266,6K подписчиков

Художественный руководитель «Сферы» Александр Коршунов о присоединении «Сферы» к «Эрмитажу»

6,9K прочитали

Здравствуйте! Александр Коршунов не намерен спокойно смотреть на то, как театр, основанный его мамой, в который она и он вложили всю свою душу и силы, присоединяют к театру «Эрмитаж». По сути, «Сферу» ликвидируют, как самостоятельную единицу. Мне очень понравились слова Коршунова о происходящем и я хочу обсудить их с вами.

Александр Коршунов в своём кабинете
Александр Коршунов в своём кабинете

Дорогие читатели, слияния театров идут полным ходом. Уже объединены Сатира и театр Джигарханяна, Апарте и театр на Таганке, Сопричастность и царицинский Тюз, На Перовской и театр Илюзий, Мост и театр Моссовета, Сфера и Эрмитаж. На очереди ещё много слияний и некоторые из них уму непостижимы. Я удивляюсь, что так мало поднимается шума - в основном, коллективы весьма спокойно принимают свою участь. Хотя бюджеты на слитые театры сокращаются и сокращения кадров неизбежны. Но я разговаривал со многими артистами, которые оказались в подвешенном положении - большинство надеется на лучшее. Я лично уверен, что многие останутся без работы. Но ещё печальнее, что уничтожаются уникальные, прекрасные и самобытные театры. Успешные театры, у которых нет проблем с заполняемостью зала и свежими премьерами, в которых царит благоприятная творческая атмосфера. Один из таких театров - Сфера.

Худрук и сотрудники будут бороться, они пишут письма у разные органы, создали петицию, подключают прессу. Коршунов обратился к зрителям после спектаклей. Меня очень впечатлила его речь. Привожу цитату:

Такой приказ для нас абсолютно недопустим и неприемлем, — Вы видите этот зал — он такой единственный, подобных в Москве больше нет.

Для тех, кто никогда не был в «Сфере», объясняю — действительно, такого пространства в столице нет. Зал выстроен амфитеатром, а актеры играют в центре подобно тому, как в цирке артисты выступают на арене. Причем игровая площадка может по-любому трансформироваться, но оставаться в центре.

Наш театр — единая сфера взаимодействия актеров и зрителей, сфера диалога. Ради этого сорок с лишним лет назад его основательница построила и прожила свою жизнь. А сейчас одним махом может быть перечеркнута сама идея и смысл жизни этой великой женщины. А значит, и наша жизнь.

А.В. Коршунов
А.В. Коршунов

Несмотря на то что вопрос решенный — приказ подписан, а значит, отступать некуда, — театр «Сфера» решительно намерен бороться за сохранение своей самостоятельности.

Это варварская хирургия! Процесс, запущенный департаментом, идет вразрез с указом президента о сохранении духовных ценностей и девальвирует положение этого указа. Похоже, что никого не интересуют ценности в театре, облик этих театров, их индивидуальность. Никто не объясняет, почему сливают одни театры с другими, критерии неведомы, системы не видно.

С ним нельзя не согласиться, поскольку правила «игры» не объявлены и можно только строить предположения, по каким таким значимым критериям соединяют тот или иной коллектив. Даже если допустить мысль о том, что с театрами, находящимися на обеспечении города, перебор — на сегодняшний день их 82, и, прямо скажем, не все они успешны, — отсутствие системы как таковой очевидно всем. Хотя бы на примере «Сферы».

Из чего исходит руководство Депкультуры, сливая «Сферу» и «Эрмитаж»? Только из того, что они расположены в одном саду? Ну, для ясности скажем, что помещение «Эрмитажа» несколько лет стоит на ремонте, а сам театр работает в здании на Арбате. Но, может быть, принцип успешности и неуспешности здесь рулит? Опять же достижения по экономике одного театра над другим совсем не очевидны. И более того, театр «Сфера», который присоединяют к «Эрмитажу» (а не наоборот), таким образом, признается неэффективным: вроде как зритель плохо ходит, не выполняется дорожная карта. А в случае с театром «Сфера» это не так. Тогда что лежит в основе театральной оптимизации?

Коршунов в фильме «Брестская крепость»
Коршунов в фильме «Брестская крепость»

Но, насколько мне известно, тем, кого сливают, вроде как гарантируют самостоятельность, сохранение численности труппы и прочее.

Нам тоже говорят, что все останется как было, но мы не верим, потому что понимаем — у нас сорок артистов, чуть больше у «Эрмитажа», итого за восемьдесят. Как терпеть такое количество? Конечно же, будет сокращение. По приказу все материальное имущество мы тоже передаем «Эрмитажу». А в каком он состоянии? Я шесть лет из окна смотрю на их здание — там ничего не происходит.

Если это вопрос решенный, а запущенная оптимизация — решение сверху, на что вы рассчитываете?

У нас состоялось собрание коллектива. Написано открытое письмо, в котором мы заявляем, что не приемлем этот приказ и настаиваем на том, чтобы он был отменен. Мы боремся и будем бороться. Мы каждый день играем, у нас полные сборы, театр живет полноценной жизнью. Я ничего лично не имею против «Эрмитажа» и его руководителя Михаила Левитина, но рубка под корень — это невозможно. Повторяю, я буду бороться — мне терять нечего.

Сам Департамент культуры до сих пор не дал никаких комментариев. Но судя по тому, что процесс запущен, примерно еще два десятка театров ожидают лишение юридического адреса, моральные потрясения, которые на фоне геополитических потрясений кажутся незначительными. Да сущей ерундой. Если бы за ними не стояла история не стояли живые люди, о которых, судя по всему, теперь никто не думает. Геополитика — наше все!

Коллектив театра «Сфера»
Коллектив театра «Сфера»

От всей души желаю Александру Викторовичу, актёрам и всем сотрудникам терпения, сил и удачи! Надеюсь, «Сфера» уцелеет и ещё не раз порадует нас своими спектаклями!

А вы что думаете, дорогие читатели? Напишите, пожалуйста, ваше мнение в комментариях. Спасибо за ваши отметки «мне нравится». Удачи вам, здоровья и только правды!

Автор: Сергей Марочкин

Мой Телеграм, где я всегда на связи.

#культура #театры и балет #искусство #актеры #знаменитости

До встречи!