Найти в Дзене

Как строили Безымянку в Самаре

Населенный пункт под названием Безымянка впервые появился на карте губернии после того, как в 1875 году от Самары в направлении южноуральского города Златоуста началась прокладка железнодорожной магистрали. К 1896 году для увеличения пропускной способности на всем протяжении дороги было построено 76 разъездов. Один из них, расположенный в 15 верстах от губернского центра, и получил название Безымянка - по имени протекавшей здесь маленькой речки. В начале прошлого века этот разъезд уже именовался станцией.

Автор: Валерий Ерофеев

Пригородный поселок

Именно здесь в соответствии с постановлением Комитета обороны СССР № 343-с от 6 августа 1940 года началось возведение группы авиационных и моторных заводов. Тогда же специально для этих целей в нашем городе было образовано Управление Особого Строительства НКВД СССР (сокращенно УОС, или Особстрой). Чтобы обеспечить его рабочей силой, создали Безымянский исправительно-трудовой лагерь (Безымянлаг).

Вообще-то к началу 40-х годов окрестности станции Безымянка оставались достаточно глухим, необжитым местом — край цивилизации. Административно относились к Молотовскому району Куйбышевской области. А граница областного центра в то время проходила в районе нынешнего проспекта Масленникова и клиник медуниверситета, а далее шла в сторону реки Самары.

Здесь, за прибрежными поселками Запанской и Новый Оренбург, в полосе между линией железной дороги и речным берегом, в сторону Кинеля тянулась сплошная стена густого леса. Вся эта огромная территория располагалась вдоль линии железной дороги — лучшего места для компактного размещения крупных оборонных предприятий и не придумаешь. Поэтому осенью 1940 года здесь заложили огромную стройплощадку — для важнейших промышленных объектов государственного значения.

Но вскоре стало очевидным, что такая большая стройка вряд ли будет возможна без создания вокруг нее рабочего поселка, рассчитанного на 100-150 тысяч жителей. Поэтому в феврале 1941 года Совнарком СССР и ЦК ВКП (б) приняли еще одно совместное постановление, состоявшее из 62 пунктов. Подписали его председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР Вячеслав Молотов и секретарь Центрального Комитета ВКП (б) Иосиф Сталин. В соответствии с этим документом Управлению Особого Строительства, кроме самих авиационных заводов, было предписано в течение 2-3 лет также возвести в районе станции Безымянка еще и жилые кварталы, коммунальные сооружения, транспортные сети и социальный сектор.

Впрочем, после начала Великой Отечественной войны население нового района существенно превысило запланированную цифру. Уже в 1942 году за счет эвакуированных с запада страны рабочих, служащих промышленных предприятий и членов их семей число жителей Безымянки превысило 200 тысяч человек. В дальнейшем население областного центра также продолжало расти, увеличившись за годы войны с 350 до 600 тысяч человек. Тем самым, благодаря невиданным для мирного времени темпам индустриализации, Куйбышев к середине ХХ столетия вошел в десятку наиболее развитых в промышленном отношении городов СССР.

Кировский район

К началу 1942 года на Безымянке были возведены жилые барачные кварталы и прочие постройки для вольнонаемных рабочих и служащих, не считая территории Безымянлага, огороженной высокими заборами с колючей проволокой. К этому времени от улицы Полевой до 4-го района УОС (окрестности современной площади Кирова) протянулась трамвайная линия. Одним словом, де-факто этот новый индустриальный район тогда уже стал частью территории Куйбышева, и оставалось лишь оформить это обстоятельство де-юре.

Это и было сделано Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 марта 1942 года. В соответствии с этим документом в Куйбышеве создавался Кировский район за счет разукрупнения Молотовского сельского района, а также включения в его состав территорий комплекса заводов Безымянки, поселков Зубчаниновка, Красная Глинка и Управленческий.

Согласно первоначальным планам правительства, силами Особстроя и Безымянлага в окрестностях Куйбышева предполагалось возвести два авиационных завода, в проекте получивших номера 122 и 295, моторный завод № 337 и заводской аэродром, произвести реконструкцию и расширение Куйбышевской ТЭЦ (ныне Куйбышевская ГРЭС), а также завершить строительство Безымянской ТЭЦ.

Однако начавшаяся Великая Отечественная война заставила правительство внести в эти планы существенные коррективы. Конечным результатом грандиозной работы Управления Особого Строительства и Безымянского лагеря НКВД СССР стали десятки промобъектов, которые работают и сейчас.

Красноглинский район

Уже через три месяца после образования в областном центре Кировского района выяснилось, что созданная в таком виде новая административная единица слишком велика по площади и неудобна в управлении. Расстояние от станции Безымянка до поселка Красная Глинка составляло почти 25 километров — почти втрое больше, чем до кварталов старой части города. К тому же здесь по решению правительства разместились крупные промышленные предприятия, эвакуированные с запада страны, вокруг которых в 1942 году уже образовались рабочие поселки.

