Эта статья относиться к циклу статей о произведениях Франца Кафки. Разбирая одно произведение за другим, я показываю, что произведения Кафки не бессмысленны и не абсурдны, они рассказывают об упадке, деградации общества, культуры и отдельного человека, личности, из которых это общество состоит.
Но рассказывает Кафка об этом не как рациональный ученый, а как художник – серией этюдов. Если мы видим один этюд, мы видим одну маленькую ситуацию, историю, но мы не можем увидеть целого. А вот если этюдов много, то все вместе, своими отдельными историями, они нам рисуют большую и достаточно целостную картину. И эта картина – это упадок и деградация определённой культуры и людей её создающих.
Также в ряде рассказов Кафки в самом конце, когда герой погибает, есть момент, очень короткий, но очень отчетливый, что мир-то собственно и не заметил гибели героя, или заметил, но остался равнодушен, или даже в этом мире оставшимся людям стало лучше после гибели героя.
То есть получается, что упадок общества и человека, который описывает Кафка, касается не всего человечества, а некоторой его части. Некое общество, культура, человек переживает кризис и погибает, а остальной мир остаётся жить, не замечая или оставаясь равнодушным к тому обществу, или системе, которая погибает.
Итак, Франц Кафка «Императорское послание»
Очень короткое, но содержательное произведение
«Считается, что император тебе единственному, ничтожнейшему из подданных, неверной тени, убегающей в дальнюю даль от сиятельных лучей его императорского солнца, именно тебе император со смертного одра своего направил послание», - так начинается это произведение.
Император передал послание гонцу, чтобы гонец передал послание тебе. Гонец пускается в путь, чтобы передать послание императора. Поначалу гонец движется очень быстро, и никакая преграда не может его ни остановить, ни задержать. Но вскоре гонец сталкивается с непреодолимыми преградами. Поэтому, видимо, послание императора тебе никогда не будет доставлено.
«А ты всё сидишь у окошка своего, предаваясь воображению, в то время как наступает вечер»
Конец)
Это произведение очень сильно перекликается с произведением «Перед законом». Эти два произведения стоит читать одновременно, они дополняют друг друга. Оба произведения о человеке, людях, лишенных творческих созидательных сил. О людях, которые не будут идти к своей мечте, к своей цели, потому что перед ними якобы непреодолимые преграды. А значит, нет смысла и пробовать. Хотя преграды, описанные в обоих произведениях, иллюзорны.
«и никогда ему не преодолеть их; а удалось бы, и тогда мало толку, потому что эти лестницы, ведущие вниз, пришлось бы брать ему с боем; а удалось бы и это опять толку немного, потому как впереди оказались бы дворы, а за дворами – второй, кольцевидный, дворец, и так снова и снова, скачи хоть тысячу лет, а если б вырвался он из последних ворот – однако никогда, никогда этому не бывать, - перед ним всё еще была бы столица, середина мира, до поднебесья воздетая насыпь»
Как видим по цитате, непреодолимыми преградами, согласно автору, является то, что вообще не есть преграда: покои, лестницы, дворцы, ворота, столица. Есть предметы, которые несут смысловую нагрузку преграды, например, стена. А то, что здесь перечислено автором как преграды, – это место обитания человека (покои, дворцы, город), где человеку естественно находиться, комфортно и безопасно.
А лестницы и ворота – это то, что вообще ассоциативно связано у нас с движением в нужном нам направлении. Мы идём по лестнице, мы выходим через ворота, чтобы двигаться туда, куда мы хотим.
Ещё упомянута насыпь. Какая бы большая насыпь не была, у неё всегда пологий склон. То есть насыпь также не может быть непреодолимым препятствием.
«а чуть воспротивится кто, он укажет на знак солнца на свей груди, и нет ему преград, ему одному преград не бывает. Однако толпа так велика; стеной стоит перед ним, стеной нескончаемой тянуться их жилища»
Когда автор первый раз упоминает, что перед гонцом есть препятствия, он упоминает толпу. Можно предположить, что гонец не может пройти через покои, дворцы, лестницы и т.д. потому, что они заполнены толпой. Автор нам этого не говорит, толпа упоминается один единственный раз, и дальше, когда Кафка описывает дворцы, покои, лестницы и т.д., толпа не упоминается и намёков на неё нет.
Наличие толпы в покоях – это предположение, попытка понять, почему автор может считать дворцы, покои и лестницы непреодолимыми препятствиями. Но даже если эти дворцы заполнены толпой, толпа для человека также не является непреодолимым препятствием. Толпа замедляет и усложняет движение, но любой человек проходит сквозь толпу и идёт туда, куда хочет.
То есть с одной стороны автор нам рассказывает, что преграды нельзя преодолеть, это невозможно. С другой стороны, преградами он называет то, что не может быть преградой для человека в принципе. То есть абсолютная иллюзорность и нереальность непреодолимых преград.
Описанная пассивность присуща не только гонцу, который не преодолеет препятствия, которых и нет по сути, но и главному герою (тебе), который сидит у окошка.
А тем временем наступает вечер… Ассоциативно вечер – это конец дня, закат жизни. Та же история, что и в «Перед законом», про неиспользованные возможности. При чём неиспользованные не потому, что не было возможности, а потому что никто и не пробовал.
Одна история Франца Кафки за другой. Вроде сюжеты разные. Но всегда в центре человек, лишённый творческих созидательных сил.
Согласны или не согласны? Пишите в комментариях! Обсудим!
И не забывайте подписываться на канал, продолжение следует!
Следующее произведение, которое я разберу подробно - это "Голодарь". Подробный разбор здесь.