Онкологические заболевания остаются актуальной проблемой несмотря на развитие науки и техники. Каждый день мы узнаём всё больше об окружающем нас мире и собственном организме, но Нобелевская премия, обещанная тому, кто научится лечить рак, так и лежит невостребованной в Нобелевском комитете. А онкозаболевания продолжают уверенно удерживать второе место по смертности в нашей стране.
Проблемы онкологии
Врачам хорошо известно, что заболевание невозможно вылечить, если не знаешь причины его возникновения. Примерно так обстоит с онкологией. Долгое время умы учёных занимала теория канцерогенов. Началось всё с английских трубочистов, на Британских островах эта средневековая профессия дожила до 18 века. В 1775 году хирург Потт описал «рак трубочиста», виной всему считали сажу, которую назвали канцерогеном (порождающий рак).
Время шло, жизнь подбрасывала новые факты, которые не укладывались в теорию. Да, канцерогены есть, их в природе немало, но также немало больных раком, с этими веществами не соприкасавшихся. Постепенно исследователи начали всё больше склоняться к иммунной природе возникновения опухолей. Ну действительно, именно иммунитет, его элементы должны распознавать раковую клетку и уничтожать её. А мутации, в том числе и канцерогенного характера, происходят в теле любого человека ежесекундно. Но у кого-то иммунитет срабатывает, у кого-то – увы – нет.
Однако оставим теоретические изыскания учёным, обратимся к положению дел сегодня. Сейчас существуют несколько видов лечения рака:
- Хирургический, когда опухоль удаляют с захватом здоровых тканей. Если нужно, убирают ещё и лимфоузлы, через них рак метастазирует в другие органы;
- Гамма-терапия, когда опухоль облучают лечебными дозами радиации. Основание: раковые клетки много чувствительнее к гамма-излучению, чем здоровые;
- Химиотерапия, включающая в состав препараты, которые уничтожают клетки опухоли, не затрагивая остального организма.
С последним получилось не так гладко, как хотелось бы. Фторурацил, например, применяемый как цитостатик против клеток новообразования, обладает повреждающим действием на клетки кишечника. И если раньше этим жертвовали – мол, из двух зол... – то теперь в свете последних исследований отмахнуться от этого факта не получается. И всё опять упёрлось в иммунитет.
То, что микрофлора (микробиота) кишечника (бифидобактерии и лактобактерии) связана с иммунитетом, усиливает и регулирует его, учёные уже доказали. Оставалось найти связь с опухолями. И её нашли.