2 подписчика

Противодействие коррупции в сфере образования: сотрудничество России и Вьетнама по статье Р.Ш. Уразбаева и Ву Динь Нго

Издавна коррупция является значимой общественной проблемой, пронизывающей все сферы деятельности человека. Она является тормозом в развитии каждого государства и несет большую опасность существованию его институтов. Не обошла стороной она и образование, которое является одним из безусловных факторов всестороннего прогресса общества. Целью государства в сфере образования в том числе является формирование личности, поведение и духовно-нравственные ценности которой отвечают интересам общества и государства. Данная цель не может быть достигнута в условиях поражения образования коррупцией. При этом среди правонарушений, регистрируемых компетентными органам в учреждениях образования, значительное число составляют коррупционные. Следовательно, государство в рамках противодействия коррупции отдельное внимание должно уделять сфере образования, формируя антикоррупционный климат в стенах учебных заведений.

Авторы статьи считают, что значительную роль создании такого антикоррупционного климата может сыграть распространение информации соответствующей направленности, в особенности путем разработки и введения специализированных образовательных программ. Авторы отмечают, что сегодня в России нет единой концепции антикоррупционного образования и предлагают обратиться к опыту Вьетнама, с которым в последние годы Россия сотрудничает в сфере противодействия коррупции. Так, был подписан протокол о сотрудничестве в противодействии коррупции между государственными органами двух стран.

Во Вьетнаме существует четко функционирующая система борьбы с коррупцией путем повышения уровня сознательности населения. Сегодня здесь четко определены ведомства, которым поручена реализация соответствующего проекта, содержание самого проекта, целевые группы, подлежащие антикоррупционному воздействию. Значимым примером антикоррупционного образования является составление обновленного учебного плана, который включает необходимость изучения соответствующей информации.

Думается, что при формировании информационного блока антикоррупционного компонента могут быть использованы результаты оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД). Однако сама образовательная деятельность не может быть осуществлена путем проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ).

Полагаем, что имеет смысл всесторонне изучать опыт иностранных государств в борьбе с коррупцией в целях дальнейшей адаптации наиболее эффективных методов. Так, в сфере образования возможен мониторинг механизмов выявления коррупционных правонарушений, оснований и методов проверки и контроля лиц, в отношении которых имеются подозрения о причастности к коррупционным проявлениям, методы отбора руководящих кадров, в том числе в ведомствах, в чью компетенцию входит государственное управление в сфере образования, и т.д.

Отметим, что противодействие коррупции в сфере образования путем осуществления ОРД представляется возможным, в основном, при предупреждении, выявлении, пресечении преступлений, а также выявлении граждан, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Так, органы, осуществляющие ОРД (далее – ОРО), могут сотрудничать с гражданами-представителями различных социальных групп, задействованных в системе образования (студенты, преподаватели и т.д.). В целях предупреждения, выявления, пресечения коррупционных преступлений в сфере образования, а также выявления граждан, их подготавливающих, совершающих или совершивших, ОРО могут проводить различные ОРМ в соответствии с законодательством об ОРД. Значимым фактором при проведении проверки «разрабатываемых» лиц, выявлении указанных правонарушений является применение технических средств для фиксации, например, коррупционных действий должностных лиц.

Авторы изученной мной статьи не уделили достаточного внимания данной стороне вопроса, сфокусировавшись на антикоррупционном образовании. Как было отмечено выше, результаты ОРД, ставшие общедоступными, могут быть использованы при формировании информационного компонента, в том числе составлении учебных пособий, которые не обязательно могут быть посвящены проблеме коррупции, но содержать небольшие включения описываемых сведений. Кроме того, представители ОРО могут проводить тематические беседы, особенно в рамках подготовки кадров для правоохранительных органов. Однако все вышеописанное представляется возможным воплотить иным путем, чем проведение ОРМ.