Найти тему
200 подписчиков

🌾 Афанасий Фет. Ласточки пропали | Стихи о природе поэтов 19 века

252 прочитали

► Известное стихотворение «Ласточки пропали» Афанасия Афанасьевича Фета (1854 г.), ставшее визитной карточкой поэта, включено во многие учебные хрестоматии.

► Известное стихотворение «Ласточки пропали» Афанасия Афанасьевича Фета (1854 г.), ставшее визитной карточкой поэта, включено во многие учебные хрестоматии.

► Стихотворение традиционно включается в круг детского чтение, однако его настроение совсем недетское. Да и сама пейзажная лирика, к которой относится это хрестоматийное произведение, сложно воспринимается детьми в силу их возраста.

► А. А. Фет вошел в историю русской поэзии как мастер пейзажной лирики. Он обладал умением образно и точно передавать в поэтическом слове природные явления и через них открывать сложные и тонкие переливы человеческих переживаний и настроений. Эта особенность пейзажной лирики, называемая литературоведами психологическим параллелизмом, в поэзии Фета проявляется ярко и очень изящно.

► В этом стихотворении поэт замечает мельчайшие детали природных картин: поздняя осень, полет грачей и журавлей, шум ночного ветра и падающих листьев, движение по полю перекати-поля.

► Известное стихотворение «Ласточки пропали» Афанасия Афанасьевича Фета (1854 г.), ставшее визитной карточкой поэта, включено во многие учебные хрестоматии.-2

► Картины поздней осени прямо и ассоциативно, с помощью метафор, олицетворений, перекликаются с нарастающим переживанием уныния, пустоты, тоски и одиночества («ласточки пропали», «с вечера все спится», «ветер злится», «поневоле тяжело – хоть плачь»). Финальная картина прыгающего перекати-поля по ночному осеннему полю в данном контексте воспринимается как символ отчаянной неприкаянности, потерянности души героя.

► В соответствии с основным лирическим содержанием автором выбрана необычная форма строфы: это не традиционное четверостишие, а строфа из 5 строк. Благодаря такой форме поэт усиливает настроение протяжной и нескончаемой тоски, незаконченности, незавершенности душевного переживания.

► Насколько доступно детям такое сложной взрослое лирическое переживание – большой вопрос... Иногда дети в силу своей невнимательности даже называют финал стихотворения «радостным», «весёлым» (ведь есть сравнение «как мяч»). Такое понимание смысла произведения, конечно, в корне неверно, и над проникновением в поэтические образы и настроение стихотворения педагогу нужно обязательно работать.

► Видеоклип можно использовать для заучивания стихотворения наизусть, при подготовке к выразительному чтению, на уроках чтения, литературы, внеклассных мероприятиях, при домашнем обучении.

Читает Елена Посашкова.

► «Ласточки пропали» Афанасия Афанасьевича Фета (ТЕКСТ)

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь – поневоле
Тяжело – хоть плачь!
Смотришь – через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.

*********************************

Обновленный вариант видео с текстом на RUTUBE ⬇

******************************

❗❗ ПРЕДЛОЖЕНИЕ для учителей начальных классов ❗❗ ► УМК «Вдумчивое чтение» для 1, 2, 3, 4 классов в электронном формате. Подробнее на сайте «Литературная студия Елены Посашковой»: http://www.lit-studia.ru/method/vdumchivoe_chtenie/

******************************

Если захотите помочь в развитии моего канала, то можете:
🔶 Поставить лайк 👍
🔷 Написать комментарий.
🔶 Поделиться видео в любой из социальных сетей.
🔷 Подписаться на канал.