357 подписчиков

Ремонт ТНВД Mitsubishi GDI

4K прочитали

О том, что такое GDI и с чем его едят, я рассказывал вот в этой статье. Теперь поговорим о том, как его ремонтировать.

И первый на очереди у нас будет топливный насос высокого давления (далее ТНВД).

ТНВД 4G93
ТНВД 4G93

Двигатели GDI работают на давлении в 4,5-6,5 МПа. И естественно производительности подкачивающего погружного насоса в топливном баке не хватает для создания такого высокого давления. Поэтому на двигателях GDI устанавливается ТНВД, который предназначен для создания рабочего давления в ~5,0 МПа.

Основная неисправность ТНВД это нестабильность и/или потеря давления - в таких случаях почти всегда ЭБУ "зажигает" ошибку Р0190 - низкое давление топлива. Давление можно измерить имея под рукой обычный мультиметр. Для этого выставляем диапазон измерения 0-20 В постоянного напряжения, один щуп мультиметра подсоединяем к среднему выводу датчика давления, а второй к минусовой клемме АКБ и снимаем показания.

Зависимость напряжения от давления приведена в таблице 1.

Таблица 1 - Зависимость напряжения на датчике от давления
Таблица 1 - Зависимость напряжения на датчике от давления

В ТНВД GDI предусмотрена тонкая регулировка давления. На его корпусе имеется регулировочный винт, вращая который добиваются увеличения или уменьшения давления. При измерении давления с помощью мультиметра, необходимо выставить регулировочный винт так, чтобы при 2000 об/мин показания мультиметра были ~3.1 В.

Регулировочный винт
Регулировочный винт

Есть несколько причин появления ошибки Р0190:

  1. Засорение фильтров грубой и тонкой очистки в баке;
  2. Засорение фильтров-сеточек на "входе" и "выходе" ТНВД;
  3. Износ (увеличение зазоров, задиры) плунжерной пары;
  4. Выработка пластинчатых клапанов в линии нагнетания давления;
  5. Выработка в регуляторе давления;

С первыми двумя пунктами всë довольно просто: диагностируется замером давления - при резком нажатии на газ давление сначала резко падает, а затем начинает подниматься. Двигатель в этот момент "ловит" провал и медленно набирает обороты. Также измеряется давление подкачивающего насоса в баке, которое должно быть не менее 300 кПа. При обнаружении недостатков меняются фильтра в баке и прочищаются, либо меняются сетки на входе и выходе ТНВД.

В случае, если давление "плавает" без видимых на то причин, давление низкое или давление топлива не изменяется при вращении регулировочного винта, необходима разборка ТНВД для его дефектовки.

Для разборки ТНВД его необходимо демонтировать с двигателя.

Далее выкручиваются винты под шестигранник, которые удерживают крышку с приводным роликом ТНВД.

Далее понадобится специальный ключ (см. рисунок 1)

Рисунок 1 - Спецключ для откручивания профильной гайки
Рисунок 1 - Спецключ для откручивания профильной гайки

Этим ключом нужно будет открутить профильную гайку, которая удерживает металлическую гофру. Гофра герметична и предотвращает попадание бензина в моторное масло, поэтому гайку необходимо откручивать предельно аккуратно, чтобы не повредить гофру.

Пример замятой гофры. Фото с сайта meks.ru
Пример замятой гофры. Фото с сайта meks.ru

Можно открутить гайку, например, с помощью перфоратора, молотка и зубила, или обточить подходящую по диаметру головку, но без ограничительной юбки велик риск срыва головки/зубила/перфоратора (нужное подчеркнуть) с граней гайки и как следствие повреждение гофры. Поэтому рекомендую всё-таки изготовить/одолжить ключ и воспользоваться им.

Профильная гайка, для которой необходим ключ
Профильная гайка, для которой необходим ключ

После того как открутили гайку, двумя шлицевыми отвертками аккуратно вынимаем гофру из корпуса ТНВД, вынимаем резиновое уплотнительное кольцо из колодца, вынимаем штифт фиксирующий пластины, и вытаскиваем сами пластины. Их должно быть три штуки: две толстых и одна тонкая, сложены по очереди - толстая-тонкая-толстая. Пластины очень точно подогнаны по диаметру, поэтому для их вытаскивания может потребоваться магнит.

Тут мы переходим к третьему пункту.

Визуально проверяется на наличие задиров плунжерная пара. При их обнаружении дальнейший ремонт можно считать бессмысленным.

Если же задиров нет, то берëм плунжер, затыкаем большим пальцем отверстие со стороны пластин и надеваем сверху гофру. Гофра не должна проваливаться под собственным весом, а должна пружинить при нажатии на неё пальцем, на сжимаемом внутри плунжерной пары воздухе.

Если и тут всë хорошо, то переходим к пункту номер 4.

Осматриваем пластины на наличие выработки от пластинчатых клапанов. Выработка происходит на всех трëх пластинах и она есть всегда.

