Многие люди подвержены влиянию принципа дефицита в той или иной степени. Суть принципа дефицита - это ценность чего-либо, если оно становится недоступным. Стоить вспомнить начало пандемии, когда люди ринулись скупать продовольствие и как временно поднялись цены на определенные продукты.
Достаточно просто почувствовать давление принципа дефицита, гораздо труднее противостоять этому давлению. Проблема частично заключается в том, что наша типичная реакция на дефицит мешает нашей способности думать (здесь также можно вспомнить многочисленные видео из магазинов, когда покупатели в буквальном смысле дерутся за товар). Когда мы видим, что нечто из того, что нам нужно, становится менее доступным, мы начинаем ощущать физическое возбуждение. Нас переполняют эмоции, кровь закипает, сознание затемняется, особенно тогда, когда мы имеем дело с конкурентами. Когда нас захлестывает поток чувств, рациональное начало отступает на второй план и когда мы возбуждены, нам нам трудно сохранять спокойствие и анализировать ситуацию.
Трудность заключается в том, что понимания механизма действия принципа дефицита часто бывает недостаточно для защиты от него, поскольку познавательные процессы оказываются подавленными эмоциональной реакцией на дефицит. Соответственно, в умелых руках принцип дефицита становится мощным оружием. Когда оно применяется должным образом, наша первая линия обороны - тщательный анализ ситуации - становится практически бесполезной.
Всякий раз, когда мы сталкиваемся с давлением принципа дефицита, мы должны задавать себе следующий вопрос: зачем он нам нужен? В такие моменты, для нас важна его потребительская стоимость: мы можем хотеть этот товар съесть или выпить, прикасаться к нему и так далее. В таких случаях важно помнить, что становясь редким в наших глазах, товар от этого не становится более вкусным, не начинает лучше выглядеть и так далее.
Не смотря на то, что эта мысль достаточно проста, она часто ускользает от нас, когда мы сталкиваемся с принципом дефицита. У меня есть знакомая, вместе со своим супругом они закупились упаковками гречки, риса, пшена и макарон, потратили на это около 7000 рублей. Так случилось, что в течении полутора лет, они израсходовали только 20 % продуктов и в один прекрасный день проводя уборку на кухне обнаружили, что большая часть продовольствия просрочена и соответственно им пришлось от нее избавиться. Какой с этого можно сделать вывод? Всеми товарами однозначно не напасешься, создашь искусственный дефицит и в конечном итоге останешься в минусе.
Если мы оказываемся под давлением принципа дефицита в ситуации, в которой нас можно заставить пойти на уступки, наша реакция должна включать в себя две последовательные стадии:
- Как только мы ощутим волну эмоционального возбуждения, которая возникает из-за влияния дефицита, нам следует расценивать это изменение своего состояния как предупреждение об опасности. Для того чтобы принять мудрое решение, мы должны сохранять спокойствие. Нам необходимо перестать нервничать и постараться взглянуть на ситуацию с рациональной точки зрения. Как только мы это сделаем, то смело можем переходить ко второй стадии, спрашивая себя, зачем нам нужен данный предмет.
- Если мы хотим прежде всего им обладать, нам следует оценить его доступность, чтобы определить, сколько денег мы можем потратить. Но, если товар нам нужен прежде всего, чтобы просто был, мы должны помнить, что этот товар будет функционировать одинаково хорошо независимо от того, является он дефицитным или его количество неограниченно. Сделать это на самом деле не сложно, нам нужно вспомнить, что товар не станет вкуснее только из-за того, что становится дефицитным.
Подытожим:
- Дефицитные товары повышаются в цене, когда выясняется, что они стали таковыми. То есть больше мы ценим те предметы, которых стало не хватать совсем недавно, чем те, которых всегда не хватало.
- Согласно принципу дефицита, люди в большей степени ценят то, что им менее доступно. Этот принцип оказывает на людей сильное влияние по двум причинам. Во-первых, поскольку товар, который трудно приобрести, обычно бывает более ценным, оценка доступности предмета или переживания часто являются рациональным способом оценки его качества. Во-вторых, когда товар становится менее доступным, мы утрачиваем часть своей свободы. Согласно теории психологического реактивного сопротивления, мы реагируем на ограничение свободы усиленным желанием иметь ее, наряду с товарами и услугами, с ней связанными в полном объеме.
- Достаточно трудно сознательно приучить себя оказывать сопротивление давлению принципа дефицита, потому что возникновение дефицита возбуждает эмоции и затрудняет рациональное мышление. При столкновении с дефицитом чего бы то ни было мы должны сразу же насторожиться, если почувствуем неадекватное возбуждение. Насторожившись, мы сможем предпринять шаги к тому, чтобы уменьшить возбуждение и объективно оценить достоинства дефицитного предмета.
Спасибо, что прочитали статью! Как в ваших регионах обстоят дела с дефицитными товарами и какова ваша реакция на происходящее?