Еще в предвоенные годы началась прокладка автогужевой магистрали из старого города в сторону поселка Управленческий, где в то время располагалось управление строительством будущей ГЭС. Хотя эта «стройка коммунизма» в итоге оказалась законсервированной, Семейкинское шоссе (ныне Московское) вскоре вышло за границу города и протянулось до райцентра Красный Яр. А еще одна шоссейная дорога тогда же была проложена от Безымянки до Красной Глинки. Кроме того, до этого поселка добрались линии электропередачи от Безымянской ТЭЦ, магистральный газопровод, линии связи и другие коммуникации.

К лету 1942 года население северной части тогдашнего Кировского района приблизилось к 100 тысячам человек. Назрела необходимость еще одного административно-территориального преобразования, что было сделано принятием Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 2 июля 1942 года. Согласно ему, из ранее образованного Кировского района областного центра выделялся еще один городской район, получивший название Красноглинского.

Одним из основных его промышленных предприятий стал завод № 207, он же — Центральный механический завод. На протяжении всех военных лет в здешних производственных цехах шел непрерывный процесс изготовления цельнометаллических бронированных корпусов для легендарных самолетов Ил-2. Без этого важнейшего элемента конструкции просто не было бы этой «летающей крепости», как в то время называли лучший штурмовик Второй мировой войны. Готовые бронекорпусы отправляли затем в сборочные цеха заводов № 1 и № 18. А в начале 1942 года вокруг завода № 207 уже вырос рабочий поселок, впоследствии получивший название Мехзавод.

-2

В соседний поселок Управленческий из Москвы тогда же эвакуировали завод № 145 имени Кирова, на базе которого здесь впоследствии был образован секретный опытный завод № 2. В 1946 году сюда на должность главного конструктора был приглашен мало кому тогда известный инженер Николай Кузнецов. Так начиналась история предприятия, которое в постперестроечные годы получило всемирную известность под названием ОАО «Самарский научно-технический комплекс (СНТК) имени Н.Д. Кузнецова», а до этого именовалось также заводом № 276, Куйбышевским моторным заводом и Куйбышевским научно-производственным объединением «Труд». Ныне оно вошло в состав ОАО «Кузнецов», и по сей день стоит в ряду крупнейших в России предприятий по разработке и созданию авиационных и ракетных двигателей.

В марте 1943 года все возведенные Особстроем коммунальные, транспортные и социально-бытовые объекты Кировского и Красноглинского районов отдельным секретным постановлением правительства были переданы из структуры НКВД на баланс Куйбышевского горисполкома. И поскольку данный факт на протяжении многих десятилетий имел гриф «Совершенно секретно», из открытых изданий и справочников советского времени нельзя было узнать, какая именно организация строила рабочую Безымянку. О том, что почти всю здешнюю инфраструктуру в годы войны возвели заключенные лагерей НКВД, публично разрешили говорить и писать только в 90-е годы прошлого века.

-3

Результаты работы Особстроя

Самолетостроительный завод № 1, перевезенный из Москвы и разместившийся на территории, первоначально предназначенной для завода № 122 (в дальнейшем — завод имени И.В. Сталина, а ныне РКЦ «ЦСКБ-Прогресс»);

Самолетостроительный завод № 18, переехавший из Воронежа на территорию, предназначавшуюся для завода № 295 (впоследствии — Куйбышевский авиационный завод, теперь — АО «Авиакор»);

Моторный завод № 24, разместившийся на площадке, отведенной для завода № 337 (позднее — моторостроительное производственное объединение имени М.В. Фрунзе, сейчас — АО «Моторостроитель»);

Завод стрелкового вооружения № 525 (в военное время — завод «Машстрой», а затем — производственное объединение «Металлист»);

Агрегатный завод № 35 (агрегатное производственное объединение);

Завод гидроавтоматики № 305 (производственное объединение «Гидроавтоматика»);

Завод аэродромного оборудования № 454;

Завод самолетных бронекорпусов № 207 (впоследствии — Центральный механический завод, АО «Салют»);

Заводской аэродром (ныне — аэродром «Безымянка»);

Карбидный завод (кислородно-карбидный завод);

А также — продовольственные склады на Красной Глинке (впоследствии — склады Госрезерва), гравийные и известковые карьеры в Сокольих горах, а также множество социально значимых объектов, сотни километров коммунальных сетей и линий связи, шоссейные и железные дороги и другие элементы городской инфраструктуры.

Уже после начала Великой Отечественной войны Особстрою было поручено также построить нефтеперерабатывающий завод неподалеку от поселка Стромилово (завод № 443), радиостанцию близ села Старо-Семейкино (объект № 15) и еще множество других предприятий в Куйбышеве и Куйбышевской области.

Удачи Вам в Ваших делах и хороших поездок! Спасибо за Ваши лайки и Ваши подписки !

Туристическая компания "Профцентр" - номер РТО 003897 в Федеральном реестре туроператоров РФ - #туроператор по всем видам внутреннего туризма с 1997 года

#самара #самара безымянка #безымянка #куйбышев #город куйбышев #история самары #туркомпания профцентр #туризм в самаре #экскурсии в самаре

Источник