Студия "Мельница" - флагман российской мультипликации

547 прочитали

Есть вещи, которые в нашей стране со времен распада СССР находятся в состоянии если не упадка, то серой посредственности, среди которой ярко сияют отдельные бриллианты удачных образцов.

Одной из таких вещей является мультипликация. Союзмультфильм, некогда гигант и флагман отечественного рисованного кино, живет исключительно на деньги от авторских прав на старые произведения, периодически запуская плохие перезапуски культовых вещей. Студия "Пилот" после смерти Александра Татарского ушла в пике и чуть не отдала концы в 2008. ТО "Экран" умерло вместе с РГТРК "Останкино". Многочисленные региональные студии тоже не пережили лихое время.

Единственной отдушиной в этом море отчаяния стала студия "Мельница", о которой я и предлагаю сегодня поговорить.

Если вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о кино и сериалах, добро пожаловать в статью-рубрикатор. Ещё я пишу о телевидении, старых компьютерных играх, а также имею коллекцию статей о "Звёздных войнах"

Первые годы

Вообще, создание "Мельницы" было если не случайным, то во многом - спонтанным. Материнская компания "СТВ" в конце 90-х гремела на всю страну удачными фильмами ("Брат", "Особенности национальной рыбалки", "Мама, не горюй") и в целом анимационное направление не слишком-то её интересовало. Тем более, в 1998 году, как известно, грянул очередной финансовый кризис и многим стало не до финансирования малоперспективных направлений деятельности.

Не было бы счастье, да НТВ помогло - отчаянно нуждаясь в контенте (а из-за кризиса телеканалу пришлось отказаться от покупки зарубежной продукции), телеканал заказал "СТВ" производство мультсериала "Приключения в Изумрудном городе" по сказкам Фрэнка Баума о стране Оз. Поскольку компания была всё-таки с приставкой "кино", новое направление деятельности решили поручить новой студии, офис которой решили расположить на улице Мельничной в Санкт-Петербурге.

Веселый логотип и студия интересная
Веселый логотип и студия интересная

Собственно говоря, именно от названия улицы и пошло название студии - первое что пришло в голову создателям будущего генератора шедевров, было слово "Мельница".

Сотрудничество с НТВ получилось ярким, но недолгим. На волне спора хозяйствующих субъектов, когда "старый НТВ" свалил на ТВ-6, а новый разбирался в оставленном порушенном хозяйстве, мультсериал оказался не сильно нужен, отчего закончилась работа "Мельницы" с НТВ.

Впрочем, проба пера оказалась удачной и натренировавшись на кошках студия решила замутить какой-нибудь оригинальный проект. Им стал "Карлик Нос", основанный на готичной сказке Вильгельма Гауфа. Мультвоплощение старой сказки было весьма достойным, качественная анимация и отличная режиссерская работа вкупе с интересной историей покорила сердца зрителей и до сих пор остается весьма интересной работой.

К слову, надо сказать, что ранние работы "Мельницы" хоть и пополняли культурный багаж российского зрителя и тепло им принимались, но денег приносили мало - тот же "Карлик Нос" при бюджете в два с половиной миллиона долларов собрал всего 700 тысяч. Конечно, для мультпродукции и это было прорывом - до этого в прокат рисковали выпустить лишь два полнометражных мультфильма - "Незнайка на Луне" и "Новые бременские", но ради чего тогда делать бизнес, если он не окупает труды?

Нужно было придумать что-то новенькое.

Золотая жила

Однажды к Александру Боярскому пришло необычное письмо - в нем лежал отрывок сценария за авторством студента из Днепропетровска Максима Свешникова. Сценарий был про приключения персонажей из русских народных сказок и былин в постмодернистской обработке. В мировой культуре как раз назревал вал постмодерна, и получалось так, что питерские аниматоры могли бы оказаться на гребне волны успеха. Разумеется, автора сценария взяли в оперативную разработку коллектив студии и работа закипела.

Вышедший под новогодние праздники "Алёша Попович и Тугарин Змей" порвал шаблон абсолютно всем, ведь такого столкновения современного и русского-народного ещё никто не делал (да, собственно говоря, и не сделает). И что самое главное - фильм полностью подходит как для самых маленьких (история-то очень простая), так и для самых взрослых (приличный юмор, основанный на российском культурном коде), а также тех, кто между ними (крылатые цитаты и мемы из мультфильма успели уйти в народ). Успех, правда, опять получился относительным, поскольку в прокате "Алеша Попович и Тугарин Змей" так и не окупился, зато на сопутствующей продукции создатели наварились по полной, не забывая кормить зрителя информацией о продолжении.

