Найти в Дзене
Психолог Лесечко

Психологическая подготовка к школе важна не меньше, чем обучение чтению и письму!

Оглавление

В предыдущей статье я рассказывала о том, что сейчас очень много так называемых "неудобных" детей, творческих, свободолюбивых, к которым требуется особый подход. На примере одной из обратившихся ко мне семей дала рекомендации по поводу выбора школы и педагога, развитию внимания и усидчивости. А также куда направить творческий порыв.

Лучше заранее подготовить детей к некоторым важным школьным моментам!
Лучше заранее подготовить детей к некоторым важным школьным моментам!

Сегодня хочу продолжить тему психологической подготовки к школе и рассказать о важности социальной готовности. Потому что умение читать, писать и считать совсем не означает " К школе готов".

Социальная готовность подразумевает умение общаться со взрослыми и сверстниками, обращаться за помощью, адекватно реагировать на замечания учителя. Плюс правила безопасного поведения. Отмечу несколько первостепенных пунктов:

1. Обращение ко взрослому на "Вы".

Большинство приходящих ко мне дошкольников " тыкают" и не знают границ. Не умеют дождаться окончания разговора взрослых, перебивают, некоторые очень настойчиво и эмоционально. Проговаривайте с ребёнком фразы-обращения: " Валентина Петровна, здравствуйте! " , "Валентина Петровна, я не поняла задание. " и так далее. Рассказывайте о том, что перебивать не вежливо, учите терпеливо ждать окончания общения взрослых. Иногда, если ребёнок особенно настойчив, я даю ему песочные часы и обещаю, что как только закончит сыпаться песок, я "отдам" ему маму. Или показываю на обычных часах, где будет стрелка, когда мы закончим с его родителями разговор.

2. Научить ребёнка тому, что сначала он раздевается, вешает одежду, моет руки, ходит в туалет, а уже после этого общается с ребятами.

Особенно это важно для быстро отвлекающихся детей. Если есть возможность, то во время посещения занятий в школе по подготовке к первому классу прямо отрепетировать этот процесс.

3. Неоднократно я наблюдаю, как во время занятий 5-7 летние детки начинают снимать штанишки или колготки.

Или начинают раздеваться перед дверью в туалет. Важно в игровой форме напоминать, что дома мы можем ходить в трусиках, а на занятиях другая форма одежды. То же самое касается того, что только зайдя в кабинку туалета можно снимать одежду, а выходить уже одетым.

4. Обращение за помощью к взрослому.

Одну будущую первоклассницу я спросила: "Что ты будешь делать, если потеряешь сменную обувь? " "Буду ходить босиком...Возьму чужую...Не знаю"- так ответила Настя.

Научите ребёнка "Если хочешь попить или в туалет, обязательно спроси! ", "Если сломался карандаш или потерялась ручка, не реви, а попроси учителя помочь!" Так же проговорите, что обращаться за помощью можно к любому взрослому в школе.

5. Выучите номера телефонов родителей.

Чтобы любой взрослый школы мог помочь ребёнку связаться с ними, если ваш сын или дочь в первом классе будет без телефона. Да даже если с телефоном, тот может разрядиться, потеряться, сломаться. Можно ещё номер телефона записать в дневник.

6. Подготовьте ребенка к тому, что учительница будет делать замечания, иногда строго и повышая голос.

Расскажите, что учитель таким образом указывает ребенку на ошибки, которые нужно исправить, призывает к порядку. И это относится к нему, как к ученику. Расскажите об этом на примере взаимодействия работник-директор. Обратите внимание, что при этом ребенок не становится плохим и нелюбимым.

Научив ребёнка этим моментам, вы сможете тем самым, снизить "градус его неудобства" перед взрослыми.

Что касается обучению навыкам безопасного поведения.

У меня самой был такой случай. Дорога к моей работе проходит через одну из Владимирских школ. Прошлым сентябрём мне повстречалась девочка, на вид 8-9 лет, которая сначала спросила у меня, который час, а потом во всех подробностях рассказала, где она живёт, сколько у неё денег, и что дома никого нет.

Думаю, таких историй немало. Проиграйте, проговорите с ребёнком опасность общения с незнакомцами. Если планируете оставлять на какое-то время ребенка дома одного, обсудить любые варианты опасного поведения. Здесь очень много разных моментов.

У любимой мною Татьяны Трясоруковой есть прекрасные пособия по развитию навыков социального и безопасного поведения. Я их с удовольствием использую в занятиях с детьми по подготовке к школе. Они очень понятны и доступны, заниматься по ним могут и сами родители.

По тетрадям Татьяны Трясоруковой можно заниматься с ребёнком дома. Каждый день понемногу.
По тетрадям Татьяны Трясоруковой можно заниматься с ребёнком дома. Каждый день понемногу.

Теме общения со сверстниками, детской дружбе я планирую посвятить отдельную статью.

А сегодня хочу закончить вот какими размышлениями: современные дети не такие, какими были мы. Ими нельзя управлять через страх. Только любовью и принятием. В начале их жизни необходимо создавать благоприятную, доброжелательную среду. Много разговаривать, показывать и слушать. Уделять время и находить силы. Откупиться деньгами и подарками не получится).И вот тогда, после создания крепкого фундамента в виде жизненного опыта и знаний, любви и поддержки близких их ждёт успешная, самостоятельная и спокойная жизнь! И любые изменения им будут не страшны!

Дорогие читатели! Если статья была полезной, поставьте, пожалуйста, лайк!

Если Вы-родитель дошколенка, поделитесь, пожалуйста, в комментариях, какие вопросы вас волнуют?

Буду рада видеть вас в числе моих подписчиков! До новых встреч!

#подготовка к школе #советы детского психолога #скоро в школу