729 подписчиков

Красавица-воин Сейлормун ТВ-1 (обзор аниме)

442 прочитали

Милые девочки-волшебницы в мире чёткого добра и зла. Обилие романтики, интересные филлеры и то, что чуть не погубило всё.

История, коей суждено повториться...
История, коей суждено повториться...

Здраствуй, дорогой читатель!

Извиняюсь за долгое отсутствие, но долгое время написание статей мне не давалось. Возобновим же работу! Сегодня речь пойдёт о махо-сёдзе, что я начал смотреть (но в силу его значительной продолжительности, обзор пока будет только на первый сезон). Аниме-адаптация манги от Наоко Такеути, выходила в 1992-1996 годах, притом изначально задумывавшаяся как довольно короткая, но впоследствии заметно разросшаяся история, давшая новое дыхание жанру махо-сёдзе. Каким же вышло самое начало той истории? Верно ли, что аниме берёт повседневностью и жизненными вопросами даже сейчас, а в остальном оно устарело? Насколько оправданы истребления персонажей и откаты назад, реинкарнации и отступления от первоисточника? Об этом, и не только, в обзоре-лонгриде на первый сезон аниме (и только на него) с минимумом спойлеров.

Итак, начали!

1. О сюжете.
Студия: Toei Animation. Годы выхода: 1992-1993 (первый сезон). Средняя оценка первого сезона на MyAnimeList: 7,70 (155 105 голосов); личная оценка: 7,3.

Сейлор-воины. Сзади: Макото Кино и Минако Айно. Спереди: Рей Хино, Усаги Цукино и Ами Мидзуно. Источник: gelbooru.com.
Сейлор-воины. Сзади: Макото Кино и Минако Айно. Спереди: Рей Хино, Усаги Цукино и Ами Мидзуно. Источник: gelbooru.com.

Жизнь Усаги Цукино была простой и незатейливой: опаздывать к первому уроку, завтракать на ходу и не ладить с младшим братцем. Но затем она повстречала говорящую кошку Луну, которая объяснила Усаги, что та избрана самой Луной (в смысле планетой) для защиты Земли от посягательств сил Зла. Для чего кошка дарует Усаги возможность перевоплощаться в воительницу в матроске. Став волшебницей, у Усаги появляется новая цель в жизни – не дать врагам заполучить Кристалл, давший бы им сил для ввержения всех и вся во тьму. Однако кроме этого, нужно найти других сейлор-воинов. Ими оказываются спокойная отличница, для которой долг превыше чувств, Ами Мидзуно, бесстрашная и притом жутко милая мико-цундере Рей Хино (будет вечно на ножах с Усаги), энергичная и больно влюбчивая Макото Кино, и не по годам взрослая девушка-айдол Минако Айно; временами девушкам будет помогать герой в маске Такседо Маск. И как полагает Луна, именно среди этих девушек есть наследница древнего Лунного королевства, которой было бы по силам справиться с Тёмным королевством и его генералами. Которые, к слову, не дремлют и сеют зло по Японии в поисках Кристалла...

1.2 Безнадёжно устаревшее сейчас и глупое ещё тогда.

Тот самый телекран, с которого Артемис зачем-то пудрил Луне мозги. 
Источник: скриншот из аниме «Красавица-воин Сейлормун». ©Toei Animation.
Тот самый телекран, с которого Артемис зачем-то пудрил Луне мозги. Источник: скриншот из аниме «Красавица-воин Сейлормун». ©Toei Animation.

По традиции, начать стоит с мелочей, бьющих по всему и сразу. Одной из них в Сейлормуне стала «конспирация» девушек: если Сейлор Ви хотя бы маскарадную маску носила, остальные, видимо, простой магией спасаются, становясь в глазах демонов другими (хорошо бы если так, но это не звучало и на это не намекали в аниме, так что не факт). Старается маскироваться и Мамору, а поскольку соображает хорошо лишь Рей, то ни другие сейлорвоины, ни злодеи и этого секрета не знают. По каким-то неведомым причинам жутко хромают организация и взаимосвязь: Луна с Артемисом по идее должны были сразу встретиться (и первой напарницей Усаги должна была стать Минако), но вместо того хитрый котяра серий 30 обманывал Луну, давая ей какие-то туманные указания, прикидываясь не пойми как её начальством (!?) и разговаривая через монитор. Чего он ждал и почему медлил – вопрос, что останется безответным навеки.

