В этом году мы решили не просто путешествовать и записывать всё на камеру, но и узнавать больше о тех местах, где останавливаемся.
Про историю Большой медведицы я уже писала. И если то было настоящее расследование, т.к информацию пришлось собирать буквально по крупицам, то сегодняшняя историческая справка не нуждалась в сложных изысканиях. Сегодня я расскажу про поселок городского типа Повенец, недалеко от которого разместился наш эко-отель.
Так уж получилось, что в поисках места для пикника, в самый первый приезд в Карелию, мы наткнулись на живописное местечко в сосновом бору. Спустившись вниз, открывался отличный вид на озеро с чистейшей водой и желтым песком. До сих пор это наше любимое место для ночевки в машине. Это был один из шлюзов Беломорско-балтийского канала.
Я никогда подумать не могла, что название папирос Беломорканал вдруг оживет для меня и проявит себя во всей красе.
Итак, поселок Повенец, в первую очередь известен тем, что здесь берет начало Беломорско-Балтийский канал, соединяющий Белое море с Онежским озером и имеющий выход в Балтийское море и к Волго-Балтийскому водному пути.
Беломорско-Балтийский водный путь был принят в эксплуатацию 2 августа 1933 года. Строительство велось главным образом силами заключённых ГУЛАГа. В разные периоды строительства численность заключённых менялась, достигая к концу 1932 года 108 тысяч человек. Подразделение ГУЛАГа на канале называлось Беломоро-Балтийский лагерь («БелБалтЛаг»). Заключённых, работавших на стройке, называли «каналоармейцами», по аналогии с красноармейцами — организаторы пытались придать строительству как можно более военизированную форму; употреблялись также слова «штаб», «рота» и т. п.
Изнурительная работа, холод погубили большое количество людей. К тому же напряженная работа велась без каких-либо механизмов.
Во время строительства были задействованы люди разных национальностей. Стройка происходила в короткие сроки - чуть более полутора лет.
Сразу за Повенцом семь шлюзов, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга в долине реки Повенчанка, составляют так называемую «Повенчанскую лестницу», по которой суда поднимаются на высоту почти 70 метров. Вместе эти шлюзы образуют Южный (Балтийский) склон канала протяжённостью около 10 км.
Общая протяжённость канала — 227 километров. Имеет 19 шлюзов.
Чем еще примечателен Повенец?
Сам поселок был основан новгородскими купцами более 500 лет назад.
Самое первое упоминание этого населенного пункта приходится на начало 1563 года, в это время он был торговым селением. До начала XX века роль центра Северного Прионежья принадлежала Повенцу.
В 1916 году железная дорога прошла мимо Повенца (потому что иначе пришлось бы делать большой крюк), после чего город и начал терять значение. Во время Великой Отечественной Войны город был практически полностью уничтожен и после неё отстроен заново. Поэтому никакой старины здесь не сохранилось.
На въезде в Повенец стоит красивая деревянная церковь.
Мы сначала подумали, что это исторический памятник архитектуры. Какого же было наше удивление узнав, что это новострой.
В 1999 году было получено разрешение на проект и строительство храма.
Вновь построенный храм посвящен свт. Николаю Чудотворцу, покровителю всех моряков и странствующих.
Впервые в новом храме служба была совершена 2 июля 2003 года в день 70-й годовщины памяти строителей Беломорканала. С тех пор в церковных стенах звучит молитва о жертвах Беломорканала и о том, чтобы подобная трагедия никогда не повторилась.
Архитектура храма специально повторяет работу зодчих Валаама и Соловецкого монастыря.
Основной объем храма выполнен в виде железобетонной башни с узкими окнами-бойницами в верхней части, напоминающей старинные русские сторожевые башни со следами опалубки.
Башни венчают характерные для карельского деревянного зодчества сруб и пятиглавый шатер, главки которых покрыты настоящим традиционным осиновым лемехом. Простые деревянные православные кресты завершают главки.
https://vk.com/@gramsik-puteshestvie-2020-povenec-belomorkanal-istoriya