Декабрь 1942. Армия Паулюса уже сидит взаперти в Сталинграде. Немецкое командование неустанно придумывает способы вытащить её из кольца.
В рубрике «У нас почти получилось» выступает генерал-фельдмаршал Манштейн и операция «Зимняя гроза» о которой я тут уже писал.
Между «группой Гота», которая таранила советскую оборону снаружи кольца, и сталинградскими окруженцами осталось всего 35-40 километров.
И дабы немцы не прошли эти 40 километров, советское командование начинает операцию «Малый Сатурн». Задумка была такая, ударить во фланги наступающим на Сталинград немецким соединениям. Ударять должны были по направлению хутор Морозовский – станица Тацинская. И там и там были аэродромы с которых немецкий транспортный флот снабжал окружённую армию Паулюса.
Сразу скажу, что с Морозовской не получилось. А вот рейд на Тацинскую это, натуральный героизм и подвиг.
Погнали.
17 декабря была прорвана линия обороны на Осетровском плацдарме, на которой сидела итальянская дивизия «Равенна». В этот прорыв и устремился 24-ый танковый корпус генерала Василия Баданова.
Штаб армии поставил задачу, наступать на станицу Тацинская. Достичь её на 4 день наступления.
У трёх танковых бригад корпуса на старте прорыва на ходу было 82 танка Т-34 и 59 Т-70. Все свои силы Баданов собрал к вечеру 17 декабря в районе Твердохлебово. И уже 18 декабря в 7.30 утра танковые бригада параллельными курсами двинулись на Тацинскую.
Танки везли на броне десант, пехоту. Только представьте себе эту поездочку. На улице мороз и снег. На броне нет ни сидений, ни какого другого комфорта. А с неба на тебя падают бомбы. Сразу замечу, что по ходу этой операции советская авиация вообще никак не помогала танкистам. А вот немцы бомбили танковые колонны, как здрасьте. Под жуткий аккомпанемент авиабомб танки мчали по замёрзшей ледяной степи.
19 декабря в час ночи 130 танковая бригада настигает остатки дивизии «Ровенна» и поступает с ними, так как поступают итальянские повара с тестом для пиццы. Итальянцы раскатаны. К двум часам дня 130 и 54 танковые бригады подходят к селу Маньково-Калитвенская. Там обнаруживается ещё один итальянский гарнизон. Командиры бригад решают не мудрствовать лукаво и делают то, что уже ранее делали с итальянцами. Танки с флангов, на полном ходу врываются в село и начинают давить гарнизон. Итальянские артиллеристы не успевают наводить пушки на мчащиеся в облаках снега машины. Бой длится до 18 часов. Немцы из своей статистики вычёркивают 800 солдат и офицеров, несколько обозов, 7 танков. Захвачено 100 машин, 20 мотоциклов, три склада с ГСМ и продовольствием.
Дав немного отдохнуть солдатам и заправив машины, генерал Баданов командует начать движение в сторону Дёгтево. К 13 часам советские танкисты добрались до этого селения. Обходной манёвр и под колёсами танков гибнут остатки 11-ой румынской пехотной дивизии.
К вечеру 20 декабря в составе корпуса на ходу остаётся 106 танков, 13 танков были потеряны безвозвратно. За три дня по ледяному полю донской степи танкисты прошли порядка 120 километров. До Тацинской им оставалось ещё столько же.
21 декабря в Криворожье случился интересный эпизод. 54 танковая бригада зачищала село, один из танков выехал на местный аэродром. Командир машины увидел, что на взлётно-посадочной полосе разгоняется Мессершмит-110. Лётчик намеревался перелететь в более безопасное место. Но танк точным выстрелом подбил немецкий истребитель на взлёте. К вечеру бригада оказывается в селе Большинка и там отправляет к праотцам 150 вражеских солдат и захватывает 7 исправных танков.
Параллельно, 4-я гвардейская танковая бригада в полдень устраивает разгром 213-ому итальянскому пехотному полку в Ильинке. Уничтожено 250 солдат и офицеров, 20 подвод. А 130 танковая бригада в Нижне-Макеевской уничтожает 270 итальянских пехотинцев, 10 подвод, 3 пушки и берёт в плен 100 человек.
Поздно вечером танкисты получают приказ генерала Баданова о наступлении на Тацинскую.
24 декабря, на следующий день после католического Рождества, которое немцы хорошо отметили, в 7.30 по радио звучит сигнал 555. Это начало атаки на Тацинскую.
В станице постпраздничная тишина. В натопленных избах солдаты и офицеры спят после сытного рождественского ужина. Они видят приятные сны. У орудий находятся только караульные. Станица накрыта густым туманом.
Советские танки, артиллерия и пехота скрытно подходят к Тацинской на расстояние 4 километра. Туман укрывает атакующих.
