ЕГЭ/ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ | Чувственное и рациональное познание. Виды знаний. Познаваемость мира | New Level School

437 прочитали

Познание – это процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.

Знания – это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека (учебник Боголюбова, 10 класс, стр.52).

Элементы процесса познания:
1) субъект познания – тот, кто познает (человек, группа людей или общество в целом)
2) объект познания – часть реальности, попадающая в поле внимания
3) предмет познания – отдельные аспекты (стороны) объекта познания, которые находятся в фокусе изучения (например, анатомия и психология изучают человека – то есть у них один объект, но они изучают разные его характеристики – то есть предмет изучения у них разный)
4) средства познания – инструменты, используемые для получения и выражения знания (язык, математический аппарат, правила логики и пр.),
5) условия познания (их часто включают в средства познания) – это используемые материальные инструменты (например, линейка, циркуль или Большой адронный коллайдер)
6) познавательные способности – воля, интуиция, память, воображение

Процесс познания и получаемое в результате знание можно разделить следующим образом:
1) обыденное (житейское) и специализированное
2) чувственное и рациональное,
3) научное, художественное, мифологическое, профессиональное и пр.

Позиции в вопросе о принципиальной познаваемости мира:
1) агностицизм – исходит из того, что познание не может дать достоверных сведений о мире
2) скептицизм – это сомнение в том, что достоверное и исчерпывающее познание мира возможно
3) научный оптимизм – это уверенность в принципиальной возможности получения полных и достоверных знаний о мире

Наука о познании называется гносеология

Познание – это процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.

Исследователями выделяются два уровня познания:

Чувственное познание – это результат работы органов чувств (слух, зрение, осязание и пр.). Оно дает знание о внешних свойствах единичных объектов, с которыми человек приходит в соприкосновение непосредственно или с помощью приборов

Рациональное познание – это результат работы мозга. Оно выявляет сущностные характеристики объектов, общие характеристики схожих объектов, отношения между ними, выходящие за пределы очевидных свойств действительности

Каждый уровень познания предполагает определённые формы.

Формы чувственного познания:
1) ощущение – отражение
отдельных свойств предмета познания, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств (видим свет Солнца, чувствуем его тепло и т.п.)
2) восприятие – чувственный
образ целостной картины предмета, процесса или явления, непосредственно воздействующих на органы чувств (например, если мы идентифицируем то, что мы видим и чувствуем, как Солнце, а не лампу или свечу)
3) представление – чувственно-наглядный,
обобщенный образ, воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств (мы можем представить себе Солнце в любой нужный нам момент)

Формы рационального познания:
1) понятие –
словесный символ, утверждающий общие и существенные свойства предмета, процесса, явления (например, «знание», «университет», «пчела», «столица США»)
2) суждение – это
мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении (например, «некоторые знания мы получаем непосредственно от воздействия объекта на наши органы чувств», «пчёлы умеют летать»)
3) умозаключение –
мысленная связь нескольких суждений и вывод из них нового суждения (например, «знание может быть чувственным или рациональным», «все металлы электропроводны, медь – металл, значит медь электропроводна»)

Познание – это процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.-2

__________

ПРАКТИКА ПО ТЕМЕ

1. Установите соответствие между формами и этапами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ (первый столбец):
A) ощущение
Б) понятие
В) восприятие
Г) представление
Д) суждение
ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ (второй столбец):
1) чувственное познание
2) рациональное познание

2. Установите соответствие между формами и этапами (степенями) познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ (первый столбец):
А) понятие
Б) представление
В) умозаключение
Г) восприятие
Д) суждение
ЭТАПЫ (СТУПЕНИ) ПОЗНАНИЯ (второй столбец):
1) чувственное познание
2) рациональное познание

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют формы познания

1) представление; 2) наблюдение; 3) абстрагирование; 4) ощущение; 5) восприятие; 6) суждение

Найдите два признака, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

4. Выберите верные суждения о познании и его формах. Запишите цифры, под которыми они указаны
1) С помощью чувственного познания мы можем судить только о внешних свойствах отдельных предметов
2) К формам чувственного познания относят ощущение, наблюдение, описание
3) На этапе рационального познания субъект отвлекается от частных, несущественных свойств отдельных предметов, соотносит их существенные свойства и далее оперирует общими признаками групп однотипных объектов
4) Формами рационального познания являются понятие, суждение, умозаключение
5) Познавательная деятельность всегда направлена на получение практически полезного результата

5. Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны
1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов
2) Благодаря ощущениям происходит выделение общего, существенного в информации о предмете
3) Чувственное познание и рациональное познание взаимосвязаны
4) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы
5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления

6. Ниже приведён ряд признаков. Все они, за исключением двух, относятся к чувственному познанию

1) ощущение цвета, вкуса, запаха; 2) абстрактность; 3) наглядность; 4) обобщенность, 5) предметность, 6) воспроизведение внешних сторон и свойств объектов

Найдите два признака, относящихся к рациональному познанию, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

7. Установите соответствие между формами и видами познания, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ (первый столбец):
A) ощущение
Б) восприятие
B) суждение
Г) понятие
Д) представление
ВИДЫ ПОЗНАНИЯ (второй столбец):
1) рациональное
2) чувственное

8. Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны
1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов
2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения
3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом
4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения
5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления

Ответы к практике см. в комментариях

__________

Если было полезно, ставь 👍🏻, делай репост и делись своими мыслями в комментариях :)

⚡Записывайся на курсы подготовки к ЕГЭ/ОГЭ 2023 и переходи на New Level! 💪🏻😉

Ссылки для записи на занятия:

▪️ Сайт — http://newlevelege.ru

▪️ Vk — https://vk.com/new_level_ege

▪️ Telegram — https://t.me/new_level_ege