Найти тему

Ответ на вопрос: Что можно говорить ребёнку, охваченному негативными эмоциями?

Что можно говорить ребенку, охваченному негативными эмоциями? На вопрос отвечает Деревяга Юлия Андреевна, клинический психолог.

Вопрос: 

Комментарий к статье https://vk.com/wall-157320275_3610

Только недавно думала насколько может быть уместна в данном случае реакция отражения? Озвучивание чувств человека? Не разозлит ли она его? Использую это при общении с ребенком. 

Ответ:

К сожалению, в вопросе очень мало информации о том, как именно отражаются чувства, какой возраст у ребенка и в каком контексте это происходит, поэтому попробую ответить гипотетически. 

В терапевтических отношениях довольно часто используется такая техника как «Отражение», представляющая собой отзеркаливание и словесное обозначение выражаемых клиентом чувств. Данная техника помогает осмысливать и отреагировать чувства, которые не осознаются. 

Отражение чувств других способствует их прямому выражению, что помогает соприкоснуться с тем, что человек переживает в данный момент. Этот процесс можно представить в форме метафоры реки, где поверхность — это видимая часть, то что человек показывает и как реагирует, а подводный мир – те самые истинные чувства, лежащие в основе. 

Отражая чувства другого человека, мы можем помочь ему больше доверять своим переживаниям. Ведь именно эмоции являются важным маркером внутренних реакций человека, его отношения к происходящему. Отражение чувств способствует осознанию того, что его поведение является результатом внутренних переживаний и причиной некоторых поступков. Поэтому данная техника служит хорошим подспорьем в исследовании желаний и скрытых мотивов поведения. 

Несмотря на кажущуюся простоту исполнения отражения, все не так просто. Ключевым элементом при использовании техники является эмпатия к тому, кто нуждается в отзеркаливании. Особенно это касается детей. 

Существует весомый аргумент против повсеместного отражения. Есть риск не угадать или неточно выразить предполагаемые чувства человека и это может спровоцировать еще более бурную реакцию, например, гнев. Также частое использование техники отражения может сильно рассердить собеседника, так как для него ваше «подсвечивание» эмоциональных реакций не помогают приблизиться к пониманию его чувств и, скорей, расцениваются как игнорирование скрытых потребностей. Особенно это актуально для детей младшего возраста, которые еще не научились вербально выражать свои чувства и потребности. 

Если говорить о том, как должно выглядеть отражение негативных чувств у ребенка, то здесь есть несколько важных нюансов. Во-первых, реакция взрослого должна быть мягкой. Какой бы бурной не была эмоциональная реакция, ей необходимо противопоставить спокойствие. Во-вторых, важно принятие. В детском возрасте вполне естественно, что ребенок сообщает свое недовольство миру очень эмоционально. Но если не дать ему возможность так реагировать в своем возрасте, то он будет делать это и во взрослом. 

Если вы столкнулись с проявлением детского гнева или если ребенок очень расстроен, то полезно будет присоединиться к его чувствам (подобное присоединение действует и для взрослых): «Похоже это очень обидно»; «Я вижу, что тебе доставляет это много неприятных чувств» и т.п. 

Если ребенок растет в среде, где у него есть возможность не только выражать свои чувства, но и быть принятым, услышанным, то у него будет формироваться такое важное качество как «ассертивность» - способность вербально и невербально выразить свои потребности и отстоять личные границы, основанные на уважительном отношении к окружающим. 

Если же ребенка регулярно ограничивали в возможности отреагировать эмоции и исследовать свои желания, то формируется пассивное поведение. Вырастая, он уже не стремится исследовать мир, он более нацелен на избегание любых конфликтов, а собственные желания оказываются подавлены.

Деревяга Юлия Андреевна, клинический психолог.