первых, не меньше его ценят себя, свои увлечения, хобби и, главное — свое здоровье.