В рядах зла, дабы уравновесить шансы, тоже не всё гладко. И ладно, что их генералы не могут вместе выступать, быстрее копя энергию и ища кристалл: всё же, когда временно «промытый» Такседо действовал вместе с Кунсайтом, в основном, они друг другу мешали, пытаясь присвоить себе все лавры. Пусть так, концепция разделяй и властвуй вполне рабочая (правда, пара яойных голубков вполне могла бы работать и сообща, или им друг на друга плевать?). Но почему в этом случае каждый не ведёт своих демонов в атаку (хотя бы парами, а не поодиночке), а чего-то ждёт раз в неделю? Неужто и концепция «злодей недели» должна приниматься на такую же абсолютную веру? Впрочем, по сравнению с мотивацией, а тем паче развитием почти всех антагонистов сериала (коих просто нет, они злые, потому что злые), это не такая уж и большая проблема.

Проблема будет, стоит копнуть в суть сюжета, а не филлеров, из коих по большей части «Сейлормун» и состоит (ниже объяснено мнение, почему так даже лучше). Ибо мало того, что основная суть – красивой избранной девушке найти своего принца, просто потому что они инкарнации двух каких-то любовников из какого-то лунного королевства – была не шибко оригинальной ещё тогда (сейчас подобными сюжетами сёдзе завалено ещё сильней), так эта суть заставляет стелить под себя не только сюжет, но и персонажей. Притом в обоих случаях вышло плохо: ибо ради того, чтобы выделить всю избранность Усаги, начнутся сливы, сравнимые с теми, что были в «Акаме!» (помимо сейлорвоинов, тут и легендарный в своей убогости последний бой Кунсайта). И концовка, что могла бы переплюнуть «Мадоку» в своей жестокости, но вместо того вырулившая ко «Вратам Штейна», но не по причине каких-то целенаправленных действий персонажей (суровый реализм бы потребовал трагедии), а потому что «чудо». Разрушение выстроенных дружеских отношений девочек ради этого чуда заставляет усомниться, будет ли дальше иначе, ведь, возможность повторения подобного сильно обесценивает всё серьёзное, что в такой концовке осталось. Ну а что, просто будут постоянно перезапускать миры! Вот только смотреть раз за разом по 40 серий как команда девушек собирается, а потом вновь распадается, будто иных возможностей нет, незачем: это умещается и в куда меньшее количество серий. Но даже в них вряд ли аниме станет лучшей драмой: ценность таких концовок как раз заключается в том, что подобные жертвы делаются ради того, чтобы исключить саму возможность повторения подобного, а не пихать каждые ~40 серий обнуление после битвы с очередным боссом (про постановку боёв заикаться тоже лучше не стоит). Да и не всем быть драмой.

Ибо хороша Сейлормун другим.

1.3 История о молодых девушках, полная дружбы и любви.

Не в последнюю очередь, она хороша так называемыми «филлерами», формально сюжет не двигающими (хотя там и двигать-то...). И хороши они тут по всем пунктам: они делают более живыми персонажей второго плана, заставляя их проходить какие-то изменения (например, школьные друзья Усаги). Они позволили нормально раскрыть целого антагониста и даже дать ему драматичную развязку, выглядящую чуть ли не горше основного финала. Да что уж там – они и пятёрку всех воинов, включая Усаги, смогли показать не как группу готовых на всё ради королевы солдат, ведомых лишь долгом их прошлых жизней (которые совершенно тут не сдались), а именно как подружек, вместе борющихся со злом. Именно с точки зрения пресловутой девчачьей повседневности Сейлормун даже сейчас смотрится отлично. Уже за одно то, что показано, как поэтапно их команда собирается, какие неизбежные ссоры и притирки возникают; более того, не все устранены до конца, как те же вечные перепалки Усаги и Рей, что «совсем не ладят». Но так и должно быть: когда разные характеры и взгляды на жизнь соприкасаются, гром и молнии неизбежны, пока не начнётся взаимное растворение, ведь с одной стороны, нельзя быть вечной балбеской, а с другой, требовать от других всего и сразу. Через эту дружбу можно и несколько переосмыслить приоритеты в жизни, увидев что-то помимо учёбы, а можно стать «старшей сестрой» коллективу, если в тех же делах амурных у тебя больше опыта, пусть и горького. И даже необязательно всегда полагаться на прекрасного принца на белом коне: девушки и сами могут о себе позаботиться; пусть и не всегда, но этот тезис будет подтверждаться делом, и даже в финальной битве будет именно так.

