180,8K подписчиков

Мощь и сила двойных альбомов: Часть #7 – Фанк, соул и диско.

144 прочитали
Музыка в стиле «спиричуэл» развивалась в очень разные стороны – что-то стало блюзом, что-то превратилось в джаз, а корни проросли в соул и фанк, которые потом пропитали собой и музыку диско.

Музыка в стиле «спиричуэл» развивалась в очень разные стороны – что-то стало блюзом, что-то превратилось в джаз, а корни проросли в соул и фанк, которые потом пропитали собой и музыку диско. Всё это по своей природе музыка чернокожих. Но ни в коем случае не в негативном смысле – это был элемент их американской субкультуры, это был способ их самовыражения и средство борьбы. Со временем это всё приобрело характер популярных музыкальных стилей, со своими большими релизами, лонг-плеями и даже двойными альбомами.

Ниже я привожу несколько примеров дуплетов, созданных чёрными музыкантами в стилях, близких к соулу и фанку. Местами с элементами афробита и психоделического рока, местами с явным привкусом синти-попа. Но от того они не теряют своего духа и даже позволяют посмотреть на то, как эта жанровая ипостась развивалась и мутировала во времени.

Итак, давайте по порядку:

War – The Black-Man's Burdon (1970)

Группа «Война» в наших широтах представляется некоторой дурной псевдолиберальной арт-группировкой, прославившейся тупыми околополитическими акциями. А жаль. Ибо вот эта самая Война прославилась на весь мир благодаря невероятному музыкальному таланту её участников и ясностью антивоенной и антирасистской мысли в текстах. Кроме всего прочего, это одна из первых групп, которая умудрялась закручивать сразу и одновременно 5-6 жанров в одной композиции. Да, безусловно, это всё были близкие жанры, но в итоге получалось же невероятно классно. Что я рассказываю? Вы вот возьмите и послушайте их кавер на Paint it Black и тогда вы поймёте, что такое настоящий восторг. В целом альбом тяжеловат на подъём, к его середине уже начинаешь уставать от зашкаливающего уровня оптимизма каждой песни, но точно интересен.

James Brown – The Payback (1973)

Музыка в стиле «спиричуэл» развивалась в очень разные стороны – что-то стало блюзом, что-то превратилось в джаз, а корни проросли в соул и фанк, которые потом пропитали собой и музыку диско.-2

Кто из чёрных музыкантов, как не Джеймс Браун ещё тогда-тогда в седые и волосатые 70-ые просёк, что BLM?! И ведь молодец же какой – смело пел про это, заряжал прокламации со сцены, делал соответствующие записи и распространял их. При том при всём как музыкант он нисколько не потерял, даже скорее наоборот. Если отсечь все сборники и концертники из творчества дядюшки Джеймса, то у него в дискографии найдётся аж целых два двойных альбома. Оба, как по мне, хорошие. Вот этот самый Payback по мнению многих (и даже по мнению самого автора, как говорят отдельные знатоки Брауна) довольно таки-коммерческий и не настолько уж фанковый, на сколько мог бы быть. С этим бы я поспорил – весьма себе грувовый и мощный альбом. Кроме того, он изначально писался как саундтрек, что и внесло в него некоторую струю концептуальности, а это явный и жирный плюс для дуплета.

James Brown – Hell (1974)

Музыка в стиле «спиричуэл» развивалась в очень разные стороны – что-то стало блюзом, что-то превратилось в джаз, а корни проросли в соул и фанк, которые потом пропитали собой и музыку диско.-3

Недолго думая дядюшка Браун следом за «коммерческим» альбомом выдал вполне себе авангардный альбом … который звучит ровно так же, как и предыдущий с той только разницей, что в плане музыкальных ходов и находок, текстового самовыражения и полёта фантазии он явно на две головы выше предыдущего. Эти два последовательных релиза дядюшки сами по себе формируют эдакий концепт: первый сделан профессионально и мощно, но как надо («долги оплачены»); второй – необычно и задорно, то есть как хочется («а гори оно всё в аду!»). Интересно, а так сразу было задумано или просто по ходу получилось?

Stevie Wonder – Journey through the Secret Life of Plants (1976)

Музыка в стиле «спиричуэл» развивалась в очень разные стороны – что-то стало блюзом, что-то превратилось в джаз, а корни проросли в соул и фанк, которые потом пропитали собой и музыку диско.-4

«Когда ты слепой пианист, да ещё и темнокожий …» - так можно было бы начать любую историю про Стиви. Но зачем, если даже сам Стиви очень иронично относиться к этим двум фактам и охотно стебётся над ними? При этом его талант, как композитора, музыканта и исполнителя настолько крут и объёмен, что афроамериканцы, слепые и геи готовы ему простить всё. Конкретно вот этот альбом не относиться к списку самых популярных его творений, но он однозначно один из самых интересных в его творчестве. Удивительно, но человек, потерявший зрение при рождении и никогда не видевший этот мир, взял и написал саундтрек к документальному фильму про этот самый мир. Казалось бы, немыслимо, а вот ведь получилось очень жизнеутверждающее и преисполненное доброты творение, как всё творчество Стиви.