Пластины ТНВД. Штриховкой выделена выработка.
Пластины ТНВД. Штриховкой выделена выработка.

Выработка убирается путём шлифования пластин на ровной поверхности, такой как поверочная плита или, на худой конец, стекло, либо зеркало. Шлифование пластин производится в ручную. Пластины изготовлены из довольно твëрдой стали и для их шлифования необходимо будет запастись приличным количеством наждачной бумаги зернистостью 500, 1000, 1500, 2000 и 2500 булыжников на квадратный сантиметр. Для экономии наждачной бумаги можно шлифовать "на мокрую".

Шлифовать пластины на бумаге зернистостью 500 нужно до тех пор, пока не будет устранена выработка. Далее, бумагой с более мелкой зернистостью поэтапно поверхность полируется до зеркального блеска. Как только в пластине можно будет отчетливо увидеть собственное отражение - можно остановиться.

Хороший пример отлично отполированных пластин. Фото взято с сайта drive2.ru
Хороший пример отлично отполированных пластин. Фото взято с сайта drive2.ru

При шлифовке пластин необходимо учитывать два основных момента:

Не снять лишнего, что в общем и целом сделать довольно проблематично, но возможно - до бесконечности истончать пластины всë ж таки нельзя;

Не "завалить" края. Для этого необходимо постоянно контролировать, чтобы пластина равномерно прижималась к абразиву всей своей плоскостью;

Тут стоит сказать пару слов об обработке тонкой пластины. Дело в том, что еë довольно легко деформировать, прижимая пальцами во время обработки. А на деформированной пластине вывести ровную плоскость не получится. Во избежание деформации есть лайфхак. Может быть есть и другие способы, но в мою голову быстро пришёл только этот:

Понадобится довольно мощный магнит, к которому сначала прикрепляется одна из толстых пластин, а затем к толстой пластине прикрепляется тонкая. И вот в таком виде этот "бутерброд" легкими движениями шлифуется. Периодически тонкую пластину необходимо проворачивать относительно толстой, так как есть риск свешивания лепестков тонкой пластины в вырезы и углубления на толстой.

Ну и напоследок пункт номер 5.

Регулятор давления тоже изнашивается и в зависимости от характера износа, может как не держать давление, так и не сбрасывать его излишки.

Диагностируется без применения каких либо специальных инструментов: откручиваем "обратку" на ТНВД и смотрим на наличие там топлива, а также следим в этот момент за давлением. Соответственно, если с обратки ничего не льется, а давление топлива при этом выше номинальных 50 кПа - регулятор заклинен в закрытом положении. И наоборот, если давление низкое, а с обратки хлещет бензин - регулятор заклинен в открытом положении.

Для откручивания гайки удерживающей регулятор, также может понадобиться изготовить специальный ключ (см. рисунок 2).

Рисунок 2 - Ключ регулятора давления
Рисунок 2 - Ключ регулятора давления

Почему может понадобиться? Потому что на некоторых версиях ТНВД гайка удерживающая регулятор может быть утоплена в колодце, а на некоторых может возвышаться над корпусом ТНВД так, что её можно открутить обычным рожковым ключом.

Далее вынимаем внутренности регулятора. Они могут "сидеть" довольно плотно и для их вынимания может понадобиться помощь сжатого воздуха - достаточно подать 600 кПа в "выходное" отверстие ТНВД. Только не забудьте перед этим завернуть ТНВД в какую-нибудь тряпку, иначе запчасти от регулятора улетят ОЧЕНЬ далеко.

И есть еще один способ вытряхнуть детали регулятора давления. Для этого ТНВД снова обматывается тряпкой и сильно ударяется о деревянную поверхность. Физика сработает на нас и внутренности регулятора вылетят. Обычно хватает двух-трëх сильных ударов.

Детали регулятора давления топлива в порядке их установки. Фото с сайта mycarisma.ru
Детали регулятора давления топлива в порядке их установки. Фото с сайта mycarisma.ru

В регуляторе нас больше всего интересуют резиновые уплотнительные кольца и запорный конус (второй справа на фото).

Для ускорения обработки конус можно зажать в шуруповерт или дрель. С помощью всё той же наждачной бумаги на конусе убирается выработка и шлифуется от грязи и раковин цилиндрическая часть.

Далее, с помощью притирочной пасты для клапанов, конус притирается к своему посадочному месту.

После этого регулятор можно собирать.

Отдельное внимание при сборке стоит уделить резиновым уплотнительным кольцам, которые при установке легко повредить. Перед установкой рекомендую капнуть на них капельку масла.

На этом пожалуй и всё. После установки необходимо отрегулировать давление.

Кроме того, сразу после запуска двигатель некоторое время может работать нестабильно, а ЭБУ снова выдавать ошибку Р0190. Это связано с попаданием воздуха в топливную систему высокого давления. Достаточно прогазовать или немного прокатиться, чтобы всë пришло в норму.

Материал для Вас собрал, переварил и добавил от себя Вилисов Иван. С Уважением, до свидания!