52 подписчика

Точка интереса

Ребёнку хочется заниматься тем, что ему интересно.

Ребёнку хочется заниматься тем, что ему интересно. Когда мы с любовью готовим для него занятия, упражнения, пособия, важнейшим моментом является точка интереса - то, что может привлечь его внимание, вовлечь в благоприятную деятельность, и, таким образом, поспособствовать развитию чего-то полезного, нужного. При этом ребёнок делает самостоятельный выбор деятельности без какого-либо принуждения и нажима со стороны взрослых.

Точек интереса в одном занятии может быть несколько, а может быть одна.

Разные дети могут откликаться на разные точки интереса. У всех свой вкус, свои предпочтения - и дети не исключения. Они - личности.

Что это может быть, например? Звук, цвет, форма, запах, вкус, вес, фактура поверхности, температура, движение, эксперимент или опыт, что-то повторяющееся, образ, красота, общение, пример уважаемого и любимого ребёнком старшего, созвучие чему-то глубоко внутреннему...

Допустим, ребёнку нравится заниматься с пипеткой. Он может капать жидкое натуральное удобрение в воду для полива цветка и научиться ухаживать за растениями. Он может переливать пипеткой воду из одной ёмкости побольше в маленькие ёмкости, исследуя объем. Он может капать по возрастающей в разные лунки одну, две, три и так далее капель, считая их, и наглядно понимая, какое число больше. Он может использовать пипетку, капая цветную воду на бумагу, а затем дуя на капли через трубочку, чтобы получились красивые разводы и даже картина. Или при помощи пипетки смешивать основные цвета и смотреть какие дополнительные новые получаются. Но точка интереса та же самая - ребёнку нравится заниматься с пипеткой.
Используя точку интереса, мы можем предлагать ему всё новые и новые увлекательные развивающие занятия.

Как это работает, уже можно заметить у малышей 1 - 1,5 лет. Маленькие дети очень быстро меняют деятельность, переключаются с одного занятия на другое. Их внимание неустойчиво. Но вот, что-то заинтересовало - и малыш, полностью вовлечённый в занятие, не слышит даже что происходит вокруг. Высунув язык, кряхтя, он увлечённо пытается нанизать все колечки на штырёк. У него не всё и не с первого раза получается - чтобы научиться пользоваться руками, тоже нужно время. Но внутренняя устремлённость ведёт его к успеху! Наконец-то справившись, он может отвернуться и тут же заняться чем-то другим.
Так ребёнок развивается, прилагая усилия, идя от одной маленькой победы к другой.

Или другой пример. Дети в возрасте около четырёх лет любят большие числа. Это им очень интересно. Ребёнок может целый день раскладывать цепочку "Тысяча", и даже отказываться от прогулки, не желать обедать, чтобы только всё успеть разложить. Даже домой не хочет уходить, пока не закончит!

При этом кажется, что ребёнок просто играет, исследует окружающий мир, как что устроено, что получится, если сделать так или эдак. А попутно у него формируется пинцетный захват пальцев, который нужен для обучения письму, развивается мелкая моторика, точность движений, аккуратность, внимательность, концентрация внимания, чувство порядка, меры и красоты, заботливость, ответственность, уверенность в своих силах, успешность, воля, самостоятельность, умение делать выбор, здоровая самодостаточность, внутренняя удовлетворенность и цельность... Да собственно, всё и формируется, что пригодится в жизни.

17.03.2022