Не. Упал.
Не. Упал.

Второй фильм серии, посвященный, как ни странно Добрыне Никитичу тоже был выполнен в том же ключе легкого постмодерна и также пришёлся зрителю по вкусу, даже несмотря на то, что основной конфликт сюжета не был прямо связан с богатырем. Мульт тоже разошёлся на мемы (слушай, а ловко ты это придумал), а студия потеряла ещё порядка миллиона долларов на прокате.

А вот третий мульт - "Илья Муромец и Соловей Разбойник", наконец-то прорвал плотину неокупаемости и собрал по кинотеатрам три своих бюджета. В нем, правда, стало чуть больше более современного юмора и анахронизмов из будущего, но картину это не портило, тем более, что и фирменного юмора в картине много.

В лучших традициях киноконвейера Марвел, который в те годы ещё держал пиво питерским аниматорам, в 2010 году вышел кроссовер с участием всех трех богатырей - "Три богатыря и Шамаханская царица", который довел до апофеоза все идеи "богатырской" трилогии - смешной и непутёвый князь Киевский, крутые богатыри (но со своими слабостями) и их взаимодействие друг с другом и с женами, а также коварный враг с хитрым планом. В дальнейшем все картины серии будут делаться по этому шаблону, но именно "Три богатыря" станут лучшим фильмом в серии.

Но не одной богатырской сагой была жива студия.

Что-то рядом

Как вы относитесь к Лунтику? Я вот как-то не очень, зато маленькие дети его обожают и они за своё счастливое детство тоже могут благодарить студию "Мельница". В коротком метре, кстати, студия тоже себя чувствует достаточно комфортно - тех же "Барбоскиных" и "Царевн" малыши любят.

Кроме того, студия не стеснялась экспериментировать - на её счету "Сказ о Федоте-стельце", выполненный в эстетике русского лубка с привычным подмигиванием постмодерна, а также "Крепость. Щитом и мечом", рассказывающая о героической защите Смоленска в годы Смуты. Увы, но оба эти эксперимента в прокате провалились.

Мульт по своему офигенен, но это зрелище не для детей, а как минимум 16+
Мульт по своему офигенен, но это зрелище не для детей, а как минимум 16+

Но, пожалуй, вторым по значимости проектом студии можно считать серию "Иван Царевич и Серый волк", этакую сборную солянку всех возможных сказочных сюжетов в одном флаконе, с обязательным выкручиванием постмодерна на максимум. Аллюзий к нашей реальности в этих мультфильмах столько, что и перечислять устанешь, но самая главная фишка серии - сказочные персонажи знают, что они сказочные и вовсю используют это знание.

Впрочем, как и в "богатырской" франшизе, не каждый "Иван Царевич" однозначно удачен. Если первый фильм на эффекте новизны выстрелил, то сиквел был уже послабже. С триквелом и четвёртой частью ситуация интереснее - сценарий для них писал "Квартет "И", который, на мой вкус, переборщил с сатирой, отчего изначально детский мультик несколько сменил целевую аудиторию.

Кроме того, студия обращается и к тому, с чего начинала - Волшебной стране из сказок Баума/Волкова. На её счету две экранизации книг последнего про приключения Урфина Джюса.

Основная проблема студии

Многие говорят, что "Мельница" прочно заняла своё место в пищевой цепочке и нещадно доит одну франшизу до исчезновения к ней интереса. Доля правды в этом, конечно, есть - новые картины выходят чуть ли не каждый год, что не прибавляет картинам качества. Не самая лучшая анимация действительно присутствует почти в каждом мультфильме, кое-где кладется болт на развитие персонажей, а со времен выхода "Шамаханской царицы" богатыри лишаются той индивидуальности, которая была в сольных фильмах.

Но при этом, что удивительно, массовому зрителю (а не критику) все новые фильмы нравятся, исключение составил только "Три богатыря и принцесса Египта" с совершенно кокаинумным сюжетом. То ли культурный код, зашитый в подкорку любого русскоязычного зрителя срабатывает, то ли сюжеты фильмов при своей простоте что-то цепляют в душе, но новые "Богатыри" совершенно не надоедают.

Но, конечно, хотелось бы видеть больше новых мультфильмов в новых сеттингах, ведь столько ещё сказок не охвачено - выбирай на вкус.

"Мельница", жги!

Есть вещи, которые в нашей стране со времен распада СССР находятся в состоянии если не упадка, то серой посредственности, среди которой ярко сияют отдельные бриллианты удачных образцов.-4