Найти тему
Охота на природу

Путешествие 2020. Повенец. Беломорканал. История

В этом году мы решили не просто путешествовать и записывать всё на камеру, но и узнавать больше о тех местах, где останавливаемся.

Про историю Большой медведицы я уже писала. И если то было настоящее расследование, т.к информацию пришлось собирать буквально по крупицам, то сегодняшняя историческая справка не нуждалась в сложных изысканиях. Сегодня я расскажу про поселок городского типа Повенец, недалеко от которого разместился наш эко-отель.

Так уж получилось, что в поисках места для пикника, в самый первый приезд в Карелию, мы наткнулись на живописное местечко в сосновом бору. Спустившись вниз, открывался отличный вид на озеро с чистейшей водой и желтым песком. До сих пор это наше любимое место для ночевки в машине. Это был один из шлюзов Беломорско-балтийского канала.

-2

Я никогда подумать не могла, что название папирос Беломорканал вдруг оживет для меня и проявит себя во всей красе.

-3

Итак, поселок Повенец, в первую очередь известен тем, что здесь берет начало Беломорско-Балтийский канал, соединяющий Белое море с Онежским озером и имеющий выход в Балтийское море и к Волго-Балтийскому водному пути.

-4

Беломорско-Балтийский водный путь был принят в эксплуатацию 2 августа 1933 года. Строительство велось главным образом силами заключённых ГУЛАГа. В разные периоды строительства численность заключённых менялась, достигая к концу 1932 года 108 тысяч человек. Подразделение ГУЛАГа на канале называлось Беломоро-Балтийский лагерь («БелБалтЛаг»). Заключённых, работавших на стройке, называли «каналоармейцами», по аналогии с красноармейцами — организаторы пытались придать строительству как можно более военизированную форму; употреблялись также слова «штаб», «рота» и т. п.

Изнурительная работа, холод погубили большое количество людей. К тому же напряженная работа велась без каких-либо механизмов.
Во время строительства были задействованы люди разных национальностей. Стройка происходила в короткие сроки - чуть более полутора лет.
Сразу за Повенцом семь шлюзов, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга в долине реки Повенчанка, составляют так называемую «Повенчанскую лестницу», по которой суда поднимаются на высоту почти 70 метров. Вместе эти шлюзы образуют Южный (Балтийский) склон канала протяжённостью около 10 км.

-5

Общая протяжённость канала — 227 километров. Имеет 19 шлюзов.

-6

Чем еще примечателен Повенец?
Сам поселок был основан новгородскими купцами более 500 лет назад.
Самое первое упоминание этого населенного пункта приходится на начало 1563 года, в это время он был торговым селением. До начала XX века роль центра Северного Прионежья принадлежала Повенцу.
В 1916 году железная дорога прошла мимо Повенца (потому что иначе пришлось бы делать большой крюк), после чего город и начал терять значение. Во время Великой Отечественной Войны город был практически полностью уничтожен и после неё отстроен заново. Поэтому никакой старины здесь не сохранилось.
На въезде в Повенец стоит красивая деревянная церковь.

-7

Мы сначала подумали, что это исторический памятник архитектуры. Какого же было наше удивление узнав, что это новострой.

В 1999 году было получено разрешение на проект и строительство храма.
Вновь построенный храм посвящен свт. Николаю Чудотворцу, покровителю всех моряков и странствующих.

-8

Впервые в новом храме служба была совершена 2 июля 2003 года в день 70-й годовщины памяти строителей Беломорканала. С тех пор в церковных стенах звучит молитва о жертвах Беломорканала и о том, чтобы подобная трагедия никогда не повторилась.

Архитектура храма специально повторяет работу зодчих Валаама и Соловецкого монастыря.
Основной объем храма выполнен в виде железобетонной башни с узкими окнами-бойницами в верхней части, напоминающей старинные русские сторожевые башни со следами опалубки.
Башни венчают характерные для карельского деревянного зодчества сруб и пятиглавый шатер, главки которых покрыты настоящим традиционным осиновым лемехом. Простые деревянные православные кресты завершают главки.

https://vk.com/@gramsik-puteshestvie-2020-povenec-belomorkanal-istoriya