Marvin Gaye – Here, My Dear (1978)

Музыка в стиле «спиричуэл» развивалась в очень разные стороны – что-то стало блюзом, что-то превратилось в джаз, а корни проросли в соул и фанк, которые потом пропитали собой и музыку диско.-5

Марвин был очень своеобразным исполнителем. Соул и r’n’b как оно есть. Не будучи горячим любителем этих жанров много такой музыки не послушаешь – очень быстро приедается. Только в рамках сборника, битком забитого хитами и шлягерами, можно взять и выслушать альбом целиком. А тут вот на тебе – целый двойной альбом. Если честно, то я до подготовки материала и не знал о его существовании и сильно удивился его наличию. Целиком я его, конечно, послушал, но больше не буду. На самом деле это очень хорошая музыка, но по мне очень сладкая – а я даже варенье больше одной столовой ложки за раз скушать не могу.

Donna Summer – Once Upon a Time (1977)

Музыка в стиле «спиричуэл» развивалась в очень разные стороны – что-то стало блюзом, что-то превратилось в джаз, а корни проросли в соул и фанк, которые потом пропитали собой и музыку диско.-6

Королева диско остаётся королевой в любом случае! Двойная пластинка в жанре танцевальной музыки в век танцполов, требующих жирных хитов – это был смелый амбициозный ход. С точки зрения рынка, безусловно это была вообще странная выходка. А вот с точки зрения творчества – вполне логичное продолжение начатого ещё на двух предыдущих альбомах. Как гласит слоган на обложке этого альбома «Более 70 минут музыки» так оно и есть. По большому счёту это, конечно, диско и дэнс-фанк, но в тоже самое время всё это – просто музыка. Довольно разная, но удивительно приятная.

Earth, Wind & Fire – Faces (1980)

Музыка в стиле «спиричуэл» развивалась в очень разные стороны – что-то стало блюзом, что-то превратилось в джаз, а корни проросли в соул и фанк, которые потом пропитали собой и музыку диско.-7

Классики жанра, популяризаторы стиля, посланники добра и мира ... двойной альбом смогли осилить ближе к концу своего творчества. Может быть, это был несколько запоздалый продукт – надо бы было раньше делать дуплет. А может всё ко двору – не даром это один из самый титулованных альбомов коллектива. И не мудрено, так как здесь есть всё то, что было сделано в рамках жанра до 80-го и всё то, что зазвучало в эманациях жанра после, даже в забойных хитах RHChP и Faith No More можно найти отголоски, явно почерпнутые в Лицах. В смысле слушабельности альбом весьма хорош – он не напрягает и не утомляет, но создаёт хорошую атмосферу и нормально так правит ауру.

Prince – 1999 (1982)

Музыка в стиле «спиричуэл» развивалась в очень разные стороны – что-то стало блюзом, что-то превратилось в джаз, а корни проросли в соул и фанк, которые потом пропитали собой и музыку диско.-8

Лично для меня феномен архипопулярности Принса был всегда большой загадкой. Нет, ну конечно в живую он просто прекрасен – то, как он шпарил на гитаре и при этом проникновенно пел просто не могло не завораживать. В живую это был реальный и глубокий фанк, соул и даже рок. Но ведь на записях мы всегда имеем мягко говоря другого Принса – минимум живого звука, максимум вычурности. При этом, по совершенно непонятным причинам, этот синтетический понто-поп так и тянет включить ещё раз. Может быть для того, что бы всё же разобраться в его мистическом воздействии на других, а может быть и потому, что в нём всё же есть какая-то магия. Что касается этого релиза, то он несколько неоднозначен – старый Принс кончился, а новые ещё не начался. Может быть поэтому на нём действительно мощных шлягеров почитай, что и нет. Однако в нём что-то есть такое, чего до него в мире музыки точно не было.

Michael Jackson – Dangerous (1991)

Музыка в стиле «спиричуэл» развивалась в очень разные стороны – что-то стало блюзом, что-то превратилось в джаз, а корни проросли в соул и фанк, которые потом пропитали собой и музыку диско.-9

В стопятисотый раз выдавать рулады этому альбому я не буду – про него много кто писал, да и я сам уже это делал пару раз. Ну да – он классный. По-хорошему он ставит жирную точку на том самом рутовом фанке, соуле и r’n’b. Всё, что выходило в рамках жанра после – повторения, штамповка, сумбур и околожанровые мотания. Просто переплюнуть такую пластинку и добавить ещё что-то к стилю уже нереально. По уровню слушабельности на мой взгляд – это одна из самый интересных и нескучных пластинок за всю историю современной поп-музыки. Ирония судьбы такова, что это тот самый двойной альбом, который совсем не двойной – всё влезло на один компакт-диск. Но он был выпущен ещё и на виниле и там он был двойным. Аминь.

У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.