Музыка или море, почему Н. А. Римский - Корсаков выбрал стихию звуков и океан гармонии, а не карьеру морского офицера

211 прочитали

Думал ли когда-нибудь, маленький Ника, что музыка займет самое главное место в его жизни. Не смотря на все сложности станет самобытным, народным композитором и основателем русской композиторской школы. Что однажды его пригласят управлять консерваторией, хотя у него не было консерваторского образования. Что его музыка будет известна всему миру, а тема интермедии к опере "Сказка о царе Салтане" "полет шмеля", станет виртуозной пьесой в репертуаре многих музыкантов исполнителей, что простые сказочные сюжеты превратятся в волшебные оперы, которые будут ставить во всех театрах мира!

Я думаю, что нет, ведь он мечтал о море, морских путешествиях, мечтал открывать новые земли, но жизнь распорядилась по своему.

Думал ли когда-нибудь, маленький Ника, что музыка займет самое главное место в его жизни. Не смотря на все сложности станет самобытным, народным композитором и основателем русской композиторской школы.
  • Здравствуйте, мои дорогие читатели, хочу рассказать вам о том, как музыка, из простого увлечения, превратилась в смысл жизни для юного Николая Андреевича Римского-Корсакова. Как сила искусства оказалась выше морской стихии и что повлияло на его выбор стать композитором, а не морским офицером.
  • Родился Николай Андреевич в 18 марта 1844 года в городе Тихвине, в старинной дворянской семье, предки его занимали видные посты в администрации и в армии, начиная с прапрадеда Якова Никитича Римского - Корсакова, участника северной войны, вице - губернатора Петербурга в 1711–1715 годах.
дом-музей Н.А. Римского-Корсакова в Тихвине
дом-музей Н.А. Римского-Корсакова в Тихвине
  • Ника, рос в музыкальной семье, отец Андрей Петрович играл на рояле и пел не сложные оперные арии, романсы. Дядюшка Павел Петрович, был меломан, подбирал по слуху, бегло играл на рояле целые оперные увертюры. Матушка Софья Васильевна Скарятина, прекрасно пела романсы и аккомпанировала себе на рояле.Сам маленький Николай очень рано проявил музыкальный способности. В 2 года аккомпанировал отцу на барабане, а тот в свою очередь прибавлял темп или замедлял, но Ника уверенно попадал в ритм и не сбивался.
  • Потом, в возрасте 6 лет у Николая появляется первая учительница музыки, но большой любви к музыкальным занятиям у него не возникло, так как преподавательница вела уроки "крайне посредственно", о чем упоминает Римский - Корсаков в своей летописи музыкальной жизни. Были и другие учителя, но Николай не предавал большого значения урокам музыки, так как "учился шутя", обладал хорошей памятью и музыка, была для него скорее забавой.
  • Старший брат, вот кто был настоящим вдохновителем для Николая, известный русский мореплаватель, географ, гидрограф, писатель, реорганизатор системы военно-морского образования Воин Андреевич Римский-Корсаков. Разница в возрасте была 22 года. Для Ники, брат был старшим наставником, примером для подражания и восхищения. Это благодаря его примеру младший мечтал о флоте.
  • И вот, в возрасте 12 лет судьба Николая была решена, его отдали в морской кадетский корпус в Петербурге, сбылась его заветная мечта, стать моряком, чтобы потом в будущем путешествовать выходить в море, видеть разные страны итак, с1856 года началась учеба.
"Я полюбил море, пристрастился к нему, не видав его"- пишет в своей летописи Н.А.Римский-Корсаков. "Изображал себя мореходом, а прочитав книгу "Гибель фрегата Ингерманланд", запомнил множество морских технических названий.