Эту благостную тишину в клочья разрывают миномёты корпуса. Танки и пехота заходят с флангов. Немцы этого не ожидают абсолютно. В станице начинается паника.
Танки 130-ой бригады в девять утра врываются на аэродром и начинают давить самолёты. Перед этой атакой генерал Баданов получил совет от авиаконструктора Антонова, как танк может нанести фатальный вред самолёту. Согласно рекомендациям, танкисты разгонялись и проезжали по хвостам немецких машин.
Лётчика люфтваффе Курт Штрайт рассказал о атаке на аэродром Тацинская в 1952 году в западногерманской газете «Дойче зольдатен цайтунг» в статье «О тех, кто вырвался из преисподней».
- Советские танки, ведя огонь, внезапно врываются в деревню и на аэродром. Самолёты сразу вспыхивают, как факелы. Всюду бушует пламя. Мечутся грузовики, а между ними бегают отчаянно кричащие люди. Всё, что может бежать, двигаться, лететь, пытается разбежаться во все стороны. Стартовать в направлении Новочеркасска – вот всё, что успел приказать генерал. Начинается безумие... Вот один «JU-52», не успев подняться, врезается в танк, и оба взрываются со страшным грохотом в огромном облаке пламени. Вот уже в воздухе сталкиваются «Юнкерс» и «Хейнкель» и разлетаются на мелкие куски вместе со своими пассажирами. Рёв танков и авиамоторов смешивается со взрывами, орудийным огнём и пулемётными очередями в чудовищную симфонию. Всё это создаёт полную картину настоящей преисподней, - вспоминал участник тех событий через 10 лет.
После разгрома аэродрома, танки 130-ой бригады занимают ж\д станцию Тацинская. Там танкисты из пушек расстреливают железнодорожный состав с 50-ю самолётами и грузом топлива.
После полудня колонна из 22 немецких танков пытается прорваться в Тацинскую от одной из соседних станиц. Их атакует артиллерия и танковые резервы. Немцы теряют 6 танков и отступают. К 17.00 гарнизон Тацинской уничтожен, командир корпуса отдаёт приказ, занять круговую оборону.
В бою за станицу Тацинская уничтожено 3500 солдат и офицеров, 50 орудий, 15 танков, 73 машины, захвачено 2 аэродрома, где находились 300 самолётов, захвачены склады, 300 тонн ГСМ.
В 18.30 отправлена шифрограмма на имя командующего ЮЗФ и командующего 1-ой армией. Приказ штаба фронта полностью выполнен.
26 декабря рано утром получен приказ о присвоении корпусу звания Гвардейский.
Немецкое командование довольно быстро оценило весь масштаб бедствия и стало оперативно перебрасывать к Тацинской войска. И уже 26 декабря корпус оказывается в окружении.
Разведка сообщает что вокруг станицы немцы сосредоточили порядка 120 танков. Положение корпуса усугубляется не то что бы с каждый днём, с каждым часом. Дизтоплива остаётся 0,2 заправки на танк, боекомплекта 0,5. Перспектива выбраться оттуда живыми становится весьма и весьма призрачной. На 27 декабря у Баданова на ходу остаются 33 Т-32 и 12 Т-70. Ситуацию спасает помощник командира корпуса по инженерной работе полковник Орлов. Он разрабатывает 2 варианта заменителя дизтоплива из авиационного бензина, керосина и масла. С топливом вопрос решён. Осталось дождаться разрешения штаба на выход из окружения.
В ночь с 26 на 27 декабря разведка доложила, что станица окружена 100 ПД и 11 ТД вермахта. Перед противником поставлена задача уничтожит корпус. По данным ЖБД у немцев вокруг Тацинской порядка 120 танков. У Баданова на ходу Т-34 33 Т-70 12.
Командир корпуса получил разрешение на выход из окружения.
Прорыв начали в ночи. Баданов отдаёт приказ пехоте: «Весь личный состав корпуса двигается с распущенными горизонтально концами ушанки, что означает «Я свой!». Прибывшие к Тацинской немецкие части не успели развернуться и танкисты, прорвав оборону, вышли из окружения. В этом прорыве было потеряно всего 4 танки, убито 13 солдат, ранено 14 бойцов.
Итоги рейда «Тацинская или Туда и обратно» впечатляют. Немцы потеряли почти 12 000 солдат и офицеров убитыми, взято в плен 4 700 человек, захвачено 40 и уничтожено 44 танка, захвачено 806 и уничтожено 479 автомашин, уничтожено 431 самолёт. Кроме этого уничтожено колоссальное количество стрелкового оружия, лошадей, обозов и техники.
Оперативная глубина действий корпуса до 300 километров.
За этот фантастический рейд генерал Баданов был награждён первым орденом Суворова II степени.