Также буквально переполняет аниме тема любви. Влюбляются здесь почти все: и ветреные поначалу Усаги и Макото, и цундере Рей, и подруга Усаги Нару. Да что уж там – даже у Луны появлялся кавалер в одной из серий! И эта самая любовь, первая девическая, тоже показана весьма неплохо: в том числе и потому, что может как оказаться недолговечной, забывающейся уже вскоре после отказа и встречи с очередным красавцем, так и напротив – развивающейся от простого влечения к симпатичному личику до осознания, что даже желание поцапаться с этим человеком тоже исходит от того, что с ним настолько свободно (в плане химии между персонажами Тоей также не подвели). А может статься, что и был опыт отношений, но кончившийся печально: и пока кто-то закрывает своё сердце для новых чувств, кто-то напротив, перетерпев искреннюю боль от разлуки и, самое больное, осознания, что тебя больше не любят, робко начать оглядываться на кого-то, кто рядом и всегда готов поддержать. В этом плане, плане наблюдения за различными дорожками, куда приводит любовь персонажей (причём подчас пересекающимися), аниме интересно.

Хотя и как повседневность с типично девичьими проблемами, помимо любви, сериал также хорош: сложности во взаимоотношениях с родными (14 лет Усаги кое-кто воспитывал), проблемы внешности (часто ведь растущим девушкам кажется, что и здесь пару сантиметров лишние, и знакомый вредина съеденной булочкой попрекает), вечной печальной успеваемости и других. Отличной вышла и комедийная часть, ведь все эти склоки, перепалки, глупости, творимые Усаги и остальными, не от зла или отсталости, а именно от их непосредственности и заблуждений, которые нередко к забавным ситуациям и приводят. Много интересных тем затронуто и в пресловутых филлерах с их недельными демонами. Которые, как известно, всегда исполнят желание человека и не столь важно, какое: защитить ли рощу от застройки очередным ТЦ, стать хорошим раскадровщиком аниме (даже в тонкость ремесла заглянули!), научиться рисовать и не бояться публики, стать лучшей теннисисткой – демоны могут помочь. Но плату возьмут свою: в данном случае, обратив их в таких же демонов, одержимых своей идеей. И спасая людей, изгоняя из них одержимость (хоть она и внешняя, зачатки внутри также были), Усаги, Рей и остальные показывают: свой мир нужно защищать и силой. Более того, такой мир защищать действительно нужно и стоит, особенно если для этого есть всё, включая судьбу.

2. Основные персонажи.

Усаги Цукино (Сейлор Луна) – главная героиня аниме и манги, простая на вид школьница, ставшая первым (вторым) воином в матроске. Поначалу глупая, ветреная, несобранная и безответственная особа, которой ещё предстоит научиться тому, как, с одной стороны, стать надёжной и верной подругой, а с другой – как более серьёзно подходить к тому, во что она оказалась втянута. Изначально влюблена аж в двоих (а почему нет? всё лучшее Усаги!), но затем понимает, что истинное чувство лишь одно. Вечно на ножах с Рей. Петь дуэтом... кхм, не может. Неуклюжая и неутончённая. Обладает лунной диадемой (как оружие), лунной палочкой (для исцелений) и ручкой для перевоплощений в другие костюмы, помимо матроски.

Ами Мидзуно (Сейлор Меркурий) – первая боевая подруга Усаги. Отличница до мозга костей, считающая именно обучение самым главным в своём возрасте, отчего друзей долгое время не было. Разумеется, впоследствии также находит любовь. Спокойна и рассудительна, всегда старается найти рациональный выход из ситуации, почти не подвержена панике. Хорошо обращается с компьютерами (девайс Луны для анализа демонов использует именно Ами), старается сглаживать конфликты между Усаги и Рей, отлично ладит с Луной. Её стихия – Мыльный дождь – призывает пузыри, позволяя сейлор-воинам прятаться от врагов.

Рей Хино (Сейлор Марс) – жрица храма, которая тоже оказалась избрана для роли воина в матроске. Учится в частной католической школе, живёт при храме вместе со странного вида дедушкой. Требовательная, строгая и часто сердящаяся по пустякам – словом, изначально полная противоположность Усаги, которую вечно критикует (а как-то и оспаривала лидерство). Вместе с тем к своим друзьям крепко привязывается и всячески стремится их защищать, уже сама отдающаяся ради этого без остатка. Не так влюбчива как Усаги, но способна также отпустить человека, коему она не стала не мила и обратить внимание на отважного паренька Юичиро, готового ради Рей на всё. Способна как повелевать духом огня (как сейлор-воин), так и отгонять нечисть молитвой (как мико), хотя последним пользуется по воле сценария. Не смотря на недостатки и сложный характер, самая моя любимая девочка в «Сейлормуне».