  • Мечта сбылась, началась жизнь в морском училище. Первые впечатления для Николая были омрачены грубым отношением товарищей, где Римский -Корсаков сумел постоять за себя, пришлось "пустить в ход кулаки" за что его стали уважать. В то время за плохое поведение или учебу могли даже высечь розгами. Музыка отошла на самый дальний план и совсем не интересовала Николая, хотя он умудрялся заниматься на фортепиано, у некоего виолончелиста Улиха.
  • Жизнь текла размерено, сухо и просто: учеба, муштра, летом отдых дома в родовом поместье. Радовало только то,что старший брат брал его с собой в морские путешествия на корабле "Прохор". Николай пытается сочинять, но получается пока на любительском уровне, не хватает знаний. Петербург познакомил Римского-Корсакова с оперой и симфонической музыкой, его покоряет музыка Глинки "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила".
  • В какой же момент он начинает серьезнее относиться к музыке нежели к будущей службе морского офицера? Наверное в тот, когда впечатления от прослушанной музыки становятся все ярче, а учеба в морском училище уже так не вдохновляла его и с 1857 по 1860 она становится все хуже и хуже.
  • Страсть к музыке растет, он начинает заниматься с новым учителем Ф.А. Канилле, изучает самостоятельно оркестровку, гармонию, теорию, изучает произведения Балакирева и наконец осенью 1861 году знакомиться с ним самим. Балакирев покорил юношу своей игрой на инструменте, своими передовыми взглядами, композиторским талантом от которого Николай просто благоговел.
"Могучая кучка"  на снимке изображены: М. Мусоргский, Н.Римский-Корсаков, М. Балакирев,В.Стасов, Ц.Кюи,
"Могучая кучка" на снимке изображены: М. Мусоргский, Н.Римский-Корсаков, М. Балакирев,В.Стасов, Ц.Кюи,
  • Благодаря Балакиреву произошло знакомство с композиторами "Могучей кучки", как их потом назвали, это: Цезарем Кюи, Модестом Мусоргским, Александром Бородиным. Здесь семнадцатилетний Римский - Корсаков получает первые профессиональные консультации и критику по своим произведениям. Вдохновленный таким приемом, под впечатлением новаторской деятельности кружка, он все больше и больше пишет новой музыки. Но о профессиональной деятельности пока не помышляет, да и опять же теоретических знаний маловато.
консерватория в Санкт-Петербурге имени Н.А.Римского-Корсакова
консерватория в Санкт-Петербурге имени Н.А.Римского-Корсакова
Я сразу погрузился в какой-то новый неведомый мне мир, очутившись среди настоящих, талантливых музыкантов, о которых я прежде только слышал, вращаясь между дилетантами товарищами. (Н.А.Римский-Корсаков "Летопись моей музыкальной жизни")
  • Так когда же, Римский-Корсаков решает стать композитором и связать свою жизнь с музыкой? Возможно, после знакомства с профессиональными композиторами, он почувствовал, что тоже так сможет и душа Римского-Корсакова откликалась больше на музыку, нежели на морской устав.
Думал ли когда-нибудь, маленький Ника, что музыка займет самое главное место в его жизни. Не смотря на все сложности станет самобытным, народным композитором и основателем русской композиторской школы.-6
  • Ободренный Балакиревым и кружковцами, вдохновленный новаторскими идеями Римский-Корсаков, начинает страстно мечтать о музыке все больше и больше погружаясь в нее. Но судьба распорядилась по своему, умирает отец Римского-Корсакова, в 1862 году по окончании морского корпуса, ему предстояло морское плавание для практики, от которое нельзя было отказаться.
Плавание мое долженствовало совершиться на клипере "Алмаз"...Мне предстояло двух-трехлетнее путешествие, разлука с Балакиревым и другими музыкальными друзьями и полное отлучение от музыки. Не хотелось мне за границу. Сойдясь с балакиревским кружком, я стал мечтать о музыкальной дороге; я был ободрен и направлен кружком на эту дорогу. В то время я уже действительно страстно любил музыку.

Дорогие мои читатели, напишите, полезна была вам эта статья или нет. Оставляйте свои комментарии.

А я предлагаю послушать вам, самое популярное произведение: тема интермедии для оперы «Сказка о царе Салтане» (1900), которая получила название «Полет шмеля».

Вот ещё одно прекрасное симфоническое произведение Римского-Корсакова, которое снискало композитору мировую славу: оркестровая сюита «Шехеразада»

Кто заинтересовался жизнью и творчеством композитора, можно посмотреть единственный художественный Советский фильм 1953 года «Римский-Корсаков». Он был снят на киностудии «Ленфильм».

#русские композиторы #биография знаменитостей#римский-корсаков