Формализм

ФОРМАЛИЗМ в искусстве (фр. formalisme от лат. forma — наружный вид) — подход к художественному творчеству и способ создания художественных произведений, присущие современному буржуазному искусству и эстетике, игнорирующие идейное содержание произведений и оперирующие исключительно элементами формы. 

Формализм стал ведущим способом создания художественных произведений в буржуазном искусстве эпохи империализма. Формализм враждебен подлинному искусству, т. к. ведет к отрыву формы от содержания, к разрушению художественной образности — основы искусства. 

Формали́зм — концепция в теории искусства, согласно которой художественная ценность произведения искусства всецело зависит от его формы, то есть от способа изготовления, наблюдаемых аспектов и среды, в которой оно помещено. В изобразительном искусстве формализм делает акцент на элементах композиции, таких как цвет, линия, изгибы, текстура, в то время как реализм подчеркивает контекст и содержание. Одним из принципов формализма является сосредоточение всего необходимого для произведения в нём самом и абстрагирование от какого бы то ни было контекста, в том числе от причин создания данного произведения, исторического контекста, обстоятельств жизни создателя и т. д. Формализм доминировал в современном искусстве с конца XIX до середины XX века. 

ФОРМАЛИЗМ в искусстве так же можно определить как эстетическую концепцию, которая усматривает коренный принцип искусства в суверенной самоценности формы, которая не зависит от художественного содержания. 

Провозглашая сущностью искусства мир "чистой формы", формализм тем самым оправдывает крайние разновидности эстетического субъективизма и индивидуализма – вплоть до абстракционизма в изобразительном искусстве, "заумного языка" и "летризма" в поэзии и т.д. 

Сильной стороной конкретных искусствоведческих работ формалистов была тщательная разработка методики анализа структуры художеств, образа и его материальных элементов – слова в поэзии, пластики в скульптуре, звуковых структур в музыке и т.д. Гл. обр. на этой почве была предпринята попытка размежевания общего искусствознания и эстетики.