Макото Кино (Сейлор Юпитер) – старшеклассница, также ставшая воином в матроске. Спортивная, способна раскидать шпану, да и в целом в драках почти не уступает мужчинам (но Такседо уступает, увы). Сирота. Владеет карате, умеет кататься на коньках и хорошо готовит. Характер энергичный, наклонность быстро влюбляться также имеет. К сожалению, остаётся одна, неоднократно отвергнутая... Способна призывать и метать молнии. Хорошо ладит с Усаги.

Минако Айно (Сейлор Венера) – последний (хотя на самом деле, первый, если по сроку службу) воин в матроске. Ещё до начала событий аниме была известна как Сейлор-Ви, сражаясь со злом во имя Венеры на пару с котом Артемисом, благодаря чему стала героиней аркадных видеоигр. Мечтает стать идолом. В прошлом испытала несчастную любовь, но смогла это пережить. В чём-то будет постарше своих подруг-воительниц в матросках.

Такседо Маск (Чиба Мамору) – главный мужской персонаж произведения. С детства рос один, впридачу память потеряв, отчего многое о себе не знает. Подсознательно стремиться защищать Сейлормун и других воительниц, считая, что они как-то связаны с его прошлым. Также часто цапается с Усаги, когда не в образе Такседо. Одно время встречался с Рей Хино.

Луна – говорящая кошка, которую случайно повстречала Усаги. Может одарять избранных способностями сейлор-воинов, довольно умна и сообразительна, куда серьёзнее подходит к делу, нежели Усаги, чем её и попрекает. Довольно много знает о предыстории воинов в матросках.

Артемис – кот, помогавший Сейлор Ви в её героических делах, но дольше всех не решавшийся включить её в команду Усаги (учитывая характер последней, его можно понять). Ещё больше, чем Луна, сконцентрирован на деле и их общей цели.

Нару Осака – одноклассница и первая лучшая подруга Усаги, с которой они до поры до времени проводили кучу времени. Несколько более серьёзна, чем подруга. Также способна на сильное и долгое чувство, могущее растопить даже злодейское сердце. Пережила любовную драму в свои 14 лет.

Гурио Умино – одноклассник Усаги и Нару, с одной стороны, явно симпатизирующий первой, с другой – абсолютно не умеющий правильно выразить свои чувства. Типичный ботаник, любящий похвастаться. Впоследствии немного сближается с Нару.

Мотоки Фурухата – продавец в магазине аркад, куда ходят Усаги с подругами. Настоящая любовная мишень Сейлор Мун и Сейлор Юпитер, хотя вроде как занят парень. Дружит с Мамору.

Королева Серенити – последняя правительница Лунного королевства, подробный рассказ о которой будет спойлером.

Джедайт – один из четырёх небесных королей (ситенно), самый младший по званию. Убеждённый сексист, считающий женщин себе не ровней. За убеждения и глупость он и поплатился.

Нефрит – сменил неудачливого Джедайта в спецоперации по поиску энергии для Металии. С помощью астрологии вычленял своих жертв, но также особых успехов не достиг (хотя и скопил энергии). В отличие от всех остальных злодеев первого сезона, познав истинную любовь, встал на её защиту, не пожалев ради счастья любимой ничего. Лучший (потому что единственный) раскрытый антагонист.

Зойсайт – сменил Нефрита. Использовал его чёрный кристалл для поиска семерых демонов, а в перерывах нежился с Кунсайтом (довела Берил тёмное королевство, довела). Хотя и был посильнее первых дух, также пал жертвой неудач.

Кунсайт – старший из четырёх королей, любовник Зойсайта, хотя ради последнего так ничего и не сделал (ибо жизнь важнее). Будучи самым сильным из четвёрки, умудрился пасть самой одной из самых бесславных смертей, что я видел в аниме.

Королева Берил – главнокомандующая этой кунтскамерой, использовавшая четырёх ситтено для пробуждения Металии (видимо, истинной владычицы тьмы). В прошлом была влюблена в предтечу Такседо Маска, но мотивов к её поступкам, а уж тем паче к речам о прогнившем насквозь мире это не сильно прибавило.

Нетрудно заметить, что отрицательные персонажи прописаны в разы хуже положительных и по сути, держатся на своей харизме.

3. Анимация, саундтрек.

Какой симпатичной я бы не находил рисовку и каким милым не был дизайн (чего стоят выражения их лиц!), стоит сказать, что анимация, мягко говоря, бедная. Дело даже не только в годах, но и в том, сколь велика была экономия: как минимум, две полные серии занял хронометраж, сократив вводную рубрику с приветствием Усаги и превращениями. Хотя отдам должное, для рейтинга PG (и допущениями порой уровня детсада) преображение девушек удалось показать эротично-эстетично. Однако эти плюсы не перевешивают просто непроприсованных фонов, каких-то клякс вместо величайших демонов прошлого (особенно на контрасте того, что демоны-статисты, появляющиеся лишь на одну серию, сделаны неплохо, хотя и не страшно). В общем, на сегодняшний день хотя чардиз по-прежнему симпатичен, сама рисовка скорее удручает, но лучше, чем в их же адаптации «Канона», вышедшей аж 10 лет спустя.

Из музыки непреходящую ценность я нашёл в опенинге, который сейчас бы включил в тройку своих любимых – настолько он мне запал и настолько часто я готов его слушать. Посему лично меня порадовало, что во второй половине сезона сменился лишь видеоряд (став прозаичным, с явными намёками на дальнейшую историю, а ведь порой так и хочется артхауса от Toei с дирижаблями и церквами!). Эндинг первой половины был вполне хорош, второй скорее не очень. Фоновая музыка в самом сериале также не особо запомнилась. Также отмечу, что смотрел сериал в полноценном русском дубляже (кроме опенинга и эндингов), что со мной бывает редко, но тут работы команда СТС Love мне более чем зашла; возможно, сыграла ностальгия, ведь их голоса я слышал при просмотре мультфильмов детства, хотя Сейлормун к ним не относится (дубляж СТС Love был в 2018 году).

4. По итогу.

Многие аниме не подвержены устареванию, полностью или частично, хотя с тех пор когда-то новые приёмы становятся штампами в жанре, меняются предпочтения аудитории (и соответственно ей, анимация, саундтрек и подходы к составлению сюжетов). Вопрос лишь в том, что из прошлого актуально до сих пор.

И здесь Сейлормун не выигрывает по всем фронтам: вместо интересного сюжета тут то, как все полегли ради принцессы и лишь чудо им помешало, вместо подлинного противостояния – встреча «хороших» с «плохими», притом последние проработаны крайне слабо (страшно представить, как дело в манге обстоит, ибо аниме вышло куда размашистее, судя по количеству серий).

То же, что не просто спасает аниме, а делает его очень симпатичным и интересным даже сейчас – в нём есть живость. Пусть она больше заключена в повседневности, а борьба с демонами больше фон для историй о дружбе и любви. Если сами истории из повседневной жизни старшеклассниц вышли отличными, удалось вложить в них как общие смыслы, так и пару раз поставить частные вопросы (та же природа творчества, затронутая в нескольких филлерах), то значит, за них и можно ценить аниме. Собственно, именно они по большей части (и милая Рей, само собой) подогревали мой интерес к просмотру куда больше, чем история о давно почившем лунном королевстве.

Заканчивая вновь не короткий обзор, скажу: не смотря на все свои ляпы и порой очень сильные наивности, первый сезон «Сейлор Мун» а целом оставил после себя приятные воспоминания. Жизнь и битвы девушек в матросках оказались интересными даже спустя годы (хотя большую часть виденного детстве я позабыл).
Поэтому первый сезон к просмотру я рекомендовать могу. Хотя дальше уже решать самим: собственно, второй сезон пока у меня самого отложен на неопределённое время. Всё-таки иной раз не хочется видеть очередные циклы, рушащие то, что так хорошо работало на всё: атмосферу и компанию девушек-воинов.
В заключение скажу: как бы не важен был элемент чуда в жизни, всецело на него полагаться всё же не стоит. Куда лучше иметь надёжных и верных друзей, с которыми можно вместе противостоять любым невзгодам. Тогда и чуда не надо будет (при грамотном сценарии), и после можно будет сполна насладиться тихими радостями простой жизни. Радостями, ради которых стоит сражаться с напастями и жизнью, которую стоит оберегать.
Всего наилучшего! Источник: Яндекс.Картинки.
Всего наилучшего! Источник: Яндекс.Картинки.

Спасибо, что прочли статью до конца! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! До скорых встреч!

#аниме #манга #аниме обзор #обзор аниме #сёдзе #демоны #романтика #90-е #япония